Кинофильм «Влюблён по собственному желанию» (1982) – небольшой по объёму (даже не двухсерийный), вместе с тем, он – энциклопедия советской жизни начала 1980-х. Перед нами проходят все социальные типы – от интеллигента-расстриги до жульницы-фарцовщицы. Названный «лирической комедией» - из-за нестандартной лав-стори, этот фильм совершенно не весел и даже не смешон. Это – череда глубоких или – поверхностных драм. Но именно – драм. Потому его можно смотреть, исследуя каждую сцену.
Страшный момент, о котором редко пишут - это схватка Брагина с какими-то «крутыми», обнаглевшими жлобами. После этого можно сказать, что персонаж Олега Янковского – порядочный человек, несмотря на маргинальный образ. Нам транслируют: здесь есть, что подкрутить в настройках. Это не гад и не совсем пропащий. Но в чём конфликт? Некие обеспеченные люди – судя по ухваткам, из торговли или сферы обслуживания, решили красиво расположиться на природе, позволив своей собачке справлять нужду …на могиле героя войны.
Причём, эти холопского сорта «господа» не врубаются – с какой стати им надо убирать свою элитарную болонку (наверняка, приобретённую не за три рубля на Птичьем рынке). Они привыкли хамить, оставлять за собой мусор, командовать, предъявлять требования. Почему я решила, что этот мужичок-боровичок из обслуги? Во-первых, они привыкали к относительной безнаказанности за свои поступки (ко всяким банщикам и продавцам колбасного отдела в позднем СССР выстраивалась очередь из начальников и академиков, - было от чего загордиться и – распоясаться).
Во-вторых, мужик, поняв, что его одолели, принимается истерично трясти какой-то записной книжкой – у «нужных» людей, умевших «доставать дефицит», всегда имелся подобный список – там были контакты гораздо более серьёзных товарищей, нежели этот ездок на синей «Волге», но вынужденные с ним «дружить» из-за дефицита всё той же колбасы. Перед нами некий успешный жучок, умеющий жить и полагающий, что его собачке тоже можно устроить себе выгул на мемориальном кладбище.
Когда Брагин и Вера морально и даже – физически оказываются много сильнее «боХатых» и фирменных, вслед героям несётся излюбленное словцо «парней на успехе», которым они награждали всех, кто ходил пешком, да ещё и не в иностранных футболках: «Быдло!» Хотя, этим-самым быдлом являются вовсе не бывший спортсмен и – скромная библиотекарша. Сцена очень яркая и показательна, а когда многие задаются вопросом: «Откуда взялись нравы 1990-х?», можно просто посоветовать этот фрагмент – 1990-е не «взялись», они были всегда. В этом и ужас.
Zina Korzina (c)