Найти тему
Трэвел дилер

Из Каира в Бомбей: по следам князя Салтыкова

Оглавление
На террасе отеля Mena Oberoy Resort, Каир
На террасе отеля Mena Oberoy Resort, Каир

В стране пирамид в старину русские бывали редко.
Как правило, они совершали паломничество к гробу Господню, а в Египет заезжали лишь попутно и ненадолго.
Подлинное освоение страны гостями из России началось лишь в XIX веке после появления моды на коллекционирование египетских древностей. Ну а уж после того, как кумир молодежи генерал Бонапарт отправился в 1798 году завоевывать Египет, интерес к стране вырос просто до небес, а мода на египетские древности, стала стремительно распространяться по Европе.

Археологи в Египте
Археологи в Египте

После походов Наполеона года британцы постоянно наращивали военное присутствие в Средиземном море, обеспечивая контроль над территорией Северного Египта.
А Британская Ост-Индская компания с XVII века вела торговлю от Александрии до Бомбея, Калькутты и Китая.
Бомбейская флотилия защищала от пиратов и французских крейсеров торговые пути от Малабарского берега в Персидский залив и обратно. Так, под защитой британского флага стали возможны и путешествия в этом регионе.

Князь Алексей  Дмитриевич Салтыков
Князь Алексей Дмитриевич Салтыков

Князь Алексей Дмитриевич Салтыков (1806–1859), был известен экстравагантным образом жизни. И, как становится ясно из его писем, довольно современных взглядов и образа жизни. Родился в Петербурге, имел 3,5 тыс. душ и жизнь его сначала развивалась по сценарию, разработанному поколениями Салтыковых. Поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел, через пять лет уехал за границу — в Константинополь, потом в Афины, Лондон, Италию, Тегеран.
В Персии он окончательно понял, что карьера дипломата - это не его.
Что его призвание - живопись и путешествия. В 34 года в чине надворного советника он вышел в отставку.
Поселился в Париже, и осуществил свою мечту - путешествия по Индии в 1841-42 и 1845-46 году.

Из рисунков князя А.Д. Салтыкова, Мадрас
Из рисунков князя А.Д. Салтыкова, Мадрас

Из впечатлений, писем и путевых заметок Алексея Дмитриевича сложилась книга "Письма об Индии". Маршрут первого путешествия (сокращаю) - Александрия-Суэц-Бомбей-Цейлон-Мадрас-Калькутта-Бенарес-Лакхнау-Агра-Дели-Лахор-Хайдарабад-Бомбей.

Англичане в Индии
Англичане в Индии

А. Салтыков приезжает в Индию как гость англичан, у него есть рекомендательные письма к английским губернаторам, без которых
тогда невозможно было безопасно перемещаться по стране.
В наше время эти функции выполняют въездные визы.

Истории об Индии мы оставим на потом.
А мне стало интересно, каким был туризм в середине XIX века, как добирались, где размещались на ночлег.
Тем более, Египет и Индия - страны, куда и в наши дни (по разным причинам) далеко не каждый решится поехать.

Королевское почтовое судно RMS Brittania, 1840
Королевское почтовое судно RMS Brittania, 1840

В то время, чтобы только добраться до Индии, требовалось несколько месяцев. А внутри страны не было современных средств сообщения.
В середине XIX века большинство кораблей в Бомбей отправлялось из Саутгемптона, к юго-западу от Лондона через Гибралтар (С 1830 году - британская колония) на Мальту (под контролем англичан с 1800 года),
и достигли Порт-Саида в Северном Египте.
Князь Салтыков в письмах к брату оставил подробное описание своего маршрута.
На него я и буду ссылаться.

Суэцкий канал у Порт-Саида, Египет
Суэцкий канал у Порт-Саида, Египет

Итак, как мы узнаем из писем князя, чтобы добраться из Лондона до Бомбея в 1841 году ему потребовалось 40 дней. Например, пересылка письма этим же путем занимала: из Петербурга в Лондон 8 дней, из Лондона в Александрию 15 дней, из Александрии - в Бомбей - 25 дней. Тогда еще ходили парусно-паровые пакетботы.
До 1866 года ни один пассажирский колесный пароход еще не мог пройти такой маршрут (не мог перевезти достаточно угля), чтобы осталось достаточно места для перевозки коммерческого груза.

Надпись под рисунком: В Бомбей и Китай на  пароходе P&O
Надпись под рисунком: В Бомбей и Китай на пароходе P&O

Частично решение было предложено британской судоходной компанией Peninsular and Oriental Steam Navigation Company (P&O).
Они использовали сухопутный участок между Александрией и Суэцем,
и соединили два пароходных маршрута: вдоль Средиземного моря, а затем через Красное море.
В 1840 году они получили контракт от Британского Адмиралтейства на доставку почты в Александрию в Египте. В 1844 г первый пассажирский круиз компании P&O отправился из Саутгемптона в Средиземное море и стал первым в своем роде предвестником современного круизного отдыха.
А открытие в 1869 году Суэцкого канала вдвое сократило путь из Европы
в Индию.

Александрия, Египет, XIX в
Александрия, Египет, XIX в

Скорее всего, князь Салтыков сел на борт такого пакебота в Саутгемтоне, и сошел в Александрии, чтобы потом "преодолеть за двое суток путь из Александрии в Каир на маленьком пароходе".

В Александрии

"Английская гостиница Хилл (не сохранилась), правда довольно плохая,
у пальмовой рощи".
Скорее всего, этот отель принадлежал отельеру Хиллу, как и отель
Hotel des Anglais в Каире.
"Арабы народ смышленый и услужливый, немного говорят по английски и итальянски".

Каир, вид на пирамиды из отеля Mena Oberoy Resort.
Каир, вид на пирамиды из отеля Mena Oberoy Resort.

"Пароход из Александрии в Каир шел по каналу, а затем по Нилу. Изредка попадались селенья, мечети, пальмовые рощи".

Семь часов в Каире

Программа остановки в Каире распланирована князем буквально по часам: "посетить баню, увидеться с банкиром, пробежать наскоро верхом улицы и базары и сделать несколько покупок".
"Каир великолепен и превзошел ожидания. Вообще Египет сохранил в себе настолько свой первообраз и неприкосновенность в породе людей, одежде и обычаях , что воображение невольно уносится на три тысячи лет назад". Из контрастов: невольничий рынок.

Каир, 1860-гг
Каир, 1860-гг

Затем "сбор группы" "у гостиницы Вагхорна".
"Толпа англичан и англичанок, старых и молодых, с детьми всех возрастов, суетились вокруг чемоданов и наскоро утоляла голод сандвичами, портером и пивом, а хозяин распоряжался стадом верблюдов, ослов и арабских полудиких лошадей. Проворно взваливали на верблюдов огромные вьюки с надписями: в Бомбей, в Мадрас, и Калькутту".
Здесь, скорее всего, имеется ввиду отель Томаса Флетчера Вагхорна, английского моряка и предпринимателя. В 1830-х годах Вагхорн разработал бизнес-план и создал агентство для доставки почты и пассажиров в Индию через Египет.
Заложил основы сухопутного маршрута через пустыню из Каира в Суэц .

Проект включал строительство домов отдыха и обеспечение путешественников проводниками, пароходами, лошадьми и экипажами. Путникам предстояла 24-часовая поездка по жаркой пустыне с верблюдами и ослами. Но бизнес Вагхорна успешно процветал до постройки Суэцкого канала.

Суэцкий канал, 1869г
Суэцкий канал, 1869г

Нашему герою предстояло переправиться "через пустыню из Каира в Суэц (120 верст), "в два с половиной дня", верхом, "в сопровождении "трех верблюдов с пожитками".

-13

Обслуживание на маршруте

Князь Салтыков отмечает,что "переход из Александрии в Суэц прекрасно устроен англичанами". В распоряжении путешественников лошади, верблюды, пароходы, привалы на пути - домики, построенные англичанами.
"За все - по прибытии в Суэц 15 фунтов с господина, 7,5 фунта за каждого слугу. (...) "Предлагают портер, английское пиво (эль), содовую, свежее мясо, кофе, чай, овощи и шампанское".
Ну чем вам не вариант современного сафари?
В Суэце предстояло сесть на борт парохода в Бомбей.

В Красном море на пути из Суэца в Бомбей

На переход из Суэца в Бомбей бюджет князя составил "80 тысяч фунтов, и 20 на каждого слугу" (двое).
Погода: "20 градусов по Реомюру (это + 25 С), под чистым небом и почти без ветра. Море стоит как зеркало и зной увеличивается."
"Цены на пароходе чудовищны, еда порядочна.
Продовольствие очень хорошее, каюты не душны, порядочно освещены."
Экипаж состоит из индусов. На обед подают в том числе, индийские блюда.

Индусы на пароходе Viceroy of India
Индусы на пароходе Viceroy of India

"Общество бесподобно: англичане, молодые люди, купцы, промышляющие кофе, веселые молодые девушки, английские военные, и старцы, любящие пожить. Сбросив ледяную оболочку приличий, обходительное и без докучливости".
"...подумай, какая скука- быть невольным зрителем виста, которого я не понимаю, но который тянется 16 дней непрерывно".

Англичане играют в вист на борту теплохода
Англичане играют в вист на борту теплохода

Большая часть пассажиров спит на палубе под открытым небом.

Ночевка на борту под открытым небом
Ночевка на борту под открытым небом

Красное море, Аденский залив

"Ветер усиливается, дует с Индийского океана и приносит некоторую прохладу, зато все эти дни жар стоял до удушья.
Дамы падали в обморок, несмотря на то, что это англичанки, и следовательно, женщины выносливые".

До Бомбея оставалось плыть 12 дней.

Бенарес, Варанаси, Индия. Welby Jackson, акварель, 1856г
Бенарес, Варанаси, Индия. Welby Jackson, акварель, 1856г

Князь Алексей Дмитриевич Салтыков совершил интереснейшую поездку по Индии и Персии. Собрал ценную коллекцию восточного оружия, оставил для потомков рисунки и заметки о Египете, Индии и Цейлоне.

А мы на его опыте узнали, как туристы путешествовали в те далекие времена.

Читайте далее: "Охота на мужа в Британской Индии в 19 веке.
Советы английским женщинам, которые собирались в поездку в Индию".