Опаздывая на несколько лет от Великобритании, Германии и США в дредноутской гонке французы все еще не оставляли надежды восполнить упущенное, поэтому их Программа военного кораблестроения 1912 года была очень амбициозной. Однако и в ней не нашлось места для "модных" в то время линейных крейсеров, но мириться с этим фактом французское военно-морское руководство не стало, предприняв шаги для исправления ситуации.
Весной 1914 года Генеральный морской штаб поднял вопрос о необходимости иметь во французском флоте крупные быстроходные корабли, соответствующие по техническим и боевым данным линейным крейсерам или линейным кораблям с повышенной скоростью. Но начавшаяся вскоре Первая мировая война не позволила реализовать эти планы. К сожалению, для подтверждения того, что подобный вопрос рассматривался, имеется лишь небольшое количество документов из Генерального морского штаба (главным образом, четвертый отдел), изучение которых не позволяет говорить о планомерной работе над техническими заданиями и проектом. Невозможно судить о том, что имеа бы Франция в случае, если бы существовала возможность построить эти корабли так как в названных документах фигурируют только общие цифры, характеризующие предполагаемые корабли, в частности: водоизмещение 28000 тонн скорость 27 узлов, вооружение из восьми 340-мм орудий, экипаж из 1200 человек и др. Сразу отметим, что даже эти "общие цифры" удивительны для французского военного кораблестроения, так как даже заложенные в 1912 году три сверхдредноута типа "Бретань" рассчитывались исходя из водоизмещения 23500 т, а перспективные линкоры типа "Нормандия" - 25250 т.
Документов, подтверждающих работу над этими проектами, не было найдено ни в Центральном морском архиве, ни в Департаменте кораблестроения По этому факту можно судить, что в Техническом отделе, ведающем разработкой новых проектов, не делалось каких-либо серьезных попыток даже в общих чертах определить характеристики этого класса корабля. Тем не менее, существуют два проекта, дающие некоторое представление о том какими могли бы быть новые быстроходные линейные корабли французского флота. Они могли быть построены после дредноутов типа «Лион» или параллельно с ним. Напомним, что линкоры типа "Лион" водоизмещением по 29000 т планировались к закладке в 1915 году, но в отличии от кораблей типа "Нормандия" до этого дело не дошло".
Оба проекта датированы 1913 годом, то есть, до того как в Морском Генеральном штабе было заявлено о необходимости подобных кораблей и, следовательно, можно в некоторой степени допустить, что именно эти проекты могли быть рассмотрены в Морском Генеральном штабе и послужить основой для подобного заявления. Уже позже эти проекты были названы именами их авторов.
Автором одной из этих работ, известной как «Эскизный проект линейного крейсера» является военный кораблестроитель корпуса морских инженеров П.Гилль, руководивший в 1913 году постройкой дредноута «Фландр» на верфи военно-морского арсенала в Бресте. Известно, что этот проект был передан на рассмотрение в Технический отдел. Другой проект был составлен лейтенантом Дюран-Виль, который через 18 лет, будучи адмиралом, занял пост начальника Генерального морского штаба, а в 1913 году был слушателем военно-морской академии. Следует добавить, что в обоих случаях проекты были разработаны достаточно полно и представлялись на рассмотрение со всеми расчетами, необходимыми для подтверждения и проверки заданных характеристик. Эти работы очень интересны и обладают тем достоинством, что исходят с одной стороны от военного инженера-кораблестроителя, а с другой стороны - от кадрового офицера. Авторы проектов не сотрудничали между собой при выполнении своих работ, и, следовательно, они показывают взгляды на военный флот с двух различных точек зрения. Предлагаем вам в этой статье познакомиться поближе с проектом Гилля.
Напомним, что к этому моменту самыми сильными линкорами французского флота были линкора типа "Курбэ" с 305-мм орудиями главного калибра, а в 1912 году были заложены линкоры типа "Бретань" с 340-мм орудиями в двухорудийных башнях.
В конце 1911 года инженер Гилль был послан в командировку в Англию, где имел возможность побывать на британских верфях, строивших сверх-дредноуты типа «Орион» и линейные крейсера типа «Лайон».
Под воздействием полученных впечатлений у него возникла идея, что этот класс кораблей будет не лишним и во французском флоте, где им пренебрегали, несмотря на то, что в Великобритании, Германии, Японии и России на быстроходные крупные боевые корабли обращалось все больше и больше внимания. Считалось, что такие корабли могли бы составить мощное и быстроходное соединение в составе флота, способное в короткие сроки выполнять различные тактические задачи в ходе эскадренного сражения, например поддержка отдельных кораблей или сосредоточение усиленного огня на определенном участке вражеской линии. Идея такого использования была не нова, так как во многом именно благодаря ей появились и существовали как класс броненосные крейсеры.
Принимая во внимание, что для современных заграничных линкоров предусматривалась скорость на испытаниях 22-23 узла, Гилль рассчитывал, что его линейный крейсер (он определял его как "Croiser de Combat") должен развивать скорость 28-20 узлов, в качестве главного вооружения достаточным считался калибр, позволяющий крейсеру вести хотя бы кратковременный бой с линкором и, при необходимости, избежать невыгодного положения по отношению к нему. Крейсер также нуждался в защите, соизмеримой с линкорами, но менее обширной. Другими словами, бронирование по всей длине ватерлинии, характерное для французских кораблей, должно быть отвергнуто.
«Удаляемая с носа броня,- говорил Гилль,- только жертва, которая в действительности уже принесена, так как бронирование носовой оконечности является более, чем номинальным». По замыслу Гилля его линейный крейсер должен был иметь следующие характеристики:
Водоизмещение: 28347 т, длина между перпендикулярами – 205 м, ширина по ватерлинии – 27 м, осадка средняя – 9,03 м. Надводный борт в носовой части – 7,15 м, в кормовой части – 4,65 м. Главные механизмы – 4 турбоагрегата, 4 винта, 80 000 л.с., 52 котла Белльвилля, рабочее давление пара – 20 кг/кв.см. Скорость – 28 узлов. Дальность плавания – 6300 миль(15 узлов), 4240 миль(20,3 узла), 1660 миль(28 узлов). Запас угля в полном грузу – 2883 т, постоянный запас нефти – 630 куб.м. Вооружение: 12-340-мм орудий в трех башнях, 24- 138,6-мм орудий в казематах, 4-47-мм пушки, 6 подводных бортовых торпедных аппаратов. Экипаж – 41+1258 человек.
Обводы корпуса, примененные Гиллем и в некоторой степени нехарактерные для французского флота, во время испытаний в опытовом бассейне оказались очень эффективными.
Большая длина корабля, тяжело нагруженного в оконечностях четырехорудийными башнями, привела к тому, что пришлось разработать специальную конструкцию корпуса корабля, в основу которой были положены очень мощные продольные связи. Нужно отметить, что подводная часть корабля имела исключительно продольную систему набора. Внутренняя и наружняя обшивка днища и борта, а также настил верхней палубы были сделаны из очень толстых листов, так как являлись одновременно дополнительным подкреплением для опорных конструкций набора корпуса. Однако, несмотря на это, говорить о том что эти листы включались в общую продольную прочность было бы неверно. Тем не менее, листы создавали дополнительное сопротивление изгибающему моменту корабля. Верхнюю надстройку предполагалось обшить тонкими листами, подобно пассажирским лайнерам - 1913 году еще не было легких сплавов.
Система защиты корабля не должна была отличаться от таковой на «Нормандии». Жизненные части корабля по ватерлинии прикрывались броневым поясом с максимальной толщиной плит 270 мм. Нижняя броневая палуба имела толщину на скосах 70 мм. (двухслойная, 20+70 мм.). Противоминная артиллерия защищалась 180-мм бортом (эту толщину составляли броня борта и листы наружней обшивки).
Внутренняя противоторпедная защита на всем протяжении котельных и машинных отделений и артиллерийских погребов состояла из 20-мм продольной переборки, аналогичной английским конструкциям, называемым противоосколочными экранами. Дополнительную защиты составляли бортовые угольные бункеры в районе котельного отделения, герметически закрываемые во время боя. Наружняя противоторпедная защита осуществлялась противоминными сетями Балливента.
Каждый из четырех винтов приводился в движение турбинным агрегатом, состоящим из турбины высокого давления, турбины среднего давления с зубчатой передачей и турбины низкого давления. Имелась отдельная прямодействующая турбина заднего хода. При задействовании только двух агрегатов (внутренние валы) скорость корабль предполагалась 24 узла. Имелось четыре турбинных отделения, разделенных 20-мм.переборками. Расчеты показывали, что на испытаниях при полной мощности механизмов можно ожидать скорости (28 узлов), причем имелся запас мощности, позволяющий при форсировании добиться еще 1,5 узлов. При этом расход топлива увеличился бы с 180 кг до 225 кг (имеется в виду кг на кв.м. площади колосниковых л решеток).
Три 4-орудийные башни размещались в диаметральной плоскости в оконечностях корабля - две возвышенно в корме и одна в носовой части. При высоте надводного борта в носу 7,16 метра ось орудий носовой башни находилась на высоте 11,2 метра, а кормовой башни 8,7 метра. Почти вся противоминная артиллерия размещалась на верхней палубе, в удлиненной полубачной надстройке. Исключения составляла носовая группа, орудия которой устанавливались палубой выше.
Метацентрическая высота по проекту должна была равняться 1,03 метра. По величине она соответствовала высоте «Лион», и, также как и на нем, считалось необходимым держать в отсеках двойного дна постоянный запас жидкого топлива, заменяемого по мере его использования водой. Следует отметить, что большинство котлов предусматривались угольного отопления, и лишь несколько - смешанного, угольно-нефтяного отопления.
Как видим, в предлагаемом проекте ничего не нашлось не то что от строившихся "бретаней", но даже от заложенных линкоров типа "Нормандия". Проект ориентировался на так и не осуществленный проект линкора "Лион", и так же как и он не был реализован, и остался в документах и архивах.
Но были и другие варианты, но о них - в следующих статьях. Спасибо!
Источники: La Revue Maritime 204/1963, Warship International 2/1985, 1/1972, S.Breyer "Schlachtschiffe und Schlachtkreuzer von 1905 bis 1970".