Вот уже 7 веков над небольшим городком Каменец на юге Беларуси возвышается удивительное сооружение – Каменецкая вежа. Её совсем не разрушили ни войны, ни прошедшие годы. Стены 30-ти метровой высоты и толщиной 2,5 метра стоят, словно башня сторожит само время.
«Вложил бог в сердце князю Владимиру: начал он думать, где-нибудь за Берестием (Брестом) поставити город». Так говорится в старинном Ипатьевском списке. И отрядил князь своего градостроителя Олексу искать место для будущего укрепления.
Так появилась каменная сигнальная башня, вокруг неё – деревянная крепость, а позже и городок. «И нарёк его именем Каменец, потому, что земля была камена» (Ипатьевский список).
Её штурмовали местные князья и татары, тевтонские рыцари и польские короли. Большинство – безрезультатно. Пришли более мирные времена, башню забросили, и местные крестьяне попытались было разбирать её на кирпичи.
Но оказалось, что за века раствор, скреплявший кладку, приобрёл прочность мрамора. Древний цемент, изготовленный из гашеной извести с добавлением мела, кирпичной крошки и яичного белка спас башню от разрушения. Выбить из кладки кирпич, не раскрошив его, оказалось невозможным.
А в конце 19 века сам император российский Николай II одобрил проект реконструкции башни. Так что она целой и невредимою вошла в век 20-й.
Свой вклад в обновление внесла и советская власть. Какой-то начальник решил побелить башню. На самом деле, хотя Каменецкую башню иногда и называют «Белая вежа», белой она никогда не была. И в 1998 году с помощью альпинистов башне наконец-то вернули её кирпично-красный цвет.
Сейчас на 5 ярусах башни музей. Ранее вход был через стрельчатый проем 4-го яруса на высоте 13 метров. На нижних ярусах располагались погреб и арсенал. Поговаривают, в башне был даже свой колодец.
На крыше, за зубцами была устроена боевая площадка шириной 1,5 метра. Теперь с неё, с высоты 10-ти этажного дома, можно осмотреть город и окрестности.
И как у любого замка Беларуси, у башни есть легенда о подземном ходе. Но в случае с Каменецкой вежей эта легенда оказалась историческим фактом – в найденной книге священника Льва Паевского подробно описана кладка 150-ти метрового подземного хода.