Давным-давно я отправилась на выставку Лучано Вентроне в Мраморный дворец. Тогда, много лет назад, о его работах не говорили как о фотографиях. Говорили лишь: "холст, масло". Спорили все.
Потом оказалось, конечно, что делает он фотопринт. При том техника нанесения краски оказалась особенной. Работы выглядели как реальные картины. Реальный гипер-реализм. Вот и секрет.
Многие мои знакомые, конечно, сразу сделали вывод: "Вот, так и надо рисовать. Что тут - то и там". Но, по-моему, Вентроне сделал для души и искусства гораздо больше, чем просто создал технику фотопринта. Он показал: да, вот мы можем создать картину, отражающую реальность. Без почерка человека.
Человек, своей рукой, никогда не сравниться с принтом. Он, рисуя, неосознанно будет делать что-то ярче, что-то бледнее, что-то повторять из раза в раз. И этим картины прекрасны. Именно своей уникальностью.
Конечно, не нужно обмакивать локти в краске, отпечатывать их на холсте и выдавать за искусство. Но и за фотографичностью гнаться не обязательно.
Поэтому мне радостно видеть, что все больше людей стали тянуться к неидеальному, нефотографическому и прекрасному.
Когда-то я мечтала, что как Гоген, начну рисовать лет в 40, наконец, доучу академическое рисование и буду молодцом. Теперь мне придется принимать то, что есть, далеко не всегда совершенное. Но я очень надеюсь, что у меня еще есть время создать немного прекрасного.