В первую декаду сентября на знаменитом полуострове с успехом прошел Второй фестиваль национальных театров России «Крымская театральная осень». Его участником стал и главный редактор газеты «Культурный Петербург». Об этом он и рассказывает в своем материале.
Кто организовывал
Организатором фестиваля выступил петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом» во главе с генеральным директором Сергеем Шубом. Форум был посвящен 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Отметим, что столь солидное мероприятие поддержали: Министерство культуры России, Союз театральных деятелей России, Министерство культуры Республики Крым, представители которого были постоянными гостями играемых спектаклей. Свою лепту внес и Комитет по культуре Администрации нашего города, который поддержал этот проект межрегионального театрального сотрудничества.
Гостеприимный полуостров уже во второй раз принимал столь масштабную культурную акцию. Дебютная «Крымская театральная осень» состоялась в ноябре прошлого года. Тогда же, как и на этот раз, ведущим организатором стал театр-фестиваль «Балтийский дом».
Под знаком Победы
Учитывая то, что фестиваль проходил в год юбилея Победы, организаторы предложили коллективам-участникам отобрать для показа в Крыму именно те свои постановки, которые были бы связаны со столь волнующей темой. Позитивный результат отбора был очевиден: важная тема стала доминирующей в самых разных спектаклях, которые показали на форуме театры из разных уголков нашей страны.
Эту важную для участников и зрителей тему задал спектакль открытия «Победа. Одна на всех» (режиссер –Дмитрий Кошмин). В основе постановки – музыкально-поэтическая композиция, которую театр «Балтийский дом» представил виртуально именно 9-го мая. Ялтинский вариант представления дополнили номера коллективов-участников фестиваля. И такой ход лучше всяких слов и лозунгов продемонстрировал объединяющую силу искусства, когда на одной сцене выступали артисты Татарского театра имени Камала (Казань) и Национального театра Карелии (Петрозаводск), Русского театра имени Вахтангова из Владикавказа и артисты музыкального театра Республики Крым. Здесь танцевали солисты Чеченского ансамбля танца «Вайнах» и читали стихи звезды фестиваля Хава Ахмадова и Ольга Кабо.
Чуть позже свою «домашнюю» композицию артисты театра «Балтийский дом» сыграли в Керчи.
Театральная география
Длившийся почти полгода период ограничений и карантина добавил фестивалю эмоций и предопределил ту доброжелательную атмосферу, которой были отмечены показы спектаклей в трех городах полуострова. Открытие фестиваля состоялось на сцене Ялтинского театра им. Чехова. В столице полуострова Симферополе фестивальные постановки показывались на сцене Государственного академического музыкального театра Республики Крым. А в городе-герое Керчи зрители могли увидеть спектакли на сцене Дворца культуры «Корабел».
Всего зрители увидели постановки из 9 регионов России. География была чрезвычайно широка: от Республики Тыва до Петрозаводска. Поневоле вспоминались соответствующие строки о том, что «широка страна моя родная».
Петербургский акцент
Он был весьма ошутим в программе фестивале, что объясняется тем, что многие артисты и режиссеры, приехавшие на «Крымскую театральную осень», учились в нашем знаменитом театральном вузе на Моховой. Кроме того, специалисты по вокалу (Анна Булгакова) и сценической речи (Дмитрий Кошмин) из «Балтийского дома» давали мастер-классы в Симферопольском музыкальном училище имени Чайковского. Адресатом этих занятий были студенты творческих вузов Крыма.
Автор этих строк участвовал в обсуждении показанных спектаклей, чему артисты из Чебоксар, Уфы, Грозного были рады. Хотя порою возникали и споры относительно пределов режиссерской интерпретации знакомых всем текстом жемчужин драматургии. Как, например, это было во время долгого и благожелательного разговора в связи с версией володинских «Пяти вечеров» в исполнении театра из Чебоксар. Тем более, что и режиссер, и артисты понимали, что они создавали спектакль про жителей Ленинграда конца 1950- годов, в котором еще очень сильны были воспоминания о недавно закончившейся войне. Недаром рефреном в постановке звучала такая символическая фраза Александра Володина «Только бы войны не было…».
Прорыв в новый сезон
Роскошь живого общения и обсуждения во время фестиваля были свидетельством того, что театр как искусство для людей, живет вместе со зрительным залом и для этого зрительного зала. Что на крымских показах было явлено во всей возможной наглядности. Полные (в соответствии с рекомендациями соответствующих органов) залы в финале всегда стоя и громкими аплодисментами приветствовали артистов, для которых было непросто на новых площадках после месяцев виртуального общения, почувствовать свое живое единство с публикой. Но оно все же состоялось, ибо для всех театров-участников выступление на фестивале стало фактическим открытием нового сезона.
А Чехов - рядом
Колориту фестивалю добавило и «присутствие» Чехова, когда в ялтинском музее писателя, артисты театра «Балтийского дома» дважды сыграли театрализованную читку пьесы Любви Лебединой «С тобой и без тебя», как раз и посвященную последним годам жизни писателя, прошедшим на крымской земле. Эффект присутствия был очевиден. В диалогах композиции, в отрывках из переписки, в репликах «персонажей» - каждую минуту зрители помнили о том, где и о ком они смотрят разыгрываемое представление.
Режиссером проекта выступила актриса «Балтийского дома» Александра Мамкаева. Естественно, что для творческой группы спектакля после его окончания была устроена экскурсия по дому-музею классика и его великолепному саду на ялтинских склонах.
Аура места накладывала свой отпечаток на фестиваль. Например, в самой Ялте буквально в двух шагах от театра, который, конечно, носит имя Антона Павловича, находится памятник героям его знаменитой повести «Дама с собачкой». Стоит же он на той самой набережной, по которой фланировали герои чеховского шедевра, а также персонажи многих фильмов и сериалов, которые снимались в Ялте. Нынче узнаваемая набережная – центр прогулок тех туристов, которые прибыли на отдых в самый разгар бархатного сезона.
Язык один, а чувства разные
Программа фестиваля давала возможность увидеть разные истории в оригинальном исполнении. И в этом была своя фестивальная логика, когда рядом оказывалась современная версия советской классики в виде мелодрамы «Пять вечеров», представленной Русским драматическим театром Чувашии, а на следующий вечер зрители искренне благодарили артистов Башкирского театра драмы имени Гафури, разыгравших театральную сказку для семейного просмотра «Солдат-невидимка».
Как зритель и очевидец сыгранных спектаклей, могу свидетельствовать: реакция зрителей была позитивной даже тогда, когда речь шла о самых драматических поворотах судеб героев того или иного спектакля. Было очевидно, что не только люди театра с одной стороны кулис соскучились по «живому» залу, но и те, кто внимал их искусству в том же зале, просто искренне рады самому факту общения с искусством Мельпомены в режиме эмоционального сопереживания. Несмотря на то, что каждая постановка очевидно отличалась от другой – и темой, и режиссурой, и стилем игры. Однако язык театра оказалась универсальным способом общения, даже тогда, когда постановки игрались на национальном языке того или иного коллектива.
Чувство сопряжения национальных традиций и современного театрального языка – вот то, что отличало «Крымскую театральную осень», когда единая тема послужила стимулом к поискам и вариациям.
Разговор про самобытность
Именно об этом шла дискуссия на круглом столе «Национальные театры и культурная самобытность народов России», в котором участвовали все без исключения руководители фестивальных коллективов. Это была яркая и эмоциональная дискуссия, которая даже преодолела рубеж в отведенные ей три часа. Разговор шел и о том, как укреплять с помощью фестивалей и гастролей культурные связи между регионами, и о том, как сохранять национальные традиции и родной язык на театральной сцене национальных коллективов и о том, как могут традиции и нравы одного региона влиять на восприятие театрального искусства.
Об этом эмоционально рассказывала Хава Ахмадова, художественный руководитель-директор Чеченского драматического театра имени Нурадилова (Грозный). Горские обычаи, например, не позволяют смотреть на то, как мужчина обнимает женщину, хотя бы и на сцене. И вечером того же дня в спектакле «В горы за тобой», сыгранного чеченским коллективов на пределе эмоций, зрители увидели то, как главный дуэт артистов – Ольги Кабо и Сулеймана Ахмадова – застыл в напряженной финальной мизансцене, так и не преодолев положенный традициями барьер сдержанности. Впрочем, страстей, эмоций и чувств на театральных подмостках хватало и без этого.
Одним из любопытных моментов дискуссий стали практически перманентные предложения о том, как развивать дальше «Крымскую театральную осень», потому что для всех собравшихся стал очевиден огромный интегрирующий смысл этого проекта, который возвращает в обиход культурного пространства страны разные национальные культуры с помощью искусства театра.
И здесь, очевидно, свое слово могут сказать соответствующие государственные структуры, уполномоченные решать и поддерживать многонациональную российскую театральную культуру. Одним из таких реальных предложений, прозвучавших в ходе обсуждения была идея о более интенсивном развитии системы взаимных гастролей театров из разных уголков России. На профессиональном сленге их традиционно именуют «обменными», когда один коллектив отправляется в гости на площадку театра-партнера. А в это же самое время «хозяева» отправляются им навстречу.
Объединяющий парад
Многонациональная театральная Россия явила в Крыму истинный фестивальный парад того, каким увлекательным и объединяющим может быть мир театра, соединяющий в одном зале в одно время самых разных людей и дарящий им чудо человеческого сопереживания тому, что происходит на сцене.
Сергей Николаевич Ильченко, доктор филологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет
Ялта – Симферополь – Санкт-Петербург
Статистика географии. Участники и спектакли фестиваля
Петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом» - спектакль-концерт «Победа. Одна на всех»
Чеченский государственный драматический театр имени Х. Нурадилова (Грозный) – О. Михайлов. «В горы за тобой» (режиссер – Хава Ахмадова)
Татарский государственный академический театр им. Г. Камала – С. Гаффарова. «Пришлый» (режиссер – Фарид Бикчантаев)
Академический русский театр имени Е. Вахтангова (Владикавказ) – Б. Васильев. «А зори здесь тихие» (режиссер – Ольга Левковская)
Национальный музыкально-драматический театр Республики Тыва имени В. Кок-Оола (Кызыл) – «Колыбельная на чужбине» (по пьесе В. Зуева «Мамочки», режиссер – Марина Идам)
Национальный театр Карелии (Петрозаводск) – «Русское поле» (по повести Б. Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня», режиссер – Александр Овчинников)
Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана (Йошкар-Ола) – А.Н. Островский. «Снегурочка» (режиссер – Василий Пектеев)
Государственный русский драматический театр (Чебоксары) – А. Володин. «Пять вечеров» (режиссер – Игорь Лебедев)
Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури – «Солдат-невидимка» (по произведению А. Кутуя «Приключения Рустема», режиссер – Радион Букаев)