Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь — один из самых древних в России. Но неизвестно, когда именно он был основан. Википедия говорит, что в 1156 году, при этом в самом монастыре считают иначе и уже отмечают своё 900-летие.
Когда и кем был основан монастырь
По информации на официальном сайте монастыря церковь Успения Пресвятой Богородицы создавалась в то же время, что и Староладожская крепость. А монастырь был основан одновременно с постройкой церкви.
Но, возможно, каменный храм строился на месте уже действовавшей деревянной церкви, вокруг которой уже был действовавший монастырь. Поэтому время основания монастыря растягивается на период с 1040 по 1116 годы. Чтобы не усложнять, я просто решил считать, что монастырю 900 лет — как и написано на главном входе, западных Святых воротах.
Кто основал монастырь тоже точно неизвестно. Это могла быть шведская принцесса Христина Игесдоттер, жена князя Мстислава Великого. Или принцесса Ингигерда (святая Анна Новгородская) — дочь шведского короля Олафа и жена Ярослава Мудрого.
Краткая история монастыря
Монастырь был разграблен шведами в Смутное время (1611-1617 годы) и почти полностью уничтожен пожаром в 1718 году, но как-то дожил до начала 19 века, когда деревянные постройки монастыря стали менять на каменные. Вместо западной деревянной ограды в 1873 году были поставлены каменные Святые ворота. Постепенно всю деревянную ограду поменяли на каменную, построили угловые башни.
Западные Святые ворота стали третьим входом в монастырь и сейчас большинство туристов попадает на территорию именно через них. Но можно зайти и с юга: если идти по Варяжской улице, то в конце будет калитка, ведущая внутрь монастыря. А с восточной стороны есть восточные Святые ворота, выходящие к реке Волхов. Сейчас они закрыты.
В 1829 году к двухъярусной колокольне Успенского собора добавили третий ярус, увеличив высоту до 32 метров. В 1854-1864 годах в монастыре появился Больничный корпус и Крестовоздвиженская церковь, несколько служебных каменных зданий. Таким образом сформировался ансамбль Успенского монастыря, который мы видим и сейчас.
После революции 1917 года монастырь перестал действовать. Он вновь был передан церкви в 2000 году в аварийном состоянии, а с 28 августа 2005 года возобновил свою деятельность. По территории разрешено гулять не везде. И вообще там строго: монастырь — не детский сад!
Хотя немножко и детский сад тоже. Для непугливых детей.
Известные монахини Успенского монастыря
Женщины попадали в монастырь как добровольно, так и против своей воли. Вот истории четырёх известных женщин, в разное время и при разных обстоятельствам попавших в Успенский женский монастырь.
Анна Кашинская
Жена тверского князя Михаила Ярославича
Попала в монастырь добровольно, спасаясь от Орды и московского князя. Скончалась в 1367 году. Анна Кашинская известна не столько своей жизнью, сколько уникальной деканонизацией.
В 1649 году покойная была канонизирована, но в 1677 специальная комиссия обнаружила расхождения между житиями святой и летописями, и выявила её принадлежность к старообрядцам (на иконе Анна крестилась двумя перстами). За это Анну Кашинскую деканонизировали: закрыли её церковь, замуровали могилу, удалили имя из святцев, предали её житие анафеме. А в 1908 году она была канонизирована повторно.
Евдокия Фёдоровна Лопухина
последняя русская царица, первая жена Петра I
Евдокии Лопухиной нравилась старая размеренная московская жизнь, и это с каждым годом всё сильнее отдаляло её от "прогрессивного" мужа. Окончательный разрыв произошёл в 1694 году, а в 1698 году царица была сослана Петром в Суздальский Покровский монастырь, пострижена в монахини и получила имя Елена. В 1718 году она была обвинена в государственном заговоре, переведена в Успенский монастырь, и жила здесь 7 лет до самой смерти Петра I в 1725 году.
В память о ней остались липы, посаженные рукой самой царицы, и второе название реки Ладожки — Елена.
При Екатерине I Евдокию Фёдоровну держали в секретном заточении в Шлиссельбурге как государственную преступницу. Когда к власти пришёл её внук Пётр II, узница была переведена в Новодевичий монастырь в Москве с хорошим содержанием. Там она и умерла в 1731 году, пережив мужа, детей и внуков.
Евдокия Ганнибал
первая жена Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Пушкина
Евдокия Диопер в 1731 против своей воли была выдана замуж за "арапа Петра Великого" и стала Евдокией Ганнибал. Она не любила мужа, изменяла ему и вместе с любовником пыталась отравить. Но не вышло. Измена и покушение были раскрыты (в ходе побоев и пыток, проводимых лично Ганнибалом). После 23 лет мучительного бракоразводного процесса, Евдокия была сослана в Успенский монастырь, где и скончалась в 1754 году.
Елизавета Шахова
поэтесса
Талантливая поэтесса происходила из древнего дворянского рода. В 15 лет она выпустила свой первый сборник стихов, а в 23, спасаясь от светской суеты, добровольно постриглась в монахини. Жизнь её не была спокойной, ей выпали и годы скитаний, и хлопотная государственная служба. Но в 1873 году в возрасте 51 года она вернулась в Успенский монастырь, собственноручно построила себе дом и жила в нём до самой смерти в 1899 году.
Елизавета Шахова застала время, когда рядом с монастырём только начали откапывать Староладожскую крепость. Это нашло отражение в её стихах:
Здесь — замок Рюрика, раскопанный недавно
Археолóгами, и твердостью основ
Он поразил их кладкою исправной
Оплота смелого, за несколько веков!
Что посмотреть рядом с монастырём
Если вы зашли со стороны Волховского проспекта через западные Святые ворота, то погуляв по территории монастыря, можете выйти через калитку в южной стене (справа от Крестовоздвиженской церкви) и по самой старой в России Варяжской улице дойти до Староладожский крепости.
О том, что интересного есть на Варяжской улице и в крепости, читайте здесь:
✔️ Самая старая улица в России
✔️ Крепость Старая Ладога. Часть 1