Для школьников и студентов.
Первое правило.
Если в цепи есть точки (узлы), в которых сходятся обкладки конденсаторов, не соединённые с источниками напряжения, то алгебраическая сумма зарядов на этих обкладках равна нулю.
Это утверждение находится в согласии с законом сохранения заряда. Появляющиеся заряды на этих обкладках являются наведёнными или индуцированными (см. Занятие 52. Явление электростатической индукции).
Второе правило.
Кроме узлов, о которых говорится в первом правиле, следует найти в цепи другие точки равного потенциала и тоже соединить их в узлы. Потенциал одного из узлов принимают за нуль. Надо расставить знаки на обкладках конденсаторов. Заряд каждого конденсатора выразить через его ёмкость и разность потенциалов того участка, в который включен конденсатор. Эти уравнения плюс уравнения, записанные по первому правилу, позволят найти заряд каждого конденсатора, ёмкость батареи конденсаторов.
В качестве примера приведём решение следующей задачи.
Итак, применение первого и второго правил позволило в данной задаче найти потенциал точки О и заряды обкладок конденсаторов, соединённых в точке О. Оказалось, что заряды обкладок первого и второго конденсаторов, обведённые пунктирной линией, положительны, а обкладка третьего конденсатора заряжена отрицательно. Алгебраическая сумма зарядов этих обкладок равна нулю (проявление закона сохранения заряда).
К.В. Рулёва, к. ф.-м. н., доцент. Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки. Пишите комментарии. Спасибо.
Предыдущая запись: Как найти ёмкость батареи конденсаторов, состоящей из одинаковых конденсаторов, включенных по одному в каждое ребро проволочного куба?
Следующая запись: Как найти ёмкость батареи конденсаторов, соединённых так, как показано на рисунке?
Ссылки на занятия до электростатики даны в Занятии 1.
Ссылки на занятия (статьи), начиная с электростатики, даны в конце Занятия 45.