В 2017 году Китай объявил о своем стремлении к 2030-му году стать мировым лидером в области искусственного интеллекта (далее ИИ). Китай, похоже, добивается более быстрых успехов, чем США или ЕС, расходы на ИИ в Китае оцениваются в десятки миллиардов долларов.
Этот шаг привел - по крайней мере, на Западе - к предупреждению о глобальной гонке вооружений ИИ и обеспокоенности по поводу растущего охвата авторитарного наблюдения в Китае. Но такое отношение к Китаю как к «злодею» является чрезмерно упрощенным и потенциально дорогостоящим. Хотя в подходе китайского правительства к ИИ, несомненно, есть аспекты, которые вызывают серьезную озабоченность и заслуживают справедливого осуждения, важно, чтобы это не омрачало весь анализ китайских инноваций в области ИИ.
Хорошее
Подход Китая к разработке и внедрению ИИ является динамичным и прагматичным, ориентированным на поиск приложений, которые могут помочь в решении реальных проблем. Например, в области здравоохранения наблюдается быстрый прогресс, поскольку Китай пытается обеспечить легкий доступ к недорогим и качественным услугам для своего стареющего населения.
Приложения включают чат-боты «AI doctor», которые помогают соединять сообщества в отдаленных районах с опытными консультантами с помощью теле-медицины; машинное обучение для ускорения фармацевтических исследований; и использование глубокого обучения для обработки медицинских изображений, которое может помочь в раннем обнаружении рака и других заболеваний.
Инструменты искусственного интеллекта, используемые в Ухане, Китай, для борьбы с COVID-19 - помогли ускорить диагностику компьютерной томографии - теперь используются в Италии.
Плохое
Положительные достижения в практических приложениях ИИ, которые приносят пользу гражданам и обществу, не умаляют того факта, что авторитарное правительство Китая также использует ИИ и данные граждан, нарушая частную жизнь и гражданские свободы.
Самое тревожное, что отчеты и просочившиеся документы показали, что правительство использует технологии распознавания лиц для наблюдения и задержания мусульманских этнических меньшинств в китайской провинции Синьцзян.
Возникновение непрозрачных систем социального управления, в которых отсутствуют механизмы подотчетности, также вызывают озабоченность.
В системе «умного суда» Шанхая, например, оценки, созданные искусственным интеллектом, используются для вынесения приговоров. Но обвиняемым трудно оценить потенциальные предвзятости инструмента, качество данных и надежность алгоритма, что затрудняет им оспаривание принятых решений.
Опыт Китая напоминает нам о необходимости прозрачности и подотчетности, когда дело доходит до ИИ в государственных услугах. Системы должны разрабатываться и внедряться таким образом, чтобы они обеспечивали всеохватность и защищали цифровые права граждан.
Неожиданное
Подход Китая к местной экосистеме может предложить интересные идеи для политиков в Великобритании, направленных на стимулирование исследований и инноваций за пределами столицы и устранение давних региональных экономических дисбалансов.
Ускорение инноваций в области искусственного интеллекта в Китае заслуживает полного внимания всего мира, но бесполезно сводить все многочисленные события к упрощенному повествованию о Китае как об угрозе или злодее. Наблюдатели за пределами Китая должны серьезно участвовать в дискуссии и прилагать больше усилий, чтобы понять и извлечь уроки из нюансов того, что происходит на самом деле.