Сегодня в прокат вышел фильм "Китобой" - первая полнометражная работа молодого режиссера Филлиппа Юрьева, отмеченная на прошедших в сентябре кинофестивалях: на Венецианском - главный приз одной из параллельных программ "Дни Венеции", на российском "Кинотавре" - премия за режиссуру и за главную мужскую роль.
По сюжету подросток Лёшка из далекой Чукотки случайно увидев в интернете американскую вебкам-модель, влюбляется в нее и стремится попасть в американский Детройт, чтобы найти девушку, благо от Америки его отделяют только 80 км Берингова пролива.
Несмотря на абсолютную естественность исполнителя главной роли (ведь Владимир Онохин, отмеченный "Кинотавром", не актер, а обычный чукотский подросток) сюжет представляется неким сконструированным набором сцен, а картины чукотского быта выглядят будто с некоторой дистанции, выделенные чужаком, местный режиссер так бы показывать, думаю, не стал. Поэтому когда режиссер на шаг вступает в некую "магическую реальность", это выглядит совсем неуместно.
Особенно это ощущается при том буме территориально близкого к Чукотке национального якутского кино, который наблюдается в последние годы (не забудем, что главный приз на том же "Кинотавре" получило самобытное, абсолютно укорененное в якутской культуре "Пугало"). Надо ли было заниматься конструированием на местной почве? Разве что ради отличной операторской работы, красивейших тундровых и морских кадров. И более, на мой взгляд, нет ничего.
А есть некая преемственность от вышедшей в 2019г. картины "Лиллиан", снятой в Америке австрийским режиссером Андреасом Хорватом.
В ней рассказывается история нелегальной эмигрантки из России, которая оставшись без средств к существованию ПЕШКОМ идет из Нью-Йорка на Аляску, чтобы пересечь Берингов пролив и попасть домой, в Россию. Это очень тяжелое, снятое в сверхреалистичной манере кино (режиссер - известный документалист, это его первый художественный опыт), но настолько правдивое, натуральное в изображении всех передряг длинного пути, что просто затягивает зрителя в драму главной героини, не отпуская ни на минуту. Если готовы выдержать двухчасовое путешествие практически без диалогов сквозь сменяющиеся от юга к северу мощные американские пейзажи, этот фильм надо посмотреть, и лучше до "Китобоя". Ведь в конце его увидите тех самых жителей Чукотки ровно с теми же сценами китовой охоты и разделки добычи, с которых начинается "Китобой". А если знать, что история в фильме "Лиллиан" - это перенесенное в наши дни реальное путешествие двадцатых годов прошлого века женщины русского происхождения Лиллиан Аллинг в СССР из Америки, исход которого не известен, но по некоторым сведениям Лиллиан была задержана советскими пограничниками в чукотской бухте Провидения в сопровождении трех доставивших ее на родину представителей народа инуитов с лежащих посередине Берингового пролива между Чукоткой и Аляской островов Диомида, то показанные в фильме "Китобой" эти же места выглядят полностью преемственно.
Видно, впечатлился российский режиссер всей этой историей. Его герой пускается в обратную сторону. Жаль лишь, что его Америка - такая абстрактная, недостижимая. Похоже, такое видение Америки становится неким символом восприятия молодых в этом году. Вот и юная певица Монеточка в вышедшем на прошлой неделе новом альбоме "Декоративно-прикладное искусство" поет в отличной песне "Америка":
И взбрело мне чего-то в голову:
"Может, нет никакой Америки?
Может, выдумали Америку?"
Не в прыжке, не с полёта птичьего
Как ни щурься с другого берега
Не получится различить её