Фильм «Начало» - завораживающий дебют грузинского режиссера Деа Кулумбегашвили, задает сложные вопросы о свободе, религии и равенстве в патриархальных обществах. Она постоянно бросает вызов аудитории как в эстетическом выборе, так и в использовании неподвижных картинных рамок, дающих пространство для размышлений, и в своих неизгладимых трансгрессивных сценах, на которые трудно смотреть или от которых трудно отвернуться.
Франко-грузинская постановка сосредотачивается на сплоченной общине Свидетелей Иеговы в отдаленной сельской Грузии и отслеживает нарастающие психологические мучения жены ее лидера, которую играет Иамзе Сухиташвили после нападения экстремистов на их место поклонения.
Первая сцена ловко устанавливает главные темы в убедительной манере боевика. Дэвид читает проповедь об Аврааме с кафедры. Он проецирует на экран картины основных источников жертвоприношений, историю, объединяющую иудаизм, христианство и ислам, устанавливающую примат единой правящей фигуры и то, что эти отношения даже более ценны, чем отношения между родителем и ребенком. В натуралистическом смысле использование проектора позволяет Кулумбегашвили буквально играть с тьмой и светом в комнате, что в остальной части фильма будет играть более аллегорически.
Что есть добро, а что зло – вот вопросы, которые пронизывают начало, когда возникают и разрушаются идеи о природе греха. Если попытка убийства вашего сына может быть оправдана, что еще допустимо? Прежде чем Давид доходит до конца своей проповеди, коктейль Молотова поджигает здание. Преступников засняли на записи видеонаблюдения, но, как ни странно, полиция просит Дэвида стереть их.
Полицейское расследование – это жесткое стремление сохранить статус-кво, а не добиваться справедливости. Свидетели Иеговы считаются странной сектой меньшинства в преимущественно православном христианском обществе, и поэтому подвергаются гонениям. Дэвид отказывается протирать ленту. В любом случае, можно ли так легко стереть вещи из нашего сознания и нашей памяти?
Кулумбегашвили использует неподвижность камеры, чтобы подчеркнуть раздражение Яны. Независимо от того, сидит ли она за своим столом или на кухне, продолжительность сцены передает ее разочарование в собственной жизни. Это чистое кино – Пазолини с точки зрения женщины. Яна страдает депрессией и пытается учить сына данной ему религии, где определены гендерные роли в обществе. Яна хочет снова почувствовать, проявить себя, а не просто быть матерью, обучающей другое поколение тем же идеям и мыслям.
Это превосходная игра Иамзе Сухиташвили, и решение, к которому она приходит, чтобы избавиться от боли, настолько резкое и преследующее, что заставляет женские персонажи в фильмах Ларса фон Триера казаться ручными.
Это фильм, который заслуживает того, чтобы его посмотрели, обсудили и выиграл награды. А вот награды он как раз выиграл. Дебютный фильм грузинского сценариста и режиссера Деа Кулумбегашвили «Начало» получил четыре из семи призов жюри, включая лучший сценарий, лучшую режиссуру, лучшую женскую роль Иамзе Сухиташвили и, наконец, «Золотую ракушку» за лучший фильм на 68-ом Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне.
Если Вам интересны мои публикации, поставьте палец вверх, подпишитесь на мой канал и оставляйте свои комментарии – тогда они чаще будут появляться в ленте Ваших новостей. А я буду стараться писать для вас еще интереснее. Спасибо за внимание!