У императора перехватывало дыхание при встрече с ней. А она оставалась «загадочна и непроницаема». Впрочем, делать вид, будто бы ничего не происходит было бесполезно. Вскоре весь Петербург судачил о благосклонности Николая I к княжне Софье Урусовой. А затем и племянник государя начал вздыхать о ней. Да что там! Столица упала к ногам этой красавицы, ибо равных ей в том 1827 году просто не было.
Семейную жизнь императора Николая можно было назвать вполне счастливой. Александра Федоровна, его супруга, была изящна и миловидна, и государь обожал ее. К моменту, когда Петербург рукоплескал княжне Урусовой, в семье Николая появились на свет уже пятеро детей, и здоровье императрицы заметно пошатнулось. Она была хрупкой женщиной. Впрочем, отношения между супругами оставались по-прежнему гармоничными, хотя едкий Герцен однажды заметил: «Не верю, чтобы он когда-либо любил женщину, как, например, любил император Александр».
Урусова перевернула светскую жизнь столицы с ног на голову. Все говорили только о ней! Двадцатитрехлетняя красавица стала фрейлиной Александры Федоровны и главным украшением Двора. Она происходила из знатного княжеского рода, свободно говорила по-английски и по-французски, и на тот момент уже успела покорить родную Москву. Недаром ее называли «царица московских красавиц».
«Она великолепна! Не представить лица свежее! Особенно хороши глаза – голубые, полные неги», - восторженно писал француз Марк Фурнье. Но девушки из столицы не были рады такой яркой конкурентке. Они называли Урусову за глаза «цацой», «глупышкой» и от души потешались над любым ее неловким движением.
Говорят, первая встреча императора и Урусовой произошла во время торжеств в честь коронации. Николай I пришел, увидел, полюбил. Какое-то время после этого Софья не появлялась в Петербурге, и только к 1827 году, когда ее зачислили в штат фрейлин, поселилась на набережной Невы.
Знаки внимания Николая I к княжне сложно было не заметить. Его взгляд постоянно искал эту девушку, он обращался к ней, словно не замечая других. Однажды она выронила веер, и император сам наклонился, чтобы подать упавший аксессуар. При Дворе начали переглядываться: неужели? И отвечали сами себе: да все и так понятно! Прогулки, общение, и бал они открывают вместе…
Все уже знали, что из-за Софьи однажды стрелялся поэт Александр Пушкин, что графы Мусин-Пушкин и Шереметьев уже просили ее руки, но высочайшее внимание все меняло. Что будет с княжной Урусовой? Звание признанной фаворитки – как у французских королей? Убежденность в том, что Софья отвечает императору взаимностью, крепла день ото дня. Оттого удивительным всем казалось спокойствие Александры Федоровны и ее дочерей. Они общались с княжной, как ни в чем не бывало!
Самые близкие члены семьи оттого сохраняли приятельские отношения с Урусовой, что знали – ничего не происходит. Николай I действительно пленен Софьей, но та чиста, будто хрусталь. Гордость не позволяла княжне снизойти до положения фаворитки, а император был слишком сдержан по натуре, чтобы вести себя чуть напористей. Он вздыхал, а она просто улыбалась.
Именно из-за перемолвок об императоре и Софье, судьба девушки долго не могла сложиться. Племянник государя мечтал стать мужем княжны Урусовой, но побоялся делать предложение – а вдруг Николай рассердится? Другие тоже медлили, по той же причине. Только в 1832 году, когда Софье исполнилось 28, состоялась ее помолвка с князем Радзивиллом. Обвенчались они в январе 1833-го, и после этого все разговоры прекратились. Ведь сам император благословлял молодых!
Вскоре он опять пришел, увидел, полюбил – но не ее. Вскоре в жизни Николая I появилась Варвара Нелидова. А княгиня Радзивилл продолжала воспламенять сердца – она с легкостью делала это и в Петербурге, и в Париже. К слову, брак ее оказался неудачным, детей в нем не было, а князь-супруг много лет пытался лишить Софью содержания и имущества.
#наука #семейные отношения #свадьба #история россии #женщины
Лайки помогают развитию канала - и выражают вашу признательность автору!