Неудивительно, что компанию в конце концов назвали «Феникс». Птица, рожденная в пламени, символ бессмертия – идеальное имя для страхового общества, выросшего на лондонском пепелище.
Всего год назад столица была объята пламенем Великого пожара, который набожные лондонцы приняли за конец света. Теперь в центре города кипела работа – Сити отстраивался в камне. А в голове у Николаса Барбона уже пылали грядущие пожары, и еще он замечал, как слово fire стирает с лиц горожан улыбки. Но название собственной фирмы он увидел не сразу.
В 1667 году он открыл в Лондоне The Fire Office – первую в мире специализированную компанию по страхованию от огня, переименованную впоследствии в Phoenix.
Десятилетие спустя гениальная идея перекочевала в Гамбург, где власти организовали Пожарную кассу (Hamburger Feuerkasse), страховавшую все здания в пределах городской стены. Недвижимость оценивалась по реальной стоимости, исходя из которой рассчитывался взнос.
Страховую выплату можно было потратить только на восстановление сгоревшего дома.
Считается, что в этот период началось становление страхования в современном понимании этого слова. Страховые общества открывались по всему миру, и с каждым годом их становилось все больше.
Огневое страхование – очень сложный бизнес, но чтобы понять, как он работает, мы не будем копаться в толстых бухгалтерских книгах и изучать актуарные рассчеты. Вместо этого наберемся терпения и подождем пожара.
Утренняя сигара
Большой гамбургский пожар начался рано утром 5 мая 1842 года на сигарной фабрике Эдуарда Коэна и благодаря сухой погоде и сильному ветру быстро распространился по городу.
Он бушевал три дня и три ночи и унес жизни 51 человека. Сгорело более 1700 домов, сотня складов, несколько церквей и городской архив. Около 20 тыс. человек остались без крова.
Кошмар страховщика
Вскоре после трагедии в Гамбурге можно было наблюдать ту же картину, что и в Лондоне 1667-го – большую стройку после Большого пожара. Нескончаемой вереницей тянутся груженые кирпичом повозки, отныне –никакого дерева. На служащих Гамбургской пожарной кассы больно смотреть. Они заплатили погорельцам астрономическую сумму – 38 млн. марок – и залезли в долги почти на полвека!
Кумуляция рисков – возможность уничтожения большого количества застрахованных объектов в результате одного страхового случая – главная проблема страхового бизнеса. Большой гамбургский пожар помог решить ее, сделав очевидным тот факт, что страховщики сами нуждаются в страховой защите.
Первая в мире перестраховочная компания – Kolnische Ruckversicherungs-Gesellschaft (Кельнское перестраховочное общество) – была основана в апреле 1846 года. Внутреннее противоречие страхового бизнеса разрешилось, и равномерное распределение рисков стало реальностью.
Эпилог
«Феникс» пережил Вторую мировую, да и потом не сгорел, а стал частью международного альянса, Кельнское перестраховочное сохраняло свое имя до конца 1990-х, пока его не купили американцы. Пепел двух великих пожаров давно смешался с пылью веков, но рожденный в них бизнес растет и процветает – современная финансовая система немыслима без страхования и перестрахования, а мировой объем операций на этих рынках измеряется триллионами долларов.