Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Превращать знаменитостей в типы

Современный американский художник немецкого происхождения Мартин Шоллер (Martin Schoeller) — один из самых востребованных портретистов в поле современной фотографии. В основном, он специализируется на съемке звезд, политиков и спортсменов для журналов Time, Rolling Stone, GQ, Vanity Fair.

Концептуально работы Шоллера критики относят к традиции школы фотографической типологии (метод «типологии» в фотографии — способ создавать серии похожих изображений, когда каждая отдельная фотография будет приобретать смысл только в контексте целого проекта) и считают, что он создал собственную «демократическую платформу» уравнивающую знаменитостей с простыми людьми.

Мартин Шоллер учился в Летт-Верейн, берлинской школе прикладных искусств. Знакомство с типологическими портретами Августа Зандера, а затем — с концептуальной урбанистикой супругов Бехер оказали на стиль Шоллера определяющее влияние. Переехав в Нью—Йорк в 1993 году фотограф оттачивал придуманный им прием «close up» («крупный план») на незнакомцах с улицы, приглашая их в студию за гонорар в 20 долларов.

Однажды, журнальный фоторедактор отправил Шоллера на фотосессию Ванессы Редгрейв. После этой съемки его карьера пошла круто в гору:

«—Я сделал портрет актрисы Редгрейв крупным планом в 1998 году. Это было задание для Тайм-аута в Нью-Йорке, и у меня было всего десять минут на съемку в гостиничном номере. Журнал при публикации отвел фотографии целую полосу. В 1998 году я имел всего пять заказов, две или три свадьбы и небольшую предметную съемку для приятеля, а в 1999 году у меня образовалось 127 съемок, и я спал по четыре часа в сутки», — рассказывает фотограф шанхайскому Тайм-ауту накануне своей выставки. Портреты крупным планом на рубеже веков оказались сверх востребованы. Журналы старались дать возможность читателям глаза в глаза разглядывать известных современников и фронтальные гиперреалистические портреты чуть ли не вылезали за края страниц.»

Шоллер, конечно, снимает не только крупные планы, он отлично справляется с нарративами постановками для глянца, но сверхкрупный план — его главная «фишка». "Close up" портрет с искусственным равномерным светом открывает лицо героя с невероятными, утрированными подробностями. Камеру он располагает на уровне глаз и использует объектив с фокусным расстоянием 140 мм. Возникает эффект микроскопа и телескопа одновременно. Шоллер приближают лица портретируемых на невозможное в бытовой ситуации расстояние и гиперболизируют детали. Родинки, волосяной покров, пигментные пятна и складки кожи формируют своего рода ландшафт физиономии. Шоллер на лицах обнаруживает горы, разломы, следы травм

Он избегает, где это позволяют модели, использование грима, макияжа, а в качестве маскировки иногда допускает декоративные элементы. Так на портрете Джорджа Клуни на лицо наклеена вырезка из журнала с его же портретом, а у Анджелины Джоли из прикушенной губы течет кинематографическая кровь. Юмор усиливает драматизм.

Холодноватый металлический свет, который использует Шоллер, напоминает кабинет дантиста. Блеск в глазах вызван системой отражателей. Оптика с малой глубиной резкости делает лицо плоским, лишает глубины, утрирует черты и физиологические особенности. Метод, похожий на полицейский, делает лица гротескными, как готические горгульи. Портретируемые застигнуты в момент трансгрессии, напряженного ожидания, они ослеплены софитами, лишены зрительного контакта с фотографом, будто их снимает не человек, а автомат. Шоллер мастерски вызывает у героев момент экзистенциального пограничного, предельного состояния.

В другом проекта «Выжившие» ("Survivors" 2020), Мартин Шоллер запечатлевает крупным планом лица стариков, переживших Холокост. «Эти люди научили меня умению прощать, — говорит Шоллер, — У них не было никаких предубеждений относительно того, что я — немец. Они были дружелюбны по отношению ко мне, открыты для любых вопросов, рады тому, что их фотографируют для выставки и что их история будет услышана и рассказана». Выставка, на которой было представлено 75 портретов, проходила в бывшей шахте «Цольферайн» (Zeche Zollverein) в Эссене, памятнике индустриальной Германии.

Фотографии экспозиции проекта «Выжившие» ("Survivors" 2020) в бывшей шахте «Цольферайн» © Martin Schoeller
Фотографии экспозиции проекта «Выжившие» ("Survivors" 2020) в бывшей шахте «Цольферайн» © Martin Schoeller

Накануне съемок «Выживших» Мартин Шоллер по несколько часов общался с каждым портретируемым. За это время он выслушал множество историй о концлагерях, издевательствах, смерти и чудесных случаях спасений. Процесс съемки документировался на видео и эти записи сопровождают экспозицию.

В «Выживших» Шоллер остается в рамках типологического метода, но свет и оптика тут гораздо деликатнее, мягче чем обыкновенно. Этого требует тема. «Выжившие» демонстрируют широту применения типологического метода, но и обнаруживают его недостаточность. Шоллер для усиления художественного эффекта, объемности высказывания, прибегает к вспомогательному медиа — видео. Документальные, почти домашние записи, снижает своей простотой и человечностью пафос высказывания и работают на ликвидацию разрывов между образной и документальной природой проекта.

Фотографии экспозиции проекта Мартина Шоллера  «Приговоренные к смертной казни» ("Death Row Exonerees", 2020) в музее Fotografiska © Martin Schoeller
Фотографии экспозиции проекта Мартина Шоллера «Приговоренные к смертной казни» ("Death Row Exonerees", 2020) в музее Fotografiska © Martin Schoeller

Недавно Шоллер завершил еще один проект: «Приговоренные к смертной казни» ("Death Row Exonerees", 2020) открыл выставочный сезон в нью-йоркском отделении шведской галереи Fotografiska. «Приговоренные» — результат совместной работы фотографа с фондом Witness to Innocence («Свидетель невиновности»). Борьбу со смертной казнью в США правозащитники начали в 60—е годы прошлого века и в течении десятилетия, с 1967 до 1977 года, казни не приводились в исполнение. Затем Верховный суд признал законы 38 штатов, предусматривающие смертную казнь, конституционными, мораторий был снят. C тех пор 170 мужчин и женщин благодаря усилиям фонда Witness to Innocence были оправданы и освобождены. В среднем оправданные провели по 11 с половиной лет за решеткой. Проект «Приговоренные к смертной казни» призван заострить внимание на гуманитарном аспекте законодательства. В своей фирменной манере сlose up Мартин Шоллер специально для этого проекта использует видео.

« -Я всегда хотел сделать что-нибудь на тему несправедливости американской системы правосудия. Я наткнулся на организацию » Witness to Innocence «, цель которой — добиться отмены смертной казни. Я снимал оправданных заключенных в камере смертников. Они во время съемки молчали. Затем я записал интервью», — говорит Шоллер. Видеопроекция, сопровождаемая интервью, усиливает драматизм, речь и изображение дополняют и комментируют друг друга.

«Приговоренные» сделаны целиком в форме инсталляции. Показ видео, «движущихся картинок» по выражению Шоллера, сливается с имеющими самостоятельное значение интервью в многомерное и многослойное зрелище. Шоллер, не изменяя типологическому методу, нащупывает в нем потенциал для художественного развития, а жанр портрета как наиболее сложный лучше других подходит для экспериментов. Типологическая фотография на рубеже веков стала журнальным мейнстримом, практикой многих фотографов. Она заняла важное место в музеях. Вопрос, который теперь стоит перед этим методом — в будущем языке фотографии, который постоянно стремится испытать собственные пределы.

Текст: Михаил Борисов

Редактор: Лиза Александрова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.