К 100-летию со дня рождения великого русского советского актера и режиссера Сергея Федоровича Бондарчука.
Как и у любого выдающегося человека, у Сергея Бондарчука тоже были свои ошибки. Главное, что настоящий талант всегда их признает сразу или по прошествии времени.
Так случилось и с Бондарчуком. Доктор Астров в фильме «Дядя Ваня» — это не тот доктор Астров, каким его видели Чехов и режиссер картины Андрон Кончаловский. Впрочем, и сам фильм вызвал у Бондарчука настолько смешанные чувства, что он на него написал жалобу. И не куда-нибудь, а в ЦК.
Но обо всем по порядку. В 1970 году, после успеха «Дворянского гнезда», Кончаловский решил пойти дальше и «замахнулся» на очередного классика — Чехова. По мысли режиссера, в фильме «Дядя Ваня» должны были сыграть все ведущие актеры той эпохи, он хотел задействовать в съемочном процессе целую плеяду звезд.
Изначально он даже не рассчитывал на то, что у него будет сниматься Бондарчук, даже не думал о нем, хотя на главную роль — дяди Вани — у него уже был утвержден Иннокентий Смоктуновский, по сути, еще одна звезда эпохи. Вот как вспоминает об этом Кончаловский:
Перечитал или нет Чехова Бондарчук, готовясь к роли — неизвестно. Но мемуары Станиславского перечитал точно, и потому, видимо, у него и видение роли Астрова было а ля Станиславский. Отличное от замысла Чехова и от замысла Кончаловского как автора сценария и режиссера фильма.
Что имеется в виду. Помните знаменитые слова Чехова, которые часто произносят к месту и не к месту: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»? Это как раз фрагмент реплики доктора Астрова из пьесы «Дядя Ваня». Сразу после этой фразы все представляют себе позитивный взгляд Чехова на гармонию человека. Но это всего лишь стереотип, и дальше вы поймете, почему. Однако именно на шаблонное понимание этой фразы, «пущенное в мир» не кем иным, как Станиславским, и ориентировался Бондарчук, когда, по словам Кончаловского:
Что же на самом деле имел в виду Чехов, когда после первой постановки на сцене МХТ сказал: «Загубили мне пьесу»?
Обратимся к тексту драмы, к тому самому моменту, когда доктор Астров говорит о том, что «в человеке должно быть всё прекрасно...» Внимание — на ремарки Чехова.
Итак, во время разговора с Соней, которая прерывает монолог Астрова попутными репликами, доктор:
(Достает из буфета бутылку.)
(Выпивает рюмку.)
(Хочет выпить, но Соня мешает ему.)
И вообще вся эта сцена начинается со слов:
И заканчивается словами:
То есть Астров всего лишь, говоря более современно, собутыльник дяди Вани, спившийся в уездном захолустье доктор.
Да, он когда-то был идеалистом, мечтал о чем-то великом... Но теперь стал циником и, как и многие опустившиеся люди, очень любит «за рюмочкой» поговорить о своей разбитой жизни и несбывшихся мечтах.
Одна отрада у Астрова — сажать леса в округе. Но этот проект только лишь поддерживает в нем видимость жизни, а не саму жизнь.
И где же тут итальянский костюм с иголочки?
Неслучайно Кончаловский вспоминает:
И все-таки Кончаловский в какой-то степени отстоял свое видение образа доктора хотя бы внешне: заставил перешить пиджак, чтобы он сидел не щеголевато, а мешковато и несуразно, оторвал пуговицу.
Но это были мелочи, свои реплики Бондарчук все равно подавал слишком пафосно, слишком «сверху», хотя и гениально. Но это был не доктор Чехова, а доктор Бондарчука.
Кончаловский был недоволен, несмотря на то, что фильм в 1971 году получил «Серебряную раковину» на кинофестивале в Сан-Себастьяне:
Но тем дело не закончилось. Фильм и роль Бондарчуку не понравились настолько, что он пошел в ЦК и заявил: «Кончаловский снимает антирусский фильм». Это, конечно, повлияло на отношения между двумя режиссерами, но все-таки не привело к разрыву, хотя Бондарчук больше в фильмах Кончаловского не снимался.
Уже в начале 1990-х, на одном из первых фестивалей «Кинотавр» в Сочи, Кончаловский с Бондарчуком уже с улыбкой говорили о событиях 20-летней давности, и Бондарчук искренне признавался:
«Дурак был. Картина-то получилась хорошая!»
И Кончаловский, вспоминая Бондарчука, настоящего гения, который умел признавать свои ошибки и в котором, как и во всяком гении, были разные грани светлого и темного, особо подчеркивает:
А как вы оцениваете работу Бондарчука над образом доктора Астрова в фильме «Дядя Ваня», которому в этом году, кстати, исполняется 50 лет? Если вы еще не смотрели этот фильм, горячо рекомендуем посмотреть. Это действительно хорошая картина.