Рынок подкастов растет: в России их каждый месяц слушают больше пяти миллионов человек, а к 2024 году, по прогнозам экспертов, аудитория достигнет 28 миллионов. Планируете запустить собственный подкаст? Сначала сформулируйте идею. Лика Кремер, основательница студии подкастов «Либо/Либо», Лев Пикалёв, создатель проекта «Подкастерская», и Мика Голубовский, главный редактор Bookmate Originals, предлагают ответить на пять вопросов, чтобы понять, что вы вообще собираетесь делать.
1. О чем эта история?
Это самый главный проверочный вопрос. Все остальные — уточняющие. Постарайтесь в одном предложении (в 10–15 словах) сформулировать, о чем будет подкаст и почему его нужно слушать. Эрик Нюзум, глава собственной подкастинговой компании Magnificent Noise и автор книги о создании подкастов «Пошумим», советует использовать правило десяти слов и новичкам, и опытным авторам: «Эта фраза должна максимально точно описывать подкаст — и только его — так, чтобы нельзя было спутать ни с чем другим в мире. Это упражнение гораздо труднее, чем может показаться. Чтобы прочитать десять слов, нужно три секунды; чтобы написать их, нужно больше времени — и чем больше, тем лучше».
2. Почему это должен быть именно подкаст?
Подумайте, точно ли история, которую вы хотите рассказать, требует записи аудио? Может быть, ее лучше изложить в тексте или в видеоформате? «Например, в аудио гораздо хуже воспринимаются цифры и большой объем информации, но гораздо лучше работают эмоции, чем фактология», — объясняет Мика Голубовский. Если это именно то, что вам нужно, смело беритесь за дело.
3. О чём можете рассказать только вы?
Подкастов о материнстве уже 35, но вы все равно хотите свой? Не так важна уникальность темы, как уникальность вашего авторского видения — именно за этим к вам будут приходить слушатели.
4. Для кого вы делаете этот подкаст?
Эрик Нюзум советует подумать, к кому вы будете обращаться и какого эффекта добиваетесь. Постарайтесь визуализировать своего потенциального слушателя: найдите в поисковике портрет человека, который подходит под описание вашего слушателя. Это может быть бизнесмен, мама в декрете, любитель собак. Теперь со всеми вопросами можно обращаться именно к нему.
Чем лучше вы изучите свою потенциальную аудиторию, тем проще будет понять, что ей интересно и где искать слушателей. Проговорите, почему вам нужно до них достучаться: трудно сделать подкаст для людей, которые вам неинтересны и не важны.
5. В каком жанре будет подкаст?
Все подкасты можно разделить на две условные категории: 1) люди болтают; 2) люди рассказывают истории. В первом случае это монолог, диалог или даже дискуссия нескольких участников. Подкасты второй категории называют нарративными: в них автор рассказывает историю с простроенной драматургией, героями, их арками, перипетиями, завязкой, кульминацией и развязкой — в общем, почти сценарий кино, только в аудиоформате. Подумайте, какая категория лучше подходит для ваших задач. Разговорные подкасты обычно проще в производстве, зато нарративных в России очень мало, и вы, решив делать такой формат, выйдете в непаханое поле.
О чём надо помнить?
Лика Кремер, основательница студии подкастов «Либо/Либо»:
- Не запускайте подкаст, пока у вас нет трех эпизодов!
Сначала запишите пилот — пробный выпуск. Его стоит дать послушать нескольким людям — вашей фокус-группе, тем, кому вы доверяете. Скорее всего, фидбек приведет к небольшим правкам. Но, возможно, и к тому, что вам захочется перепридумать все заново — может оказаться, что изначальная идея не работает. Когда финальный вариант наконец готов, запишите еще два-три эпизода — и снова получите обратную связь. Правило трех эпизодов поможет вам докрутить подкаст на старте и выиграть время. Если вы запускаете еженедельное шоу, первые выпуски, скорее всего, будут требовать больше времени на производство.
- Редактируйте!
Неважно, рассказываете вы сложную многосерийную историю или берете интервью, — редактируйте записанный материал. Вырезайте повторы и слова-паразиты, сокращайте неинтересное, меняйте местами куски, чтобы лучше удержать внимание слушателя. Это поможет сделать историю стройнее, а интервью — увлекательнее. Кстати, иногда стоит редактировать, не только сидя наедине с собой в наушниках, но и слушая вместе с коллегами. Во-первых, по реакции окружающих можно понять, где теряется внимание, а во-вторых, полезно что-то обсудить в процессе.
- Составляйте поэпизодный план
Подумайте про темы на несколько выпусков вперед. Конечно, если у вас новостной подкаст, такого плана может не быть вовсе — вы просто реагируете на повестку. Но для любого другого подкаста он нужен. В студии «Либо/Либо» мы обычно пишем план на 10–15 эпизодов. Но не забывайте, что подкаст — это живая штука, которая в процессе может сильно меняться. И у первого, и у второго сезонов «Историй русского секса» поэпизодный план изменился на 30–40 %.
- Следите за реакцией
Подкаст вряд ли можно послушать случайно. Поэтому, если человек оставил развернутый комментарий, не игнорируйте его мнение. Когда мы запускали подкаст «Хочу не могу», нам очень нравилась задумка с закадровым смехом. Но большинство отзывов были примерно такие: «Подкаст отличный, но зачем там так много закадрового смеха? Бесит». Отказываться от него совсем мы не стали, но пользуемся этим приемом гораздо реже и аккуратнее. Когда читаете отзывы и критику, ориентируйтесь на портрет аудитории, который придумали себе в самом начале. Иногда вас ругают те, для кого этот подкаст просто не предназначен.
- Не хватает юмора и журналистики
В подкастах по-прежнему не хватает глубокой журналистики — аудио-расследований, вдумчивых историй, которые потом захотят экранизировать. Если вы хотите заниматься именно этим — перед вами почти не занятая ниша. Другое перспективное направление — юмор. Если вы можете заставить слушателя посмеяться, это наверняка будет востребовано.
Лев Пикалёв, создатель проекта «Подкастерская»:
- Суперидея — не главное
Хотя кажется, что новые подкасты кто-то выпускает каждый день, их по-прежнему мало. И даже на популярную тему, вроде психологии, секса и отношений, можно сказать что-то оригинальное. Поэтому лучше не застревать надолго на создании концепции, а сразу браться за первые выпуски. Полностью занятых ниш здесь нет.
- Искренность важнее опыта
Подкасты выгодно отличаются от радио тем, что здесь ценят не столько поставленный голос и умение работать с техникой, сколько уникальный стиль, искренность и авторскую подачу. Слушатели ждут условного друга, с которым приятно провести время, а не диктора, который обезличенно зачитывает новости.
- Ошибаться не страшно.
В подкастах, как и в любом новом деле, нужно сделать как можно больше ошибок на единицу времени, чтобы учиться на них. Все нужные навыки — вроде написания сценариев или записи звука — можно освоить в процессе. Главное — не долгие часы теории, а желание что-то делать и способность постепенно развиваться, получая обратную связь.