Найти в Дзене
Сильвия Полякова

Нет образа прекраснее на свете, чем лёгкий бег Улановой в "Джульетте"

Больше 80 лет назад - 11 января 1940 года - в Мариинском театре Ленинграда прошла премьера балета "Ромео и Джульетта". Поскольку в Москве (четырьмя годами раньше) партитуру балета отвергли артисты балета. Настолько нетанцевальной, необычной она показалась танцовщикам.

Да и в Ленинграде труппа на генеральном прогоне спектакля настороженно перешептывалась и ожидала провала. "Нет музыки печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете", - эпиграмма получилась острой и злободневной. Постановщик Леонид Лавровский нервно ждал начала спектакля. Занавес поднялся. Зрители ошеломленно замерли. А потом: - Браво! Шедевр! Брависсимо, Уланова! Браво Прокофьеву и Лавровскому. Так рождалась классика хореографии.

Джульетта - Галина Уланова, Ромео - Константин Сергеев
Джульетта - Галина Уланова, Ромео - Константин Сергеев

Что это за балет с музыкой в бешеном темпе и неумолимой динамикой? Где традиционные па-де-де и вариации солистов? Да и ключевые сцены всего две: обручения и бега Джульетты. И почему образ прекрасной дамы Средневековья "поймала" лишь первая исполнительница Галина Уланова, с ее непостижимым талантом погружения в роль. Другим балеринам уже не удалось так тонко передать шекспировский сюжет. А может, помогла любовь? Первым исполнителем роли Ромео был Константин Сергеев, с которым Уланову связывали нежные лирические отношения.

-2

После войны, в 1951 году, Галина Уланова танцевала в Москве - с Михаилом Габовичем. И снова полуарабески рук и пронзительный бег - чудо танцевальной красоты. Сохранилась видеозапись отрывка из спектакля:

И только в 1954 году киностудия "Мосфильм" сняла, наконец, полнометражный фильм-балет "Ромео и Джульетта". Уланова - Джульетта, Жданов - Ромео:

В 1965 году постановщик балета Леонид Лавровский посетил Большой театр. Галина Уланова к тому времени уже не танцевала. Лавровский с горечью написал в дневнике:

- Вчера шел спектакль "Ромео и Джульетта". Прошло двадцать пять лет со дня премьеры. Просмотрел два акта и ушел...Нет актера, и нет танца. Все подменено: танец - беготней, а жизнь образа - размахиванием руками".