Если вам придется произносить речь по заранее написанному тексту или, по крайней мере, будет возможность ее продумать, обратите внимание на благозвучие текста. Нужно добиться того, чтобы ваш текст было легко и приятно слушать.
Как это сделать?
Первое правило. Нужно стремится, чтобы гласных и согласных звуков в тексте было примерно поровну.
Согласных, конечно, все равно окажется чуть больше, но следует распределять их так, чтобы скопления согласных (лучше не больше двух) стояли в начале или в середине слова, но не в конце слова или предложения. Из согласных предпочтительнее сонорные: н, л, м, р, неплох также звук й.
Необходимо помнить, что скопления согласных могут возникать на стыке двух слов: «Признанный мэтр журналистики» – «тр-ж», что не очень красиво звучит. Или вот еще пример: «Покровск строился...»: здесь прямо жуткое сочетание «фскстр» («в» произносится как «ф»).
Некоторые согласные сами по себе считаются неблагозвучными: шипящие (ш, щ, ч, ц), и звуки х, ф. Среди гласных тоже есть нелюбимая – ы. Их употребление нужно ограничить: поменьше, в частности, использовать причастий (причащающиеся, ощущающий).
В то же время некоторые звуки считаются более мелодичными. Это, конечно, гласные, также сонорные согласные (м, н, л), звук «р» и в меньшей степени звонкие согласные. Глухие согласные, особенно кучками, не так красивы.
И второе правило. Нужно равномерно распределять слова разной длины: длинные и короткие. Так легче делать ударения и произносить целые фразы.
Конечно, все сказанное прежде всего относится к стихотворцам, но и к другим пишущим, чьи тексты, возможно, читают вслух.
Ну и напоследок образец благозвучия – отрывок из стихотворения Сергея Есенина:
«Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не тоскуют больше ни о чем».
Об устаревших ударениях в стихах Пушкина
Почему в старых фильмах говорят «крэм»?