Здравствуйте, уважаемые читатели. Давно не было на канале обзоров жанров и направлений фантастики. Представляю вашему вниманию первую статью, посвященную постапокалиптической фантастике, популярному направлению нашего жанра, интерес к которому стабилен на протяжении многих лет. Всего запланировал несколько публикаций на эту тему. Сегодня будет обзорная статья, посвященная общим вопросам: определению постапа, основным его канонам и штампам, примерам из зарубежной и отечественной фантастики.
Итак, что же такое постапокалиптика в фантастике?! Прежде всего, это часть научной фантастики. Какими бы неправдоподобными не были допущения фантастического сюжета таких произведений, они основаны на объяснимых с точки зрения науки событиях. Разрушение нашей цивилизации и становление на ее обломках новой (или наоборот, сползание в варварство) происходит вследствие техногенной или природной катастрофы, ядерной войны, нашествия инопланетян и т.п., не магических, не сказочных событий. Конечно, есть и исключения. Это касается, прежде всего, современной фантастики. Когда происходит смешение жанров. Друзья, читывал как-то книгу, где эльфы, с помощью волшебства, открывают портал в наш мир и разрушают земную цивилизацию. Магией и колдовством само собой. Но исключение, на то и исключение. Оно лишь подтверждает правило.
С другой стороны, интересно соотношение постапа и апокалиптики. Наиболее наглядно деление на постап и апокалипсис можно наблюдать в кинематографе. В так называемых фильмах – катастрофах главное внимание уделяется процессу крушения старого мира. Это такая чистая апокалиптика. В фантастической литературе несколько иначе. Катастрофа и крушение мира, формирование нового на обломках старого, происходит почти одновременно – одно переходит в другое. Так, например, цикл Андрея Круза «Эпоха мертвых» начинается с катастрофы, разворачивания зомбоапокалипсиса в Москве златоглавой. В первом же романе цикла, сюжет перетекает в мир постапа. Человек ко всему может приспособиться. Хочешь жить – умей крутиться. Через несколько дней после вспышки вируса, люди стали формировать новые сообщества, кланы, группы, приспосабливаясь к суровому миру. Апокалипсис становится постапокалипсисом. Так что, я бы не разделял постап и апокалиптику в фантастической литературе. А если копнуть глубже, то постап, по сути, один из вариантов антиутопии, наступления негативного, нежелательного будущего.
Важно добавить, что главная тема постапокалипсиса не изменение природы после похолодания (опустынивания, глобального наводнения, ядерного удара, падения астероида и т.п., нужное подчеркнуть). Постап, прежде всего, «изучает» человека, группы людей, социум, существующие в тех или иных условиях после падения старого мира. Читая самую развлекательную и не напичканную философскими и идеологическими заморочками фантастику, нам интересно, прежде всего то, как обустроились в новом мире люди. Какие у них отношения, интересности, странности.
В общем, постап, это осмысление тенденций гипотетического развития общества в тех или иных условиях после катастрофы современной цивилизации.
Фантастика (имею в виду современную фантастику), зародилась в первой половине двадцатого века. На протяжении всех этих лет, фантасты строили допущение наступления катастрофы и последующего мира постапокалипсиса , исходя из реалий и проблем своего времени.
Так, в англо-американской фантастике второй половины двадцатого столетия, доминирующей причиной уничтожения современной цивилизации стала ядерная война. Изобретение атомного оружие, его первое демонстративное применение при бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, холодная война и вследствие ее гонка вооружений, все это повлияло как на отдельных авторов нашего жанра в то время, так и на всю фантастику в целом. Впрочем, как и на всех людей на земном шаре.
При этом интересно, что в целом, эпоха безграничного восхищения научно-техническим прогрессом, наукой, движением вперед, еще не исчерпала себя. Фантасты Золотого Века с удовольствием придумывали космические корабли, галактические империи, путешествие через гиперпространство, колонизацию планет и т.п. Все то, что сегодня воспринимается читателем фантастики как само собой разумеющиеся вещи, тогда только конструировалось творцами миров. Когда авторы наигрались с космическими кораблями, бороздящими просторы.. Большой Галактики, они обратились к пилотам этих кораблей, колонистам и исследователям планет, то есть к людям. Появилась на свет фантастика «Новой Волны». В которой тоже прослеживались оптимистические черты, вера в Человека.
Фантасты, при всей рефлексии по поводу атомного армагеддона, конструируют новые миры после конца света в оптимистическом ключе. Люди будущего, герои книг и общий антураж не вызывают ощущение мрачности и безнадежности.
Немного примеров. Так, в романе Пола Андерсона «Зима над миром», через много столетий после атомного уничтожения нашей цивилизации, вырастает новая культура. Новые страны со своими амбициями, достижениями, героями и антигероями. Жизнь продолжается и.. даже эволюционирует.
Роджер Желязны («Долина проклятий») вроде и создает суровый мир разрушенной Америки со всеми вытекающими описаниями, но главный герой из прожжённого индивидуалиста и бандита под конец истории превращается в яростно положительный персонаж, готовый на все ради «други своя».
Филипп Фармер в «Пробуждении каменного Бога» воздает оду человеческому разуму даже после того, как представители вида хомо сапиенс остаются в единственном экземпляре. Однако, и один человек может показать расам, наследующим нам, что такое настоящий человек.
Даже мрачный роман Роберта Хайнлайна «Свободное владение Фарнхэма»,описывающий расизм наоборот в постъядерной Америке будущего, и то наполнен гордостью за свободных сынов США, в лице Хью Фарнхэма.
В общем, я бы назвал постапокалиптику прошлого века, «оптимистическим» постапокалипсисом.
Своим зарубежным коллегам вторили и советские фантасты. А. Казанцев в «Фаэтах» и И. Ефремов в «Туманности Андромеды» уничтожают целые миры в результате неосторожных игр с атомной энергией. Но! В случае, если разумные расы идут по направлению вперед, в светлое коммунарское будущее, плачевного результата можно избежать.
Перенесемся уже в наше время, к современной отечественной фантастике. Сложно выбирать какие-то общие характеристики при описании постапокалиптических миров российских фантастов. Многие авторы просто создают постап миры для квеста своих героев в них, не слишком рефлексируя. Однако, какие-то выводы можно сделать. Если для фантастов прошлого столетия главным пугалом являлась Холодная Война, которая могла перерасти в горячую - тотальное взаимоуничтожение, то для наших авторов такую роль выполнили события 90-х, падение государства.
Огромное количество современной отечественной литературы - это доведенные до степени постапокалипсиса антиутопии. Дальнейшая деградация и развал государства, сами по себе и частенько, с помощью заокеанских партнеров, приводят к краху любой морали и стопоров в Обществе. И.. как-то оптимизма, в отличие от американских мастеров прошлого, не прослеживается. Все предельно жестко, грубо, без шансов.
Даже в фантастике, не замахивающейся на идеологию и «политоту», гордости за род человеческий не испытываешь. Так, чисто развлекательный роман Руслана Мельникова «Бронепоезд», описывает мир, рухнувший в результате открытия порталов в иные измерения (откуда посыпались разного рода монстры). Люди, которые спаслись, окружив Москву бастионами и минными полями, просто не пускают к себе других выживших, обрекая их на погибель.
Роман Виктора Косенкова «Мигранты» рассказывает про город после странного анабиоза, погрузившего человечество в сон сроком в несколько десятилетий. Во что превратились после этого люди, описывать даже и не хочу. Ужас.
Роман Беркема Аль Атоми (такой псевдоним) «Мародер» погружает нас в мир, оккупированной мировым сообществом России. Оккупация оккупацией, но наши соотечественники, предоставленные сами себе, без государства погружаются в полную анархию. При всем «реализме» и "повседневном" русском языке книги, обратил внимание не на трэш. Автор не оставляет шанса людям постапа в целом.
В романе Олега Маркеева «Неучтенный фактор» (середина 90-х) используется в основном литературный язык. Но от общества, после ряда глобальных катастроф, впадаешь в оторопь. При всем, что сохранилось государство. Картина будущего Маркеева настолько реалистично мрачна, что больше походит на постап, а не классическую антиутопию.
Такие вот примеры. Само собой, не только Холодная Война с ядерной бомбой и угроза повторения 90-х – побудительные причины написания постапа. Я лишь затронул более менее крупные, интересные явления жанра у нас и за рубежом. Развёрнутое представление о постапе постараюсь дать в следующих обзорах по теме. Скорей всего, построю его по географическому принципу. Зарубежный постап (с упором на более свежую фантастику) и обзор русскоязычной постапокалиптики (в котором будет больше развлекательных примеров без примеси политики, ну и поменьше мрачности).
Всего доброго. Читайте фантастику.
Подписывайтесь на "Интересную фантастику" ВКонтакте https://vk.com/infantastika (фильмы, обзоры книг, музыка, клипы, арты, опросы и др. про фантастику).
При подготовке к обзору я пользовался материала киберленинки: Березовская Л. С., Демченко С.Л. "Постапокалиптика как жанр научной/паранаучной фантастики" / Вестник Омского Государственного Педагогического Университета, 2016; Панфутов А. В "Интерпретации Апокалипсиса в современной фантастической прозе" / Вестник Ульяновского Государственного Технического Университета, 2013