Найти в Дзене
Стихосложенец

Рифмуем #2. Введение

Учимся писать стихи бесплатно!

Для начала вам стоит понять, зачем вы хотите научиться писать стихи. Для себя? Для общего развития? Для написания песен? Потому что для каждой из этих причин нужно разное углубление в материал. Например, если вы хотите писать песни, вам стоит очень трепетно отнестись к изучению теории, так как тексты песен, хоть зачастую и нарушают ритм стихотворений, будут хороши, только если вы знаете, как нужно писать правильно, а потом уже отходите от канонов.

Стихотворения – это не только выражение себя и своих чувств в свободной форме, но и создание лирического героя, отдельной истории или даже мира по особым правилам, при следовании которым ваше стихотворение не «разрушится» и будет держать внимание читателя.

Начнем мы с изучения основных понятий в сфере стихосложения. Для этого смотрим на схему.

Стихотворение Лии Исеевой.
Стихотворение Лии Исеевой.

Самая частая ошибка, это называть целое стихотворение – стихом.

– Нам задали выучить стих Тютчева на завтра.

НЕТ!

Стих – это всего лишь одна строчка из всего произведения. Правильно говорить – стихотворение (то есть, творение из стихов) или, если хотите кратко – стихи (то есть, много стихов).

Далее – стопы. Им будет посвящена целая статья про стихотворные размеры, а пока кратко – из них состоит стих, а сами они – из ударных и безударных слогов, благодаря которым и строится размер. Например, это стихотворение написано четырехстопным ямбом, так как в нем четыре стопы, а стихотворный размер – ямб.

Из стихов создаются строфы. Их вы можете знать под названиями «двустишие», «четверостишие», «пятистишие» и т.д. И только потом из строф создаются цельные стихотворения.

Существует 5 самых распространенных размеров стихотворений – хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Они различаются количеством слогов в стопе (хорей, ямб – по два, дактиль, амфибрахий, анапест – по три) и положением ударного слога. Ударный слог – это, в свою очередь, тот слог, на который в стопе падает ударение. УДАРЕНИЕ НЕ В СЛОВЕ, А В СТОПЕ. Это очень важно понять, чтобы в дальнейшем научиться определять размер и писать в нем.

Однако есть и другой вид стихосложения. Он называется силлабическим стихосложением или изосиллабизмом (др. -греч. σοσυλλαβία – равносложность, от ἴσος – равный и συλλαβή – слог). Он заключается в том, что во всех стихах равное количество слогов, а ударение – гуляющее.

Видов рифм также огромное количество. В одной классификации их можно разделить на женскую и мужскую, в другой – на кольцевую, опоясывающую или перекрестную. Все это я разберу в следующих статьях.

А пока – несколько советов начинающим:

1. Пробуйтесь сначала в двухсложных размерах, они проще и понятнее для новичков.

2. Старайтесь избегать коротких слов типа «как», «и», «бы», «все», они очень засоряют стихотворение, хоть зачастую и помогают выровнять ритм. Это не значит, что использовать их нельзя совсем, просто сведите их присутствие до минимума.

3. Читайте стихи поэтов, современных и классиков, набирайтесь из них опыта, новых слов и старайтесь научиться слышать музыкальный ритм стихотворения.

4. Не сдавайтесь и продолжайте практиковаться. Умение не приходит за день, и не приходит даже за месяц. Постоянная практика – единственный путь к осваиванию этого навыка. Как я уже говорила, я пишу с 9 лет, но даже сейчас знаю свои ошибки и несовершенства и работаю над ними.