Первая волна массовых еврейских погромов в России произошла на волне нестабильной политической ситуации после убийства Императора Александра II 1 марта 1881 года. По воспоминаниям барона Николая Егоровича Врангеля бывшего свидетелем ростовского погрома 1883 года
Погромы имели место потому, что власть, несмотря на ее суровость, изо дня в день становилась беспомощнее, уже страдала зачатками паралича и не была в силах сдерживать природные грабительские инстинкты толпы... Ненависть к евреям, о которой толкуют наши квасные патриоты ,не была причиной еврейских погромов, а только служила предлогом.
По словам Николая Егоровича погромов в Ростове ждали. Русское общества пароходства и торговли в котором работал Николай Егорович предоставило евреям суда, которые стояли на якоре посреди Дона для хранения имущества евреев. Город патрулировали казачьи разъезды. Но основная волна погромов закончилась, а в Ростове погрома все не было. Когда уже все успокоилось, казаки вернулись к месту постоянной дислокации, евреи разобрали свое имущество и начали торговать на базарах произошел инцидент послуживший началом погрому.
По версии барона Врангеля все началось с селедки, которая не понравилась одному из покупателей. Однако, другие свидетельства противоречат этому, что неудивительно, так как между событиями 1883 года и публикацией воспоминаний прошло более 40 лет.
По версии корреспондента журнала "Восход" Н.Д.Щедрова все началось в кабаке Гурвича на улице Казанской (Серафимовича), рядом с Новым базаром. Похоже эти события описаны и в газете "Донская пчела" за 12 мая. Крестьянин Рязанской губернии Фарафонов затеял драку с хозяином заведения, отказавшись платить. В драке пострадал другой посетитель, собутыльники которого избили хозяина и его жену, после чего собралась толпа и начались беспорядки. Арест зачинщиков беспорядков вызвал массовое недовольство и толпа численностью до 200 человек начала громить еврейские заведения и побила стекла в Главной хоральной и Солдатской синагогах. Вызванная полицмейстером рота солдат из находившегося в городе батальона Керчь-Еникальского пехотного полка смогла сдержать толпу у здания полицейского управления только после холостых выстрелов. Так как освободить задержанных не удалось толпа от полицейского управления ринулась по улицам города громя на своем пути еврейские заведения к великой радости их христианских конкурентов.
До самого вечера продолжалось бесчинство пьяной толпы до 1000 человек. Полиция и солдаты не смогли удержать порядок несмотря даже на то, что солдаты начали стрелять боевыми патронами и ранили нескольких человек. Только после прибытия казаков к 10 часам вечера удалось положить конец беспорядкам. Убытки составили 70 тысяч рублей. Арестовано более 200 человек, 52 приговорены к тюремному заключению, но, так как большинство погромщиков были пришлыми чернорабочими и нижними чинами запаса, по высочайшему повелению высланы на родину, где должны быть подвергнуты телесному наказанию, если ранее не были приговорены к этому мировым судьей.
10 мая 1885 года состоялся суд над теми, кто был задержан с похищенными вещами и опознан потерпевшими. Подсудимые были оправданы за недостаточной доказанностью действий обвиняемых.
Похожее описание начала событий и в Новочеркасской газете "Казачий вестник", но там информации намного меньше, нежели в ростовской "Донской пчеле".