В середине сентября в СМИ прошла информация, что Министерство транспорта подготовило изменения в ПДД и направило в Правительство для утверждения. Расскажу о некоторых новеллах, которые ожидают участников движения.
Средства индивидуальной мобильности
В Правилах появится обобщающий термин для самокатов, моноколёс, сигвеев, скейтбордов, гироскутеров и т.д. Минтранс назвал эти устройства средствами индивидуальной мобильности (далее — СИМ). Чиновники определили их, как индивидуальное средство для передвижения с помощью двигателя или мускульной энергии с одним либо несколькими колёсами. Новеллы запрещают ускоряться на СИМ более 20 км/ч в пешеходных местах. Нельзя управлять ими при алкогольном и наркотическом опьянении или уставшим. Дети до 7 лет вправе использовать СИМ в присутствии взрослых на пешеходных тротуарах и дорожках. Несовершеннолетним от 7 до 14 лет разрешается ездить без взрослых, но опять же на пешеходной территории. Люди от 14 лет смогут передвигаться по велодорожкам, тротуарам, велосипедным зонам. Когда нет специально отведенных мест, то им разрешается ехать (на моноколёсах и гироскутерах — нельзя!) по правому краю шоссе или обочине, если скорость движения по трассе ограничена 60 км/ч. В этом случае на СИМ должны быть тормоза, катафоты, звуковой сигнал. Передвигаться можно в 1 ряд и никого не обгонять. Дозволяется только объезжать препятствия. Выезжая из жилой зоны, следует уступать путь остальным участникам движения. При поездке вечером и ночью СИМ должен оборудоваться фарой или фонарем. Если у средства есть руль, то нельзя управлять им одной рукой. На одноместных СИМ запрещается перевозить пассажиров. Нельзя везти багаж, выступающий больше чем на 0,5 метра. На переходе скорость снижается до скорости идущего человека. Запрещается ехать под указатели «Кроме лиц, использующих СИМ» и «Движение на велосипедах запрещено».
Обязанности водителей
Поправки коснутся и водителей т/с. Запрещается останавливаться и вставать на «островках безопасности». Выезжая с прилегающего участка, автомашина станет пропускать как пешеходов, так и СИМ. Это же правило будет работать при съезде с трассы. Если при повороте направо над светофором загорится табло с рисунком человека, и замигает стрелка белого цвета — за поворотом пешеходный переход, где зажегся зеленый свет, и люди переходят проезжую часть. Следовательно, водитель обязан уступить дорогу. Выезжая на перекресток с круговым движением, водитель уступает дорогу т/с, едущим по кругу, когда пересекающиеся дороги равнозначны и установлен указатель «Круговое движение». Ну и наконец, Правительство уточнит порядок пересечения ж/д пути. Если перед регулируемым переездом загорится красный сигнал, то автомобиль останавливается у знака «Стоп линия» или «Движение без остановки запрещено». А если знаков нет, то машина должна стать минимум за 5 метров от шлагбаума или (когда последнего нет) за 10 метров до ближнего рельса.
Оборудование автомобилей
Из-за отмены ГОСТ 5727-88 в 2015 году изменятся принципы тонировки. Передние (ветровое и боковые) стекла должны пропускать не меньше 70% света. Для остальных стекол этот показатель отменяется. Будет разрешено пользоваться любым огнетушителем и аптечкой.
Знаки
Грядут изменения и в знаках. Так, ПДД разрешат автовладельцам использовать указатель аварийной остановки не по ГОСТУ Р 41.27-2001, так как последний не действует с 2018 г. Поправки отменят прямую взаимозависимость знака «Остановка запрещена» и желтой линии, обозначающей территорию, где запрещена остановка транспортных средств. Действие знака «Остановка запрещена» независимо от длины желтой разметки распространится до конца перекрестка, улицы, пункта или другого знака. Например, область действия знака «Остановка запрещена» прекратится после знака «Парковка». Эта новелла появится после жалоб автовладельцев.
Уточняется и порядок функционирования знаков. Так, сменится временной отрезок для перемещения автомобилей, когда на улице одновременно размещены символы «Остановка запрещена по нечетным числам месяца» и «Остановка запрещена по четным числам месяца». ПДД дают на перестановку 2 часа — с 19:00 до 21:00. Поправки увеличат этот период на 1 час и установят интервал с 21:00 до 24:00 часов. Кроме того, парковаться под этими знаками смогут инвалиды 1 и 2 группы, а также 3 группы с ограниченными возможностями к передвижению.
Начнет действовать указатель «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». Правительство ввело его три года назад. Под знак разрешат проезжать местным жителям, людям, работающим в этой местности, автомашинам, использующим газовое топливо, т/cармии, полиции, скорой помощи и т.д. Ну и наконец, введут знаки «Движение автобусов запрещено» и «Зарядка для электромобилей».
Автобусы
Поправки введут прямую зависимость скорости от порядка использования стоячих мест и наличия ремней безопасности. Если автобус перевозит людей только на сидячих местах, а пассажирские кресла снабжены ремнями безопасности, то водитель вправе разогнаться (там, где это возможно) до 90 км/ч. Когда же транспортное средство предусматривает перевозку граждан стоя и сидя, а кресла не имеют ремней безопасности, то водитель не может превысить 70 км/ч.
Под задним стеклом (или внизу стекла) общественного транспорта появится информационное электротабло «Внимание пассажир». Когда автобус остановится, и указатель загорится, то движущийся за общественным транспортным средством автомобиль должен встать у жёлтой линии (а если ее нет — позади автобуса) и подождать пока из салона выйдут люди, а табло погаснет. Автобусы, перевозящие детей, обяжут установить оранжевые маячки и запретят оставлять транспортные средства, предназначенные для общественной перевозки пассажиров, в жилых районах вне специальных стоянок или территорий автобусных парков.
Выводы и спорные моменты поправок
Новеллы Минтранса о СИМ вызвали возражения со стороны ГИБДД и общественных организаций. Так ГИБДД полагает, что СИМ, приводимые в движение мускульной силой, подчиняются правилам передвижения пешеходов. А «Союз пешеходов» уверяет, что столкновение электросамокатас человеком на скорости в 20 км/ч серьезно изувечит пешехода. Следовательно, СИМ следует запретить передвигаться по пешеходным территориям. Однако проблема состоит не в том, каким образом средство приводится в движение — мускулами или двигателем, а в силе удара, зависящей от массы тела, скорости в начале и в конце столкновения, времени контакта в секундах. Эти средства предназначены не просто для передвижения человека, а для ускоренного (в отличии от инвалидных колясок) передвижения. Следовательно, данный признак надо отразить в понятии. И если скорость и масса тела высоки, то убить человека можно катаясь даже на роликах или велосипеде. В 2018 году в Москве велосипедист врезался в женщину-пешехода. Пострадавшая умерла через две недели, не приходя в сознание. Или другой случай — школьник на лыжероллерах сбил насмерть пенсионерку в Измайловском парке. Аналогичным образом в Свердловской области мужчина, катаясь на роликах, врезался на скорости в пожилую женщину и скрылся с места происшествия. Падая, пенсионерка ударилась головой и через три дня умерла. Поэтому позиция Минтранса более приближена к реальности. Другой вопрос — как, кто и где станет это регулировать. Не представляю, как ГИБДД будет фиксировать превышение скорости на СИМ, останавливать нарушителей, проверять степень усталости или выявлять болезненное состояние граждан. К тому же КоАП не предполагает наказание за нарушение правил при управлении средствами индивидуальной мобильности. Следовательно, нужно подготовить законопроект. По словам журналистов, видевших поправки, документ предусматривает, что для передвижения средства по проезжей части, оно оборудуется тормозами, звуковым сигналом, катафотами. К сожалению, журналисты не уточнили — это касается всех видов СИМ или только некоторых. Потому, установка звукового сигнала или тормозов на скейтборды или лыжероллеры представляется сомнительным требованием.
Что касается остальных поправок, то они вызвали меньше нареканий. Так, владельцы автобусных компаний заявляют, что привязка скоростного режима к наличию ремней безопасности и сидячим местам приведет к затратам. Автобусному бизнесу придется раскошелиться на новые т/с, а это увеличит поток транспорта на дорогах. Значит, встанет вопрос о модернизации и расширении дорог.