Найти тему
Денискин Путь

Зимник в Воркуту

Оглавление

Самое начало апреля, Коми, Приполярье. Днем оттепель и противный мелкий дождь, ночью легкий морозец дает надежду, что зимник еще "стоит".

Мы, Денис и Наташа, преследуем амбициозную цель - проехать весь путь из Кирова до Воркуты автостопом: сначала по федеральным дорогам, потом по зимникам. И позади уже столько километров, а Воркута уже так близко... Но две легковушки, которые мы повстречали вчера, двигаясь из Печоры в Инту, зимник прошли за 10 часов, но кое-где им уже приходилось "откапываться".

Зимник в Воркуту
Зимник в Воркуту

С полудня до трех часов дня на Воркуту прошла только одна машина - джип с... краснодарскими номерами! К сожалению, он был полон, и взять нас возможности не имел. Наконец, спустя три часа, нам улыбается удача: в Воркуту двигаются сразу четыре МАЗа! Мы помещаемся в кабину к водителю Руслану, и путь начинается.

Все зимние дороги, что были в этом путешествии, были лишь демо-версией того, что началось сейчас. Первые 50 км показались адом. Все та же техническая дорога вдоль трубы, но снег уже провален, к тому же, начинается новая метель. Едем 20 км/ч, с пробуксовками, МАЗы преодолевают полсотни километров почти четыре часа.

Дальше дорога улучшается и становится более похожей на нормальный ЗИМНИЙ зимник (прошу прощения за каламбур). Холодает, дождь окончательно сменяется плотной метелью. Несмотря на такую погоду, ехать становится легче, и вот первая сотня километров пути позади. Уже в темноте мы минуем по льду великую северную реку Усу рядом с одноименной станцией ЖД.

-2

Дальше только ночь и тьма. Мерный рев мотора, почти сошедшие на нет разговоры. Из темноты периодически появляются остовы тяжелых машин в свете фар, редкие освещенные постройки газовиков. Дорога здесь тоже достаточно качественная, хоть и не отмечена ни на одной карте.

Ночные горы

Такими неспешными темпами мы ехали до полуночи. И вот здесь начались горы... Гряда из нескольких высоких холмов, прямо по которым газовики провели свою трубу. С подобными высотами мне пару раз доводилось сталкиваться на зимниках, но взбирались мы на них на легковых автомобилях и в хорошую погоду. Сейчас же метель и груз, отягчающий наш МАЗ, делают свое дело. Мы минуем два холма и встаем, не в силах взобраться на третий.

-3

Поднялась только первая, самая легкая машина, да и протектор, по словам водителя, у того МАЗа самый лучший. Второй МАЗ развернуло на склоне, и он юзом скатился вниз. Штурмуем вершину и мы, и также скатываемся юзом, разворачиваемся на 90 градусов и кузовом заезжаем в сугроб.

Когда сидишь в кабине, не можешь толком оценить кривизну подъема. Идем с Наташей на холм и смотрим вниз. С холма смотреть вниз страшно... Здесь можно подняться на автомобиле?! Серьезно? На помощь нашим стоящим внизу МАЗам мимо нас скатывается с горы трактор-чистильщик, но смотреть на него тоже страшно - он почти летит вниз, и чудом не сносит ни один из грузовиков. С другой стороны ложбины, наконец, приезжает бульдозер, и общими усилиями они, наконец, помогают подняться всем нашим машинам. На часах три часа ночи, все устали и на нервах, а до Воркуты еще больше половины пути...

-4

После пережитого водители хотят лишь спать, но подстегиваемые азартом преодолеть последний, самый сложный подъем, проезжают еще несколько километров. Когда мы подъехали к новой горе, она сначала даже не показалась такой крутой, как предыдущая... но оказалась более затяжной. Вновь поднялась только первая машина. Вторыми были мы, но съехали задом вниз. Находиться в кабине грузовика, которого тянет вниз юзом, то еще удовольствие... Спасибо водителю, управляющемуся с махиной и успешно ведущей ее к подножию.

В итоге, за этот день мы прошли едва чуть более сотни километров, но эту часть пути можно считать поистине самой сложной за все путешествие. Возможно, на легковых было бы быстрее, но в пути стало ясно, что по такой трассе - "благодаря" снегопаду и оттепели - для них путь в Воркуту до следующего сезона уже закрыт...

Утренний штурм

В восемь утра штурм. Команда водителей и мы вместе с ними почему-то искренне верили, что утро окажется "мудренее вечера". Но гора так не думала, и несколько раз наши водители повторили трюк "спусти МАЗ с горки кузовом вперед". Страшный по началу, потом стал даже захватывать. Однако результат неизменно оставался прежним - машины оказывались у подножия. Наконец, мы отчаялись, и все это представление уже требовало какой-то развязки. Водитель решил оставить МАЗ внизу, и если, сможет подняться хотя бы еще одна машина, ехать в Воркуту на двух, а за остальными вернуться позже. Такое здесь бывает...

И вторая машина взобралась. Все-таки, самый большой груз был именно в нашей машине, и остальным было проще. Но, воодушевленная чужой удачей, пошла и третья. Такого разгона, который взял ее водитель, хватило бы, чтобы разогнаться до сотни километров, и она сделала это. Поднялась почти до вершины... Не хватило лишь нескольких метров. Когда она пошла вниз, нам стало страшно. Происшедшее дальше стало нелепым, но очень логичным завершением подобных маневров - водитель сползающей машины прилагал все усилия, чтобы выровнять свой МАЗ, и, учитывая скорость, сделал очень многое, чтобы все остались живы. Но, приблизившись МАЗу, стоящему внизу, все же, не смог не задеть краем кузова его кабину. Помялась кабина, разбились стекла. В моем рюкзаке, лежавшим в кабине, разбился планшет...

-5

Судьба машин, оставшихся внизу, оказалась предрешена. Мы с Наташей, взяв вещи, поднялись на вершину пешком и вновь поразились высоте. Чуть позже из-за горизонта, словно команда воинов, провернувших тяжелую операцию, появилась четверка водителей.

Ночной снегопад сделал свое дело: зимник замело окончательно, и спустя еще километров 20 мы добрались до участка, где расчистки не было вообще, а дорога шла, кажется, по таким рытвинам, что даже снежный покров не мог скрыть их неровностей. Мы на первом самом проходимом МАЗе поехали пробивать колею, но одолели лишь метров тридцать... Около часа откапывались, проехали еще с десяток метров, и снова "сели". К этому моменту у нас практически закончилась вода и еда, припасенная, максимум, на сутки, а у водителей почти кончилась солярка. Ожидать других попутных машин смысла не было, так как не было дороги. Рядом дежурила вахтовка газовиков - "Урал", но даже они не решились идти дальше или хотя бы помочь протащить нас.

-6

Водители МАЗов приняли тяжелое решение: разворачиваться и возвращаться к брошенным машинам, чтобы сливать ведрами солярку и заправлять машины, которые еще на ходу. Нам предложили пересесть на вахтовку и уехать на ближайшую станцию. И это было предложением, от которого нельзя и не было смысла отказываться...

Вахтовка, куда мы загрузились, вскоре отправилась в свой вахтовый поселок. Уже засветло мы проехали тем же путем и спустились со всех гор, которые так сложно было взять накануне. Высота их действительно такова, что становится ясно - дорога вдоль "трубы", прежде всего, техническая, и, строго говоря, никто не задумывался при прокладке, что по ней будут регулярно ездить обычные машины. Чтобы единоразово проложить трубопровод, тягачам и кранам-то на огромных колесах там проехать не сложно.

-7

Преодолев около 150 км по зимнику, и еще сотню с небольшим на поезде, спустя сутки и восемь часов после старта из Инты, мы прибыли в Воркуту. Пройти весь путь по автомобильным дорогам, к сожалению, не удалось.

Описанный путь мы проделали в апреле 2013 года, когда полным ходом шло строительство газопровода в сторону Карского моря. Спустя несколько лет, насколько мне известно, дорога полностью превратилась в технологическую, и Воркута вновь стала городом-островом, куда на автомобиле можно попасть, только поставив его на ЖД-платформу в Сосногорске.

Как там обстоят дела сегодня? Расскажите в комментариях!

Также можно почитать, о городе шахтеров-романтиков, Инте.

Как автор я принципиально не использую монетизацию за показ рекламы (ее показывает платформа), однако Вы можете поддержать мое творчество и будущие путешествия, пожертвовав любую сумму в форме ниже. Возвращайтесь на мой канал за приятными эмоциями и подпишитесь, чтобы узнавать о новых статьях. Спасибо вам!