Кораблестроительная программа 1881 года предусматривала постройку для Черноморского флота восьми эскадренных броненосцев за 20 лет. Если сперва по программе довольно бодро построили первые три корабля-"Екатерина II","Синоп" и "Чесма", мощные барбетные "прорыватели проливов", то четвертым стал "эконом-вариант" уменьшенного водоизмещения и боевых возможностей "12 апостолов". Так как к этому времени отечественная кораблестроительная мысль зашла в некий тупик, породив такой "сон разума" как "Гангут", то, за неимением лучшего, пятый черноморский броненосец построили по чертежам "Екатерины II", хотя и с применением новой артиллерии и других новинок. Это был "Георгий Победоносец".
Тогдашний главный командир флота и портов Черного и Каспийского морей вице-адмирал А. А. Пещуров в 1889 году поручил младшему судостроителю Николаевского порта К. К. Ратнику инициативный эскиз проекта нового броненосца на основе проекта строящегося "12 апостолов". Он особо отмечал необходимость снижения осадки до 7,5 метров, чтобы увеличить возможности флота при обстреле береговых целей (действующие броненосцы имели 8,5). А захват проливов с их береговыми фортами был основной задачей черноморцев.
Однако при рассмотрении в МТК предпочтение для шестого черноморского броненосца было отдано башенной, "английской" схеме. Непосредственным прототипом был выбран балтийский броненосец "Наварин". 5 ноября 1890 года был утвержден предварительный проект.
Корабль получил мощное артиллерийское и торпедное вооружение, цитадельную схему бронирования с очень толстой броней (457 мм, самой толстой у линкоров РИФ), но с незащищенными оконечностями. Благодаря более низкому борту был менее мореходен, чем предшественники, но для черноморского ТВД это было не критично.
В проекте и при постройке первого черноморского башенного броненосца была устранена большая часть проблем и недостатков, выявленных на "Наварине". В первую очередь в самом подходе. Размеры рассчитывались под требуемые характеристики, а не как у "эконом-вариантов"-пытались впихнуть невпихуемое в ограниченный бюджет и водоизмещение. В итоге проектное водоизмещение достигло 12 480 тонн. Новый броненосец был значительно больше чем "Наварин", длиннее на 7, 2 м, шире на 1, 8 м, а водоизмещение на 3000 т больше.
Далее, учитывая неготовность российских заводов к освоению новых технологий, сразу были заказаны за рубежом машины, механизмы, гарвеевские броневые плиты и сталеникелевые бронелисты для палубы. Попытка заказать бронеплиты для башен Ижорскому заводу лишь подтвердила неспособность его выполнить заказ. Импортные бронеплиты стали, кстати, первой гарвеевской броней на русском корабле.
В итоге машины делали англичане, современные бронеплиты поставляли англичане и французы. За границей заказывались и другие важные детали корабля-румпель и баллер руля были куплены у германского концерна Круппа, рулевое устройство в Англии.Во время постройки проектные 35 калиберные 305 мм орудия заменили на новейшие 40 калиберные пушки Обуховского завода.
Работы по сборке корабля в эллинге № 7 Николаевского адмиралтейства начались еще в конце 1890 года. 4 сентября ( в других источниках 2 августа)1891 года на Николаевском Адмиралтействе был заложен новый броненосец. Торжества почтили своим присутствием "7 пудов августейшего мяса", Его Императорское Высочество великий князь и Генерал-Адмирал русского флота Алексей Александрович. Присутствовали также управляющий морским министерством адмирал Чихачёв, Главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Николай Васильевич Копытов и другие официальные лица. Готовность корабля на этот момент составляла 13%.
Броненосец 15 ноября 1891 года был официально зачислен в списки флота и наречен «Три Святителя», в честь православного праздника «Собор вселенских учителей и святителей», почитаемых в Православной церкви трёх вселенских учителей.
К Трем Святителям( древнегреческий : Οἱ Τρεῖς Ἱεράρχαι ; греческий : Οι Τρεις Ιεράρχες ) в православии относятся Василий Великий(также известный как Василий Кесарийский), Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . Они были весьма влиятельными епископами о ранней церкви , которые играли основную роль в формировании христианского богословия . Все трое почитаются как святые в православии , католицизме, англиканстве и других христианских церквях.
По новой классификации 1 февраля 1892 года строящийся корабль был переклассифицирован в эскадренный броненосец.
31 октября 1893 года броненосец был торжественно спущен на воду. Вместе с ним сошел на воду и минный крейсер «Гридень». Для окончательной достройки "Три Святителя" осенью 1894 года перевели в Севастополь. Строительство корабля отставало от графика из-за задержек с поставками комплектующих и длительностью согласований с МТК в Санкт-Петербурге деталей проекта.
На ходовых испытаниях в ноябре 1896 года броненосец показал скорость в 16,5 узлов при мощности 11 300 л.с. Механизмы работали «плавно и спокойно, без разогревания трущихся частей». Он стал самым быстрым броненосцем ЧФ. В конце 1896 года "Три Святителя" окончательно вошел в строй, но список недоделок устранялся в течение всего срока службы. Силовая установка показала себя весьма неплохо-корабль до конца сохранял ход 15-16 узлов.
На некоторое время "Три Святителя" стал самым мощным броненосцем российского флота и одним из самых мощных в мире.
«Три святителя» Николаевское адмиралтейство. Фактически постройка началась в январе 1891 года. Заложен 4(16) сентября 1891 года (по др. данным 2(15) августа 1891 года). Зачислен в списки судов Черноморского флота 15(27) ноября 1891 года. Спущен на воду 31 октября (12 ноября) 1893 года. Принят на вооружение в 1895 году. Ходовые испытания с сентября по октябрь 1896 года. Введен в строй в 1896 году (августе 1897 года). Разобран на металл 21 ноября 1925 года.1(13) февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года - в линейный корабль.
Водоизмещение проектное 12 480 тонн, фактическое 13 318 (13 532 )/ 13350 тонн. Длина 113,1/115,14 м. Ширина 22,25 м. Осадка 8,6-8,86 м.
Бронирование- гарвеевская броня, борт от 406 до 457 мм, башни от 406 мм,Барбеты 356-406 мм, палубы от 51 до 76 мм, боевая рубка — 305/76 мм, казематы — 406 мм, крышка нижнего каземата 53 мм
Двигатели-2 вертикальных паровых машины тройного расширения, 14 цилиндрических котлов,проектная 10 600 л.с.,на испытаниях 11 308 л. с. Количество валов 2 ед. Скорость хода 16,5 узлов. Запас угля 900 тонн. Дальность плавания 2400 морских миль. Экипаж 660-731 человек (26 офицеров и 705 матросов).
Вооружение- 4 — 305-мм/40, 8 — 152-мм/45, 4 — 120-мм/45, 10 — 47-мм/43, 10(40) — 37-мм, 2 — 64-мм. Минно-торпедное вооружение- Шесть 18-дюймовых (457-мм) торпедных аппаратов
"Три Святителя" был реконструирован в ноябре 1911 - августе 1912 года. Мачты с боевыми марсами были заменены легкими мачтами, все мелкокалиберные пушки и торпедные аппараты были сняты, кроме двух 47-мм пушек.Установили 4 пулемета типа "максим". Заменили стволы ГК. Надстройка была уменьшена в размерах. Верхний каземат был изменён для размещения двух дополнительных 152-мм пушек.120 мм орудия были заменены четырьмя защищенными щитами 6-дюймовыми орудиями на крыше верхнего каземата. 152 мм пушек стало 14 Максимальный угол возвышения орудий ГК увеличен до 25 °(дальность стала около 15 км), а затворы и механизмы заряжания были модернизированы, чтобы увеличить скорострельность до одного выстрела каждые 40-45 секунд. Это привело к уменьшению водоизмещения почти на 100 длинных тонн (102 т). После модернизации на ходовых испытаниях после реконструкции он показал 16 узлов. Вооружение линкора после реконструкции 2х2 305/40, 14х1 152/45, 2х1 47-мм орудия, 4х1 7,62-мм пулемета.
На 1917-вооружение- 305-мм орудий- 4,152-мм орудий 14,47-мм орудий-2, 57-мм зенитных орудий 2 , 7,62-мм пулеметов- 3
По водоизмещению (13318 т.) броненосец имел перегруз на 800 тонн . Высота борта практически мониторного типа составляла 3,6 метра, что привело к тому что при сверхнормативной на 40 см осадке расстояние от воды до осей орудий главного калибра составляло всего 4,9 метра.
Силовая установка состояла из двух трехциллиндровых вертикальным паровых машин тройного расширения производства британской фирмы «Humphreys & Tennant» и 14 цилиндрических котлов с проектной мощностью 10 600 л.с. На испытаниях корабль показал скорость 16,5 узлов. Максимальная на заводских испытаниях - 17,7 узлов. При полной нагрузке с 1000 тонн угля расчетная дальность плавания составляла 2250 миль. 1035 миль на 16 узлах и 2433 миль на 6.
Броненосец стал первым русским кораблем, получившим гарвеевскую броню, которая, правда, была поставлена зарубежными заводами-английским «Vickers»(пояс) и французскими «Schneider ET CIE»(траверсы) и «Saint Chamond»(рубка, башни, казематы). Причем первоначально четыре броневые плиты для башен были заказаны Ижорскому заводу. Однако завод вообще не смог справиться с заказом, поэтому плиты в итоге делал "Сен-Шамон".
Броневой пояс был самым толстым среди российских линкоров-457 мм на миделе и 406 мм на траверсах, по нижней кромке до 229 мм. Его длина составила 75 метров , высота пояса- 2,4 метра, при этом по проекту 457 мм находились выше ватерлинии. Однако из-за перегруза пояс почти целиком был под водой.
Над поясом был каземат длиной 66,4 метра и высотой 2,4 метра. Каземат был защищен 406 мм плитами и вдоль бортов и на траверсах. Бронепалуба из хромоникелевой стали имела толщину 51 мм над казематом и 76 мм в оконечностях. Общий вес брони составил 3238 тонн.
Главный калибр- четыре 305-мм орудия Обуховского завода образца 1895 года в двух башнях с гидроприводом в оконечностях.Угол возвышения до 15 °. Сектор обстрела для башен-270°, скорострельность 1 выстрел за 1 минуту 45 секунд. Боекомплект-75 снарядов на ствол. При угле возвышения 10 ° 331,7 кг снаряд с начальной скоростью 792 м / с поражал цели на дальности 10 980 метров.
Средний калибр- восемь 152 мм 45 калиберных пушек Канэ обр. 1892 года на нижнем ярусе каземата по бортам. Максимальная дальность-11 500 метров, угол возвышения до 20°, снаряд 41,4 кг, начальная скорость 790 м / с.
Противоминное вооружение- четыре 120-мм скорострельных орудия Канэ обр. 1892 года по углам надстройки. 20,48 кг снаряд орудия с начальной скоростью 820 м/с достигал дальности 10 000 метров при скорострельности 12 - 15 выстрелов в минуту. Еще десять 47 мм орудий Гочкиса ( шесть между 120 мм пушками, две в кормовых амбразурах корпуса, две на надстройке) могли отправлять полуторакилограммовые снаряды на дальность одной мили.
Кроме того имелись 37 мм скорострелки Гочкиса (по проекту 40 штук) и два 64 мм десантных орудия Барановского.
Первоначально броненосец имел для ближнего боя шесть 457 мм торпедных аппаратов(два надводных и четыре подводных, в проекте-381 мм). Торпеды могли стрелять на 600 метров при скорости 29 узлов и 900 метров при 25 узлах. Боевая часть весила 64 кг. Через некоторое время торпедные аппараты были демонтированы.
"Три Святителя" с 1895 года числился в строю Черноморского флота, но ходовые испытания он смог пройти только осенью 1896 года. В начале 1897 года новый корабль приняли в казну. В 1899 года броненосец стал первым в мире боевым кораблем, получившим радиостанцию ( дальность около 4800 метров). Несмотря на отдельные недостатки, механизмы корабля вплоть до капремонта в 1911 году обеспечивали стабильный ход в 15-16 узлов.
В 1905 году броненосец прошел боевое крещение. Он был флагманом контр-адмирала Ф. Ф. Вишневецкого во время "немого боя" правительственной эскадры с мятежным броненосцем "Князь Потемкин-Таврический". В ноябре 1905 года он открывал огонь по восставшим кораблям в Севастополе во главе с крейсером "Очаков".
Для постцусимской реальности закладки новых кораблей до подготовки проектов и финансирования ожидать было преждевременно. Для вновь созданного Морского Генерального штаба первой задачей стал вопрос о модернизации существующих кораблей.
Для Черного моря первое время именно модернизация эскадренных броненосцев считалась оптимальным путем увеличения его боеспособности. Планировалось на самых новых кораблях - «Пантелеймон», «Три Святителя» и «Ростислав» провести перестройку по опыту русско-японской войны.
«Три Святителя», накопивший 1550 тонн перегрузки, хотели лишить боевых мачт (поставив одну легкую грот-мачту), спардека, торпедных аппаратов, 37 и 47 мм скорострельных орудий( оставив пару 47 мм для салютов), заменить носовой мостик с рубкой облегченным вариантом, уменьшить запас пресной воды за счет новых опреснителей. Это уменьшало перегрузку вдвое. Именно «Три Святителя» поставили в первую очередь на модернизацию. Ему единственному запланировали заменить и артиллерию. Предложение инженеров Севастопольского порта о замени брони на более легкую крупповскую, что окончательно решило бы вопрос с перегрузкой не прошло из-за чрезмерной стоимости.
Из той же экономии решили 305 мм не менять на новые 52 калиберные в новых башнях, а заменить стволы и модернизировать башни под угол возвышения 25 градусов. Кроме того сняли 120 мм, 47 мм, 37 мм пушки (две салютных оставили) и добавили шесть 152 мм орудий с заменой станков всех четырнадцати на центрально-штыревые. Смета потянула на 603 тысячи рублей, а работы заняли около года, закончив к концу 1912 года.
В итоге перегруз практически не изменился, а вооружение теперь состояло из четырех 40 калиберных 305 мм, четырнадцати 152 мм/45 (десять в каземате и четыре на крыше под башенноподобными щитами), двух 47 мм салютных пушек и четырех пулеметов 7,62 мм. Торпедные аппараты сняли. В 1912 году модернизированный броненосец показал на испытаниях 16 узлов.
В Первую мировую "Три Святителя" вместе с "Пантелелеймоном", "Евстафием", "Ростиславом", "Иоанном Златоустом" составили линейную бригаду флота, которая до ввода в строй черноморских дредноутов противостояла германскому линейному крейсеру "Гебен". В точном соответствии с разницей поколений, бывшие эскадренные броненосцы только вместе, впятером, могли гарантированно противостоять новейшему немецкому турку.
Первое боестолкновение произошло в полдень 5(17) ноября 1914 года, у мыса Сарыч, после обстрела русской эскадрой Трапезунда. В этом бою основную тяжесть боя вынес на себе головной "Евстафий", остальным так и не удалось пристреляться. Был туман и русская эскадра не смогла грамотно сконцентрировать огонь.
18 марта 1915 года "Три Святителя" вместе с "Ростиславом" обстреляли укрепления на Босфоре. Выпустили всего 105 снарядов и ушли к основным силам. 3 апреля "Гебен" с сопровождением обстрелял Одессу, но высланная на перехват бригада линкоров не смогла догнать турок, скорости не хватило. Повторно выйти на обстрел Босфора удалось лишь 25 апреля и 3 мая, мешала погода. В этот раз три линкора "Три Святителя","Ростислав" и "Пантелеймон" выпустили 337 снарядов главного калибра и 528 шестидюймовых.
Вместе с флотом броненосец занимался обстрелом угольных разработок в Зонгулдаке (ноябрь 1914 — май 1915 года), блокадой Босфора и поддержкой десанта в Трапезунде (январь-апрель 1916 года) . "Три Святителя", как старый линкор, был ориентирован, в основном, на обстрел побережья.
Второй раз пути "Гебена" и черноморской бригады линкоров пересеклись 27 апреля(10 мая) 1915года, у входа в Босфор. 20 минутный бой на дистанции 16 км привел к трем попаданиям в линейный крейсер
( броневой пояс и каземат левого борта с уничтожением одного орудия 150мм). Шесть часов русские линкоры преследовали бывший "Гебен". Русские корабли, по принятой версии попаданий не получили, хотя, по некоторым данным у "Трех Святителей" и "Иоанна Златоуста" повреждения все-таки были.
"Три Святителя" в 1915 году получил две зенитки 63,5(или 57 мм) мм, установленные на башнях, а трубы были прикрыты экранами, отсекающими бомбы. Это стало ответом на участие авиации в войне на море.
После вступления в строй первого черноморского дредноута «Императрица Мария», 12 августа 1915 года бывшие броненосцы были переведены во 2-ю бригаду линкоров. Контроль над Черным морем стал переходить к Черноморскому флоту.
Начало революционных событий 1917 года затормозило подготовку десанта на Босфор. «Три Святителя» вернулся в Севастополь и во время февраля проходил переоборудование. 29 декабря 1917 года линкор вошел в состав Красного Черноморского флота. В марте 1918 года броненосец сдали в Севастопольский военный порт на хранение.
С приходом в Крым германской армии, на кораблях в Севастополе были подняты флаги Центральной рады, чтобы избежать захвата флота немцами. Немцам, естественно, на флаги своих марионеток было совершенно все равно. Все доступные корабли 1 мая 1918 года были захвачены кайзеровскими войсками. Третья встреча с "Гебеном" у "Трех Святителей" произошла в этот период . Мимо неподвижных русских линкоров с кайзеровскими флагами "Гебен"-"Явуз"под флагом Турции прошествовал в севастопольский док на ремонт.
Правда немцам вскоре пришлось уйти. Ноябрьская революция в Германии и Компьенское перемирие вывели из войны Германию, в Черном море появился англо-французский флот.
Десант союзников захватил Севастополь вместе с кораблями 24 ноября 1918 года. Однако уже 22-24 апреля 1919 года при приближении красных войск и англичанам пришлось срочно покидать Крым. При уходе британцы подорвали основные части силовой установки, в том числе цилиндры машин.
"Свадьба в Малиновке" продолжалась. 29 апреля 1919 года в Севастополь вошли войска Украинского фронта РККА, 24 июня 1919 года их сменили белогвардейцы. Лишь 15 ноября 1920 года Севастополь окончательно перешел под контроль РСФСР.
В 1923 году старый и подорванный броненосец передали Комгосфондов на демонтаж, а 21 ноября 1925 года исключили из списков РККФ.
Шестой черноморский броненосец стал довольно удачным этапом в развитии этого направления. Полноразмерный, отлично бронированный, с достойной скоростью, неплохим вооружением. Именно он стал прототипом для последних черноморских броненосцев. Вопрос наличия сорока (!) 37 мм пушек по проекту, конечно, абсолютно выбивается из общей картины неплохо сбалансированного корабля.
«Три Святителя» стал этапным кораблем, положив начало черноморской ветки классических башенных броненосцев. Кроме того на некоторое время он стал сильнейшим кораблем всего русского флота.
Эпическое противостояние черноморских линкоров с германо-турецким "Гебеном" закончилось, увы, не в бою. Линкоры второй бригады достались немцам без боя.
Так как в комментариях это, безусловно,все-равно появится, размещу сам этот бородатый исторический морской анекдот-
...Запрос в английском парламенте: «А известно ли уважаемому премьер-министру, что Россия намерена усилить свой Черноморский флот пятнадцатью новыми броненосцами, которые назовут именами двенадцати апостолов и трех святителей?». Ответ: «Нет, неизвестно!».
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам