Продолжаем нашу большую фотопрогулку. Мы уже посмотрели на заброшенный Дом культуры, парк и больницу. Сегодня мы пройдем к старой железной дороге за Изоплитом.
Сначала можно посмотреть на здание бывшей столовой фабрики. Сейчас мы его полностью не увидим, оно скрыто от нас за забором. Когда это была столовая, здесь был ещё небольшой буфет, где продавалась разная бакалея. Владел столовой небезызвестный Виктор Контеев.
Как мы писали ранее, с 1991 г.здесь действовал мясомолочный комбинат "БаКор" [1], который специализировался на выпуске колбас, различных копченостей, пельменей, блинов, голубцов и т.д. Ассортимент товаров постепенно расширялся, в 2001 г. комбинат вывел на рынок 80 наименований продукции.
Комбинат возглавлял Сергей Банаев. Буквально несколько лет назад здесь был какой-то завод ртутных ламп и ТПК "Прайд" (производство снэков). Сейчас здесь располагается компания "Интлайт" (Александр Банаев) и многое другое...
Пройдем дальше к живописному переулку Нейвинскому, где можно увидеть остатки Александровского рва.
Остатки этого рва использовали для мелиорации Жулановского болота.
У этого остатка рва есть ещё народное название - "Никоновская яма", которое появилось от фамилий первых жителей на этом переулке.
Во рву раньше брали питьевую воду из колодца.
А вот и общая панорама переулка.
Совсем недалеко находится небольшой пожарный водоем.
Говорят, что его вырыли в 1965 году работники Свердловской Спецавтобазы, чтобы на Изоплите было где купаться.
На улице также есть конный клуб "Золотая колесница".
Рядом с улицей проходит бывшая железная дорога к карьеру. Рельсы давно сняты, только шпалы местами лежат. Некоторые фрагменты полотна выкопаны садоводами для своих нужд.
Е. Новогрудская, которая отдыхала в дачах на Изоплите в сер. 1960-х гг., вспоминает:
"В лесах под Изоплитом было много железных дорог. Одно железнодорожном полотно мы переходили, когда шли в лес в сторону, противоположную озеру. Там на насыпи попались мои подружки коровочки, там отец показал мне красивых бабочек - таволговых пестрянок, начисто исчезнувших нынче. Это железнодорожном полотно мы пересекались и шли в лес. Мы по нему возвращались.Я жутко боялась, что пойдет поезд, а мы не услышим. Но на шпалы вылезли греться на солнце ящерицы, а от любой животяги меня было не оторвать!"
Не так давно, до 2018 года здесь действовал переезд.
Эта железная дорога была построена Берёзовским заводом стройконструкций в 1964 году к своему карьеру [3].
Интересно узнать, когда была заброшена часть железной дороги за карьером?
Ближе к газопроводу мы увидели столбики с предупреждениями.
На противоположной стороне дороги до сих пор стоит старый электрический столб.
Недалеко от железной дороги находится будка водопровода. Помните, аналогичные будки мы видели недалеко отсюда на дороге от Берита к метизному заводу? Похоже, что её так же построили в 1950-е годы, как и другие сооружения водопроводной системы Изоплита.
Кажется, здесь уже побывали хитники - вытащили нужные провода и оборудование.
Не доходя до Берёзовского тракта железная дорога поворачивает и проходит вдоль него.
И снова какие-то кабели в причудливых виньетках изгибаются в лесу.
Вдоль дороги иногда можно встретить оборудованные стоянки.
Вскоре мы пересекаем мощную ЛЭП, под которой много малины и шиповника.
После неё мы проходим к месту, где железные дороги смыкались. Вдалеке виден метизный завод.
Затем железная дорога проходит под мостом. Интересно. когда он был построен? Есть предположение, что в начале 1980-х годов.
Вот здесь наш путь и заканчивается. Вспомогательная железнодорожная ветка была разобрана совсем недавно, в 2018 году.
Ссылки:
1) Николаев П. Мясные радости от "БаКор" // Комсомольская правда. Екатеринбург. 15. 05. 2001.
2) Никитин Н. Материалы детальной разведки месторождения «Жулановское» Березовского района Свердловской области. Свердловск: Изд-во треста «Сельхозторф», 1929.
3) Старостин А. Березовский завод строительных конструкций: хроника, люди, события. Екатеринбург: «Генри Пушель», 2014.