Найти тему
LearnOff — русский язык

Почему Бондарчук в фильме «Дядя Ваня» сыграл роль не так, как видел ее Чехов?

К 100-летию со дня рождения великого русского советского актера и режиссера Сергея Федоровича Бондарчука.

Как и у любого выдающегося человека, у Сергея Бондарчука тоже были свои ошибки. Главное, что настоящий талант всегда их признает сразу или по прошествии времени.

Режиссер Сергей Бондарчук во время съемочного процесса
Режиссер Сергей Бондарчук во время съемочного процесса

Так случилось и с Бондарчуком. Доктор Астров в фильме «Дядя Ваня» — это не тот доктор Астров, каким его видели Чехов и режиссер картины Андрон Кончаловский. Впрочем, и сам фильм вызвал у Бондарчука настолько смешанные чувства, что он на него написал жалобу. И не куда-нибудь, а в ЦК.

Но обо всем по порядку. В 1970 году, после успеха «Дворянского гнезда», Кончаловский решил пойти дальше и «замахнулся» на очередного классика — Чехова. По мысли режиссера, в фильме «Дядя Ваня» должны были сыграть все ведущие актеры той эпохи, он хотел задействовать в съемочном процессе целую плеяду звезд.

Андрон Кончаловский с актерами Ириной Купченко и Леонидом Кулагиным на съемках фильма «Дворянского гнезда», 1968 год.
Андрон Кончаловский с актерами Ириной Купченко и Леонидом Кулагиным на съемках фильма «Дворянского гнезда», 1968 год.

Изначально он даже не рассчитывал на то, что у него будет сниматься Бондарчук, даже не думал о нем, хотя на главную роль — дяди Вани — у него уже был утвержден Иннокентий Смоктуновский, по сути, еще одна звезда эпохи. Вот как вспоминает об этом Кончаловский:

-4

Перечитал или нет Чехова Бондарчук, готовясь к роли — неизвестно. Но мемуары Станиславского перечитал точно, и потому, видимо, у него и видение роли Астрова было а ля Станиславский. Отличное от замысла Чехова и от замысла Кончаловского как автора сценария и режиссера фильма.

-5

Что имеется в виду. Помните знаменитые слова Чехова, которые часто произносят к месту и не к месту: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»? Это как раз фрагмент реплики доктора Астрова из пьесы «Дядя Ваня». Сразу после этой фразы все представляют себе позитивный взгляд Чехова на гармонию человека. Но это всего лишь стереотип, и дальше вы поймете, почему. Однако именно на шаблонное понимание этой фразы, «пущенное в мир» не кем иным, как Станиславским, и ориентировался Бондарчук, когда, по словам Кончаловского:

-6

Что же на самом деле имел в виду Чехов, когда после первой постановки на сцене МХТ сказал: «Загубили мне пьесу»?

Обратимся к тексту драмы, к тому самому моменту, когда доктор Астров говорит о том, что «в человеке должно быть всё прекрасно...» Внимание — на ремарки Чехова.

«Дядя Ваня» в постановке Московского Художественного театра, 1899 г. / Режиссеры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, художник В. А. Симов. Действие I.
«Дядя Ваня» в постановке Московского Художественного театра, 1899 г. / Режиссеры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, художник В. А. Симов. Действие I.

Итак, во время разговора с Соней, которая прерывает монолог Астрова попутными репликами, доктор:

(Достает из буфета бутылку.)
(Выпивает рюмку.)
(Хочет выпить, но Соня мешает ему.)

Здесь и далее: кадры из фильма «Дядя Ваня» (реж. Андрон Кончаловский, 1970 год)
Здесь и далее: кадры из фильма «Дядя Ваня» (реж. Андрон Кончаловский, 1970 год)

И вообще вся эта сцена начинается со слов:

-9

И заканчивается словами:

-10

То есть Астров всего лишь, говоря более современно, собутыльник дяди Вани, спившийся в уездном захолустье доктор.

-11

Да, он когда-то был идеалистом, мечтал о чем-то великом... Но теперь стал циником и, как и многие опустившиеся люди, очень любит «за рюмочкой» поговорить о своей разбитой жизни и несбывшихся мечтах.

-12

Одна отрада у Астрова — сажать леса в округе. Но этот проект только лишь поддерживает в нем видимость жизни, а не саму жизнь.

И где же тут итальянский костюм с иголочки?

-13

Неслучайно Кончаловский вспоминает:

-14

И все-таки Кончаловский в какой-то степени отстоял свое видение образа доктора хотя бы внешне: заставил перешить пиджак, чтобы он сидел не щеголевато, а мешковато и несуразно, оторвал пуговицу.

-15

Но это были мелочи, свои реплики Бондарчук все равно подавал слишком пафосно, слишком «сверху», хотя и гениально. Но это был не доктор Чехова, а доктор Бондарчука.

-16

Кончаловский был недоволен, несмотря на то, что фильм в 1971 году получил «Серебряную раковину» на кинофестивале в Сан-Себастьяне:

-17

Но тем дело не закончилось. Фильм и роль Бондарчуку не понравились настолько, что он пошел в ЦК и заявил: «Кончаловский снимает антирусский фильм». Это, конечно, повлияло на отношения между двумя режиссерами, но все-таки не привело к разрыву, хотя Бондарчук больше в фильмах Кончаловского не снимался.

Уже в начале 1990-х, на одном из первых фестивалей «Кинотавр» в Сочи, Кончаловский с Бондарчуком уже с улыбкой говорили о событиях 20-летней давности, и Бондарчук искренне признавался:

«Дурак был. Картина-то получилась хорошая!»

-18

И Кончаловский, вспоминая Бондарчука, настоящего гения, который умел признавать свои ошибки и в котором, как и во всяком гении, были разные грани светлого и темного, особо подчеркивает:

-19

А как вы оцениваете работу Бондарчука над образом доктора Астрова в фильме «Дядя Ваня», которому в этом году, кстати, исполняется 50 лет? Если вы еще не смотрели этот фильм, горячо рекомендуем посмотреть. Это действительно хорошая картина.

-20