Найти тему

Мой незабываемый год в армии. Часть 10: как я ходил в наряд дневальным по роте

Оглавление

Мой рассказ о службе в современной российской армии (2016-2017) плавно добрался уже до десятой части, хотя описаны пока только первые месяца полтора. Почему? Из-за занятости на работе не получается сесть и написать сразу большой объём текста, да и читать огромные «портянки» не очень удобно. Кроме того, именно в первые месяцы было больше всего запоминающихся событий, дальше всё больше сводилось к рутине.

В этой части расскажу о том, как ходил в наряд по роте дневальным. Предыдущую главу о моей довольно комичной присяге читайте тут.

Обязанности дневального из моей записной книжки
Обязанности дневального из моей записной книжки

«Дневальный по роте назначается из солдат»

Суточный наряд назначается для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, военной техники и боеприпасов, помещений и другого военного имущества воинской части (подразделения), контроля за состоянием дел в подразделениях и своевременного принятия мер по предупреждению правонарушений.
Статья 256 Устава внутренней службы ВС РФ

Говоря простым языком, наряд нужен, чтобы в части был порядок, всё работало и шло своим чередом. Нарядов много: по роте, по парку, по КПП, по штабу, раньше ещё был наряд по кухне. Есть и другие, но сегодня опишу именно первый — по роте.

В наряд заступают дежурный и несколько дневальных. Дежурный отвечает за порядок в роте, чистоту, за сохранность имущества, за соблюдение распорядка дня, а также за оружие и боеприпасы. Вообще, пунктов, конечно больше, с ними можно ознакомиться подробно в уставе. Можно сказать, что дежурный отвечает за всё, поскольку получить живительных пилюлей он может буквально за всё, повод всегда найдётся. Дежурный назначается, как правило, из срочников, но им могут назначить и кого-то из контрактников, обычно в качестве наказания.

В подчинении у дежурного находятся несколько дневальных. Их число может быть разным. Как правило, не меньше двух. Хотя в моей роте в учебке дневальных было аж четверо: один стоит на тумбе, второй открывает и закрывает наружную дверь казармы, ещё двое занимаются текущей работой, их называют дневальными свободной смены.

Дневальный по роте назначается из солдат. Разрешается назначать дневальным по роте сержантов и старшин, проходящих военную службу на воинских должностях солдат. Дневальный по роте отвечает за сохранность находящихся под его охраной оружия, шкафов (ящиков) с пистолетами, ящиков с боеприпасами, имущества роты и личных вещей солдат и сержантов. Дневальный по роте подчиняется дежурному по роте.
Статья 302 Устава внутренней службы ВС РФ

Их всегда есть, чем занять, поскольку в помещениях роты и на прилегающей территории должен быть порядок. В любое время дня и ночи. Поэтому дневальные моют полы, подметают, следят, чтобы нигде не валялся мусор, одежда нормально висела в шкафах, в общем, чтобы старшина был доволен.

Конечно, на самом деле дневальные ищут любую возможность прое****ся: где-то спрятаться, чтобы поспать, посидеть в телефоне, которого у них быть не должно, сходить на несколько перекуров, в общем облегчить себе жизнь. Но в наряде по роте сделать это довольно непросто, искать пр**б лучше в других местах.

Один из дневальных обязательно стоит на тумбе. Нет, речь не о прикроватной тумбочке, а о небольшом «постаменте» высотой сантиметров в 20.

Дневальный на тумбочке. Фото старое, в такой форме не ходят уже лет 10
Дневальный на тумбочке. Фото старое, в такой форме не ходят уже лет 10

Как ни странно, но в уставе про эту тумбу нет ни слова. Там лишь указано, что очередной дневальный стоит у входной двери рядом с комнатой хранения оружия.

Очередной дневальный по роте несет службу внутри казарменного помещения у входной двери, вблизи комнаты для хранения оружия.
Статья 303 Устава внутренней службы ВС РФ

Тумба же нужна, чтобы чётко обозначить это место, где он должен находиться. На ней всегда должен быть солдат, если кто-то из командиров заметит отсутствие, то наряд гарантировано выхватит по первое число.

У дневального есть стационарный телефон, на который он отвечает и громким криком вызывает адресата звонка из числа солдат. Если звонят кому-то из офицеров, прапорщиков или сержантов, то вызываемого отправляют искать дневального свободной смены.

Классическое место дневального
Классическое место дневального

За распорядком дня следит дежурные по роте, а дневальный подаёт соответствующие команды. Самая знаменитая (и самая же ненавистная) — это, конечно, «рота, подъём!». Обычно команда состоит из трёх частей. Сначала дневальный озвучивает, кому адресована команда, например: «рота», «первый взвод», «заступающий наряд». Затем оглашает, что нужно делать: «строиться на утренню физическую зарядку». И в конце называет форму одежды, в которой нужно выполнить команду: 2, 3, 4, 5. А ещё в современной армии есть форма одежды «спортивная».

На тумбе обычно требуют стоять в строевой стойке, нельзя облокачиваться на комод рядом и тем более нельзя садиться. Обычно на тумбе стояли по очереди, по 30 минут или по часу. Иногда время пролетает, когда постоянно поступают звонки или что-то ещё происходит. Ночью же каждая минута тянется как десять.

Строевая стойка
Строевая стойка

Если кому-то из командиров не понравится, как дневальный стоит на тумбе, его могут нарядить в ОЗК (химзащиту), надеть бронежилет или повесить что-то тяжёлое. Санкция зависит от фантазии наказующего.

Дневальный отвечает за пропускной режим. На деле это работало так: когда в роту приходил кто-то из сержантов, прапорщиков или офицеров, либо солдат другого подразделения, то подавалась команда «дежурный по роте, на выход!».

При появлении прямых начальников от командира роты и выше, а также дежурного по части и его помощника, подавалась команда «смирно!». И не дай бог дневальный опешит и не подаст её вовремя.

Как-то раз парень на тумбе затупил и не признал в пришедшем офицере замполита части. В итоге рота продолжительное время стояла в упоре лёжа и повторяла его звание и ФИО.

Обязанности

В свой первый наряд я попал через несколько дней после возвращения из госпиталя, в котором провёл две недели из первого месяца службы. Назначением людей в наряд занимался один из канцеляров (писарей). Конечно, он этим заниматься не должен, но кого это волнует.

Мне предстояло выучить некоторые выдержки из устава: обязанности солдата (матроса) — статья 160, правила хранения и применения оружия — статьи 13 и 14, и, конечно, обязанности дневального — статья 303. Ничего сложного в этом нет, статьи переписал в свой блокнот и учил в любую свободную минуту.

Перед заступлением в наряд обязательно проходит инструктаж. Его у нас проводил кто-то из офицеров или сержантов, а вот старшину за этим занятием особо не припомню. Обычно проверяющий спрашивал у каждого обязанности и знание вышеупомянутых статей. Инструктаж проходил около тумбы дневального. Замполит роты любил в процессе под каким-то предлогом забрать у дневального штык-нож, а потом объяснять ему и остальным, что отдавать оружие нельзя. Или же просто внезапно выхватывал. Поэтому, когда старлей приближался к тумбе, мы знали, что за нож нужно держаться покрепче.

Заступаем

Наряд по роте является суточным, в него заступают и с него сменяются в одно и то же время. Либо утром, либо вечером. Первое время в учебке мы заступали именно утром.

День начинался как обычно: подъём, зарядка, умывание, заправка кровати, утренний осмотр и завтрак. На приём пищи мы шли первыми, чтобы после него уйти готовиться к заступлению.

В роте мы получили оружие – наши штык ножи 6х4. Устав также в отдельных случаях разрешает вооружать дневальных автоматами с двумя магазинами, но это было точно не про нас. Дневального можно отличить ещё по одному признаку – перекинутой через плечо сумкой с противогазом, которую он постоянно носит с собой.

-5

В части было два плаца. Развод наряда проходил на малом. Строились все наряды: по ротам, по КПП, по штабу, по парку и так далее. Помощник дежурного по части обычно опрашивал солдат, а дежурный – офицеров и прапорщиков. Но могло быть и иначе.

У меня проблем не возникло. Голос дрожал, но обязанности рассказал правильно. Если дежурный или помощник решат, что солдат не готов, его могут снять с наряда и заступит кто-то другой. Но таких случаев я не помню. Хотя как-то был эпизод, когда снимали уже заступившего дежурного по штабу, а меня срочно вызывали вместо него. Но это уже совсем другая история.

После развода мы принимаем наряд у сменяющихся. Тут главная задача – найти все косяки и потребовать, чтобы их устранили. Иначе они перейдут по наследству вам. Например, где-то может быть грязно, пыльно, а что-то вообще могли сломать. Дотошные дежурные и дневальные докапываются буквально до всего, но в итоге принять наряд им всё равно рано или позно придётся. Если вы сталкивались с обратным, обязательно делитесь в комментариях.

Рутина

Дальнейшие часы прошли за тремя основными занятиями: стоянием на тумбе, хождениям по части по различным поручениям дежурного, а также мытьём пола на пятачке перед выходом комнаты для умывания. На улице стояла тёплая сухая погода, но всё равно сослуживцы постоянно умудрялись наследить.

Стояние на тумбе проходило на удивление легко. На телефон часто звонили, приходилось кого-то вызывать, подавать команды. Кроме того, выяснилось, что один из товарищей по наряду очень любит стоять на тумбе. Да, именно так. Он решил, что ему проще именно так проводить время, а не убираться где-то или ходить по части. И мы были такому несказанно рады.

Срочникам запрещалось самим передвигаться по части вне строя и без дневального. Поэтому среди поручений был поход в санчасть за каличами. Это место я уже хорошо знал, поскольку в первые недели перенёс гайморит. Ребята, за которыми пришёл, совсем не спешили возвращаться в роту и всячески тянули время, лишь бы побольше просидеть в санчасти. Но такой вариант меня не устраивал – огребать за них решительно не хотелось.

Один из плюсов наряда – возможность самостоятельно сходить в курилку, что располагалась между казармами. Обычно в учебке рота курила 1-2 раза в день после приёмов пищи. А иногда не курила совсем. Так что для курящих это был приятный бонус. Я же к табаку был равнодушен, поэтому особо не проникся такой привилегией.

Ночь

Как нетрудно догадаться, ночью наряд практически не спит. Дневальные и дежурный отдыхают по очереди. Спали мы примерно по полтора часа, разрешалось снимать только обувь и головной убор. После дня в берцах и тёплых носках кожа на пальцах скукоживалась, ноги сильно прели. И за этот час-полтора стопы немного отходили.

Только лёг, как тебя уже поднимают. Сначала совсем не понимаешь, что происходит, а потом вспоминаешь, что ты в армии, в наряде. И сейчас совсем не время спать. Иногда удавалось запастись быстрорастворимым кофе или пакетиком чая и взбодриться, что очень помогало.

Дежурный обычно сидел за столом и заполнял бесчисленные журналы. Двое дневальных отдыхали, один стоял на тумбе. Свободный дневальный наводил порядок или повторял обязанности в ожидании появления дежурного по части, его помощника или ответственного. Обычно приходил кто-то один. Проверял журналы и опрашивал дежурного и дневальных. В наряде по роте в учебке я был три раза. И ни разу мне не пришлось отвечать проверяющему: два раза я отчаянно имитировал мытьё пола в умывальнике, а ещё в одну ночь спал в момент его визита.

Утро

Сложнее всего под утро. Часов в пять очень хочется спать, но надо как-то пересилить себя и не отрубиться где-то. Иначе можно повторить залёт другого наряда: дневальные и дежурный уснули, а ответственный по части, которым в ту ночь был очень лютый зампотыл, влез через окно в туалете и разнёс незадачливых солдат. Как их наказали, я не знаю, но подозреваю, что их судьбе вряд ли можно позавидовать.

Утро в армии очень насыщенное, наряду нужно вовремя подать все команды, проследить за порядком в роте и подготовиться к сдаче. Помыть, подмести, спрятать подальше с глаз все косяки. Поскольку к этому времени все уже вымотаны, ошибки неминуемы. И как-то раз мой друг такую совершил.

Когда до конца наряда оставалось полчаса, в роту зашёл наш взводный, в тот момент врио командира роты. На тумбе стоял мой товарищ, который провёл почти все сутки у внешней двери, открывая и закрывая её на засов. Он на какие-то двадцать минут сменил другого, пока тот пошёл завтракать, и тут же влип. Дневальный подал команду «смирно!». Вроде, всё именно так, как и должно быть, но мой друг упустил важную деталь: в помещении роты в это время находился комбат – прямой начальник более высокого уровня, чем командир роты. В этом случае при появлении командира роты нужно было подать команду «дежурный по роте на выход».

Товарищ подполковник через всю казарму прокричал «Капитан, мать твою, твои бойцы зае**** уже!».

Конечно же, капитан наградил нас потоком крепких выражений и внеочередным нарядом. К счастью, практики заступать сразу на вторые подряд сутки у нас в части не было, да это и в целом запрещено, поэтому этим же составом заступили на следующий день. А вместо отдыха после наряда нас заняли какими-то работами.

Кстати, в моей роте сменившемуся наряду разрешали немного поспать после сдачи. И даже удавалось помыться в душевых, которыми обычно пользоваться не давали. Но потом об этом прознал старшина и помывки запретил.

Всего за год я четыре раза заступал дневальным. Три раза в учебке и один раз после распределения. Почему так мало? В учебке меня вскоре сделали одним из трёх дежурных по штабу, а во второй части уже через пару недель после приезда начал заступать дежурным по роте.

На этом очередная часть окончена. Жмите палец вверх, если вам понравился текст, также не стесняйтесь делиться в комментариях историями из нарядов, в которые ходили вы. Ссылки на прошлые части оставлю ниже.

ОБНОВЛЕНО: вышла новая часть, читайте её по ссылке.

ЧИТАТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ЧАСТЬ

ЧИТАТЬ ПРЕДЫДУЩУЮ ЧАСТЬ

ОГЛАВЛЕНИЕ