Находясь в Ниигате, как-то вечером, возвращаясь в отель, встретили гейшу, ожидающую, как и мы, лифт. Ну, надо же, подумалось мне тогда, тут принято гейш в отели вызывать!!! Хотя чего удивляться, мы жили в отеле в самом центре города, где вечно толпились многочисленные мужчинки в черных пиджаках, понаехавшие на всякие семинары. Ну а что японским мужчинкам по вечерам делать? Правильно – развлекаться в обществе гейш.
Вообще гейш в Японии встретить достаточно сложно, не во всех городах они вообще существуют, а только в исторически сложившихся местах. Но Ниигата в этом плане была удивительным исключением. Это был третий город, где я вообще их увидела за все время своих путешествий по Японии: впервые это было в Осаке, потом в Киото и вот теперь здесь. В городе есть Фурумати — квартал гейш, расположенный в районе Тюо-ку. В период расцвета в Фурумати работало около 400 гейш; по состоянию на 2011 год в Фурумати их осталось только 26.
Фурумати изначально был торговым кварталом, а ханамати (так называются районы гейш в Японии) в этом районе появился в Ниигате ещё в период Эдо: первое упоминание датируется 1688 годом. Тогда он объединял проституток и гейш, однако после пожара в конце 1880-х годов бордели были перенесены за пределы городских стен. Фурумати не пострадал ни от войны, ни от землетрясения 1964 года, благодаря чему там сохранилась оригинальная архитектура, в частности знаменитый ресторан Набэдая1846 года, признанный Объектом Высокой Культурной Ценности.
В период Тайсё количество гейш в городе сильно возросло: в 1889 году — 128, а в 1913 году — уже 268 человек. Через три года их стало ещё больше, и в Ниигате было организовано голосование на звание самых красивых гейш «Десять красавиц Ниигаты». В 1960-х сильно сократился поток желающих выучиться на гейшу, а 1968 году число учениц во всей Ниигате достигло нуля; количество гейш стало быстро падать, а их средний возраст — расти. В 1986 году самой молодой гейше города было 36 лет, средний возраст гейши составлял 53 года, а в 1928—1933 годах соотношение гейш до 30 лет и после равнялось 5 к 1. Пятидесятилетних гейш (и старше) в 1928—1933 годах было не более двух. Ввиду бедственного положения ханамати в 1987 году была основана компания «Город ив».
Оплатив годовой взнос в 100 тысяч иен, работница «Города ив» получает помощь в приобретении кимоно и аксессуаров, уроки танцев и музыки, а также право участвовать в организуемых компанией мероприятиях. Теперь гейши Фурумати делятся на две группы: классические гейши, приписанные к традиционным окия (окия – дом, где проживают гейши), и работницы компании «Город ив», известные как рюто. «Классические» гейши иногда высказываются о «рюто» свысока, утверждая, что те исполняют самые простые танцы и не посвящают ремеслу достаточного внимания, однако они снискали популярность ввиду широкого освещения их работы в СМИ, а также участия в мероприятиях типа открытия заседания министров труда «Большой восьмёрки» в мае 2008 года. В 2015 году в «Городе ив» работало три гейши и 9 учениц.
В отличие от Киото, где полноправные гейши называются «гэйко», а ученицы — «майко», в Ниигате они именуются, соответственно, «томэсодэ» и «фурисодэ», по названию рабочего кимоно; для получения статуса томэсодэ требуется учиться 7—8 лет. Помимо кимоно, у гейш и учениц отличаются способы завязывания пояса и парики: фурисодэ носят узел «стрела» и причёску момоварэ с сезонными украшениями, а томэсодэ — «барабан» и разновидность причёски «симада», украшенную простыми шпильками из черепахового панциря.
Такая вот историческая справка явилась предысторией того, что в какой-то момент мужу захотелось сделать фотосессию с гейшей:) Он озадачил этой просьбой гида, который сопровождал нас в Ниигате, отчего «бедный-бедный гид» висел на телефоне не меньше 2-х часов постоянно созваниваясь с разными людьми в попытке договориться: во-первых о том, чтобы гейша вот прямо сегодня была согласна на столь неординарное событие, во-вторых мужу захотелось еще вдобавок ко всему «арендовать» профессионое освещение с соответствующим сотрудником по его установке, в-третьих нужно было найти место для всего этого бардака.
Вот не поверите, но по истечение 2-х часовых телефонных переговоров гид все устроил, обронив лишь на какое-то мгновение фразу о том, что такого тут никто еще не делал. Кстати, гид и сам вполне мог стать фотомоделью, потому как по японским (да и по нашим русским) меркам был очень красивым, одетым с иголочки, да еще и в совершенстве знал английский язык.
Он созвонился с местной ассоциацией гейш, которая собственно говоря и выделила нам свою подопечную, потом долго уговаривал фотографа, у которого к слову сказать были свои планы на этот день, ну и в довершении всего договорился с нашим отелем, что они предоставят нам комнату с выходом в сад для фотосессии…
Девушка-гейша была очень милой и совсем молоденькой (20 лет). Всё время улыбалась в попытках понять чего собственно от неё нужно «белому дяденьке». Я, сделав несколько кадров, поняла, что сие профессиональное освещение не для моего непрофессионального мобильника и тупо стала играть в «кристаллики» чем еще больше развеселила девушку и в какой-то момент она, глядя на меня произнесла, что я - кавайи:) Поэтому все фотки гейши я утащила у мужа (с его позволения конечно же).
Такая вот история приключилась с нами в Ниигате. К слову, весь это апокалипсис был оплачен всего-навсего одним счетом при выписке из отеля, в котором сии услуги скромно указали как «ужин». Как оказалось, именно отель имел особые условия на вызов гейш из района Фурумати для своих клиентов, поэтому они и взяли на себя финансовую сторону оплаты всех этих подвигов.