Яблоки вырастают из людей, чтобы их съели яблони. Мертвецы приходят в мир, чтобы умереть. А фарш всегда проворачивается обратно.
Сад Времени, Брайан Олдисс (1967)
An Age
Другие названия: Cryptozoic!
- Шестьдесят седьмой год! И мир до сих пор живёт неправильно :))
В книге три части. После первой хотелось уже всё закрыть и выбросить книгу. Вторая часть - тоже ни о чём. Самая суть появляется в третьей части (неожиданно, да).
Прочитала третью часть — и зависла, пытаясь представить себе мир, который мы просто НЕПРАВИЛЬНО ВИДИМ. А как правильно?
Этот роман - пример настоящей НФ...
ну ладно, «мягкой НФ», гуманистической и социальной
...несмотря на сюжетные прорехи и откровенную литературную немощь автора.
И всё же для научной фантастики ИДЕЯ имеет слишком большое значение, поэтому Брайан наш Олдисс остался непобедимым мастером «золотого века» фантастики. Учитесь, графоманы!
Скрипач не нужен
На самом деле, в первой части романа нет ничего, что могло бы увлечь читателя с первых строк. Ни с первых, ни с десятых, и вообще. Вялотекущее повествование о метаниях художника-неудачника (Эдвард Буш), который возвращается из своего Странствия Духа, чтобы увидеть, как много изменилось в мире за время его отсутствия.
Саму технологию этих Странствий (и даже на мотоциклах!) автор нам так ни разу и не расскажет. Серьёзные, должно быть, там препараты принимают, если в итоге люди кинулись бродить по пляжам девона и лесам юрского периода.
— Весь год работали, как проклятые, на «зелененькие», потом тренировки и все такое; вот прибыли сюда… И надо ж такое — до сих пор не верится, что мы — тут.
— И правильно не верится: практически нас тут нет, в этом измерении и времени. Вселенная — здесь, а мы — нет. В Странствиях Духа еще много такого, до чего пока не дойти своим умом. — Буш произнес это тоном воспитателя, объясняющего несмышленышу, как держать ложку за обедом.
А дальше будут сплошные флешбеки и сожаления об утраченной молодости. И вот я читаю все эти упоминание о художниках прошлого, в том числе о каком-то Тёрнере, постоянные возвращения в мыслях к родителям, которые никогда не ладили, к матери, которая однажды на весь день бросила ещё ребёнком Буша в саду...
Сорокалетний ребенок, запуганный матерью, весь в сомнениях и страхах…
Зачем всё это?
Какую задачу отрабатывал автор? Исживал своё собственное прошлое?
Заглянула я в Википедию по поводу этого Тёрнера:
Отбрасывая излишнюю детализацию, он создавал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания... Внимательно и с любовью изображая человека, художник подчёркивал несовершенство его природы, его бессилие перед огромным окружающим миром иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным.
Википедия
Помни про соломенные волосы!
В самом начале истории художник Буш встречается девушку с жёлтыми (соломенными волосами). Чтобы правильно прочитать финал всей истории, про эти жёлтые волосы надо помнить! Это вам подсказка, если соберётесь читать.
Всё совсем не так!
И вот наконец, третья часть романа. И тут автор резко бросает нас в самую гущу невероятной борьбы и открытий. Мне только непонятно, зачем были нужны эти пустые предварительные две части, если можно было сразу всё сделать в одной и далеко не ходить? Ладно, он художник, он так видит.
— Мне лишь известно, что мы сейчас ставим точку в конце великой эры, когда люди жили в свете истины. Наши потомки — вплоть до каменного века — так и кончат свою жизнь в заблуждении. Нет, я не пророк, я просто последний на этой земле, кто еще помнит правду. И поэтому для меня ужасна сама мысль о том, что мне придется прожить годы в изгнании до тех пор, пока я сам не забуду то, что уже забыли остальные, что я уверую в ложную теорию Уинлока, а потом проведу молодые годы, восхищаясь жалким стариком Фрейдом!
Ясно вам? Наши потомки переживут динозавров. Динозавтров. Потому что там, где до сих пор было #будущее — на самом деле прошлое. И забудьте обо всём, чему вас учили. Всё совсем не так.
До сих пор подобная теория «обратного хода времени», с подобным её обоснованием, мне не встречалась, поэтому моё восприятие было таким восторженным. Я даже прощаю автору сверхдлинную предысторию с бессмысленными похождениями ГГ, включая его армейскую подготовку :))
Тлен и суета, и Тёрнер
Вот мы и возвращаемся к Тёрнеру. Бессилие перед огромным окружающим миром, а в итоге создаётся такой выверт сознания, что снять его можно только новым вывертом.
И стать пациентом психушки. И героем новой эры!
Такова история художника, который просто не стал диктатором, а остался ещё одним неудачником.
Но помните про жёлтые волосы! Вероятность любого события в этой Вселенной всегда 50 процентов. Так почему бы яблокам не вырастать из людей?
Претензии
Претензии у меня, сильно подозреваю, к переводу. Иногда бывает, что хороший перевод делает даже не самый удачный авторский текст чуточку лучше. Но тут этого не случилось. Олдисс не самый сильный писатель, по-моему мнению. Хотя мне повезло, однажды я прочитала у него одну из лучших книг - «Без остановки» («Non Stop»). После чего решила, что автор хоть и не новый, но истории делать умеет.
Увы, один раз не Фантомас. В Саде Времени полно сюжетных дыр и необъяснимых мест. Например, я так и не поняла, зачем нужно было учиться говорить наоборот, чтобы общаться с представителями будущего/прошлого? Если кто понял, в чём тут смысл, напишите.
Хотя есть у автора ещё цикл о какой-то «Гелисконии», надо глянуть.
Загляните в полезные темы
Что такое финал и что такое клиффхэнгер
Как надо оценивать фантастику по ТРИЗу
Как распознать сьюху
Боги любят сьюх