Найти в Дзене
МИРный воитель

S.T.A.L.K.E.R. Логические вопросы

Игра "Сталкер" - это, безусловно, целый мир. Это миллионы поклонников по всему миру, это сотни модификаций, это целая литературная серия с сотнями романов как от малоизвестных, так и от именитых писателей. Это настоящая вселенная, умудряющаяся существовать в рамках довольно ограниченного тридцатикилометрового пространства. Но как бы ни хотелось петь этой вселенной дифирамбы, но и на её проблемы, а также логические косяки, довольно сложно не обращать внимания. И вот на какие мысли натолкнуло меня изучение мира игры.

- Группировка "Монолит". В мире игры она состоит из зомбированных излучением сталкеров, поведение которых схоже с религиозно-фанатическим. Они враждебно настроены по отношению ко всем прочим группировкам, и не ведут с ними никаких торговых отношений. При этом, у "монолитовцев", как правило, имеется топовое снаряжение, и если наличие у них ограниченного числа Гаусс-пушек объясняется тем, что они их обнаружили на заброшенных подземных складах, то прочее - натовские штурмовые винтовки, высококлассные комбинезоны, экзоскелеты, - им было бы попросту неоткуда взять! Если снаряжение наёмников объясняется тем, что их финансируют заказчики с Большой земли, а другие группировки активно ведут торговлю в том числе с военными, то "Монолит" самоизолировался (как это сейчас актуально, мде?) от всех и вся, закупорился в собственной общине, и вероятность того, что всё необходимое они себе намаливают у предмета своего культа или производят из радиоактивной пыли, довольно сомнительна.

Бойцы группировки "Монолит"
Бойцы группировки "Монолит"

- Современное оружие. Можно обосновать наличие в Зоне списанных или охотничьих моделей вооружения, которые массово выпадают на чёрный рынок, но мы можем найти достаточно неплохие образцы натовского вооружения, как тот же автоматно-гранатомётный комплекс FN F2000, или винтовку HK G-36, также отечественное оружие спецназа - "Винторез" и "Вал", да блин - целый револьверный гранатомёт!.. Можно объяснить массовое появление в Зоне охотничьих ружей, "калашей", ПМов, СВДшек, но ёлки-метёлки - широковат арсенал игры для масштабов её мира!

Ничего себе такой арсенальчик
Ничего себе такой арсенальчик

- Выжигатель Мозгов. Является непреодолимой преградой, которая не даёт никому попасть к центру Зоны. При этом радиус покрытия антенн сравнительно небольшой, и например до тех же армейских складов уже не бьёт. Следовательно, ничто не мешает попросту обойти радиус действия Выжигателя и попасть, куда нужно. Конечно, упоминается, что пси-установка не одна, та же на Янтаре, однако после подрыва Выжигателя сталкеры спокойно так в "Зове Припяти" находят себе тропочки к Припяти с вообще другой стороны, т.е. радиус покрытия всё же не сплошной.

Антенны Выжигателя
Антенны Выжигателя

- Поиск пути в Припять. Частично относится к указанной выше проблеме. Выжигатель уже взорван, основной путь к центру проложен, но Дегтярёву всё равно приходится искать способ попасть в мёртвый город, для чего приходится задействовать целый путепровод и подключать кучу народу. Притом что вскоре после того, как Дегтярёв с напарниками преодолеют этот одноразовый путь, в Припяти тут же объявляется Гарик, добравшийся до неё какими-то другими тропками, а после концовки и вовсе приводит в Припять чёрт знает сколько народу этими своими тропками. Что как бы несколько обесценивает наши путепроводные усилия, не говоря уж о том, что на открытый проход со стороны Выжигателя просто забили.

- Насилие над географией. С какого перепугу ЧАЭС располагается на севере от Припяти? Почему Рыжий лес удалён от станции, если в реальности начинается уже в полукилометре от неё? Что за смех вместо реального кладбища техники, участвовавшей в ликвидации последствий аварии? Какой такой город Лиманск, коего в природе никогда не существовало? И за что совсем обидно - ни в одной из игр серии мы так и не увидели собственно город Чернобыль.

- Зона принципиально делится на южную и северную области, различные по уровню опасности. Однако Зона представляет из себя круг, где уровень опасности повышается как раз-таки с приближением к центральной части. Т.е. на севере Зоны должны быть точно такие же окраины, что и на юге, и что мешает сталкерам там спокойно лазить и всё исследовать? Про какую-то особую охрану на северной стороне периметра ничего не говорится.

- Мутанты. Многие твари Зоны являются порождением лабораторных экспериментов, причём вряд ли способным к репродукции. Тем не менее, они не переводятся и стабильно сохраняют популяцию, доставляя сталкерам проблемы. Если ещё можно понять, как размножаются мутанты животного происхождения, то объясните мне, каким образом осуществляется прирост бюреров, контролёров, полтергейстов, снорков, псевдогигантов?

Интересно, как обеспечивается их прирост?..
Интересно, как обеспечивается их прирост?..

- Странности периметра. Нам дают понять, что охраняется периметр Зоны Отчуждения на отвали, ибо приток сталкеров стабилен. При этом никак не раскрывается тема того, а не шастают ли через периметр собственно мутанты? Если уж у вояк под носом чуть ли не ежедневно (судя по населению Зоны) проскальзывают "на удачу" новички, то какому-нибудь ловкому мутанту сделать это было бы проще простого. А выбравшись за пределы периметра, он скорее всего совершил бы нападение в каком-нибудь ближайшем населённом пункте. Но он был бы не один, поскольку через такую в кавычках "охрану" мутантов проскальзывало бы ничуть не меньше, чем сталкеров. Но, видимо, у военных повышенный mutant detected.

На поверку, охрана периметра - малоэффективна
На поверку, охрана периметра - малоэффективна

- Психические расстройства. Многие сталкеры обитают в Зоне на постоянной основе, постоянно пребывая в риске смерти от любой аномальной фигни. Постоянный контакт с необъяснимыми и жуткими созданиями и нарушающими все законы природы явлениями, а сверх того возможностью в любой момент получить пулю и от своего собрата-человека должны провоцировать различные душевные расстройства, стачивая психику. Но большинство сталкеров показаны абсолютно стабильными психически людьми, которых всё это, кажется, не парит.

- Электричество в заброшенных лабораториях. Подземный лабораторный комплекс был заброшен после Второго взрыва, случившегося в 2006 году. Тем временем, к событиям игры (2012 год) там всё ещё есть освещение, в автономном режиме спокойно себе работает мозг - психотронный излучатель в лаборатории Х-16. Интересно, кто же там на техобслуживании сидит?..

- Стрелок в собственных видениях. (Спасибо Влад Ламов). Как известно, главный герой "Тени Чернобыля" теряет память и по ходу игры по кусочкам восстанавливает свою биографию. В видениях, которые он периодически наблюдает, он видит себя... со стороны, и при этом в дневнике описывает самого себя как некоего "парня" или "человека". Плюс видит события, при которых не присутствовал (то, как Доктор разглядывает фотографию на болоте). Интересные дела, может у него открылись сверхспособности?:-)

Каким-то образом Стрелок обрёл способность видеть себя со стороны
Каким-то образом Стрелок обрёл способность видеть себя со стороны

- Операция "Фарватер". Ещё в "Энциклопедии Зоны" из ТЧ упоминалось, что военные пилоты ориентируются по сверхчувствительным детекторам аномалий, но для проведения операции "Фарватер" почему-то приходится лететь по заранее составленным картам аномальных полей, вследствие чего из-за смещения аномалий все вертолёты и попадали. Вопрос: куда же подевались мощнейшие детекторы пилотов?..

- В ЗП военные организуют себе лагерь в здании прачечной в Припяти, выводят в окрестности патрули и постовых. При этом город находится под фактическим контролем "монолитовцев", которые просто не могли не засечь военные патрули и не выйти на убежище солдат, вследствие чего просто нагрянули бы туда толпой и уделали вояк на раз-два, учитывая что у тех и с личным составом, и с боезапасом туговато. Но почему-то спокойненько так то ли не замечают, то ли терпят опасное соседство "неверных". Тем более когда эти "неверные" начинают совершать нападения на их базы.

- Резкое изменение свойств всех артефактов после ТЧ.

- Война группировок из ЧН. Даже не нуждается в разъяснениях.

Само собой, бо́льшая часть всех этих несостыковок является игровыми условностями, и мы все это прекрасно понимаем. Проблема заключается в том, что литературная серия потащила все эти условности за собой, даже не пытаясь как-то править или объяснять. Да и вообще интересно поразмышлять на такие темы. Эта статья может быть дополнена за счёт ваших комментариев - вполне возможно, я вспомнил не все грешки вселенной, а о некоторых мог и вовсе не задумываться.

Другие статьи по вселенной S.T.A.L.K.E.R.:

Другие ляпоразборы: