The Last of Us: Part II - самый спорный и парадоксальный проект 2020-го года, если не всего восьмого поколения консолей. Насколько успешна во всех смыслах была первая часть TLOU, и насколько же противоречивым вышло продолжение. Но плохо ли это? Действительно ли проект получился неудачным? Кто прав: критики, вознесшие игру или же игроки, в большинстве своем растоптавшие её и отвергнувшие? Начну с истории разработки, закончу своими субъективными впечатлениями и попытками дать ответы на приведенные вопросы.
В СТАТЬЕ ПРИСУТСТВУЮТ СПОЙЛЕРЫ!!!
Анонс и разработка
Начнем с того, что ещё до анонса Part II оригинал заканчивался так, что не требовал с ходу никакого продолжения и вполне ощущался законченным единичным произведением. С другой стороны находилась армия поклонников и просто игроков, привыкших к продолжению банкета и нафантазировавших дальнейшие лихие странствия полюбившихся героев. Режиссер и сценарист Нил Дракманн изначально не торопился высказываться о сиквеле в том виде, в котором большинство игроков хотело это видеть. Он высказывался о возможном продолжении в виде совершенно новой, отдельной от оригинала, истории с другими персонажами, просто в той же вселенной. Этакая концепция в стиле серии игр Silent Hill. Однако, высказывания высказываниями, но на тот момент, после релиза дополнения The Left Behind, разработчики из Naughty Dog во всю принялись за ваяние четвертого Uncharted, что, хоть и вылилось в лучшую игру этой серии, но здорово подкосило студию. Знаете ли, с такой регулярностью клепать качественные и топовые проекты могла разве что Roсkstar, и то лишь в прошлых поколениях, когда масштабы игр и их бюджеты ещё не были настолько велики.
После релиза Uncharted 4, команда в студии поредела, лишившись одной из важнейших и ключевых фигур - геймдизайнера Брюса Стрейли, работавшего, собственно, над TLOU и Uncharted 4 в качестве второго режиссера. Не говоря уже о том, что студию ранее покинула идеолог и режиссер трилогии о приключениях Дрейка Эми Хэннинг. В 2016-2017 были новости о массовых увольнениях внутри студии, и о том, что команда попросту выгорела из-за бесконечных кранчей и отсутствии отпусков. И на этом фоне, в декабре 2016-го компания презентует ролик с анонсом TLOU Part II, что было крайне неожиданным ходом, ведь с релиза последней крупной игры не прошло и года. А там ещё и полноценное ответвление в серии Uncharted, запланированное на 2017-ый. На тот момент студия вновь разделилась на две половины. Одна, под руководством не столь известных Шона Эскейга и Курта Маргенау, делает спин-офф Uncharted, вторая - с подачи Нила Дракмана неспеша готовит грандиозный сиквел TLOU.
На период всей разработки просачивались новости, что студия лишилась 70% своей прежней команды и набрала совершенно новых людей, новичков так сказать, часть из которых ни разу не занималась видеоиграми, придя из мира кино. Тем не менее, Дракманн стал у руля проекта, выступая как идеолог, сценарист, режиссер и, в конце концов, автор, у которого был огромный кредит доверия, и которому была предоставлена полная свобода для реализации практически любых идей и амбиций. К тому же, он заручился поддержкой Хелли Гросс — успешной сценаристки таких сериалов как "Westworld" и тогда ещё не вышедшего "To Old to Die Young". На Е3 2018 впервые был показан геймплей игры, выглядящий как "игра из будущего", с невероятным уровнем анимаций и деталей.
Шло время, игрокам скармливали один трейлер за другим. В 2019-ом, в октябре представили трейлер, где, как позже выясниться, Naughty Dog провернули свой очередной финт ушами, ловко уцепив игроков за нос, и уведя по ложной дорожке предположений касательно подробностей сюжета игры. И все повелись, как обычно. Студия делает так уже третий раз, поэтому я настоятельно рекомендую не доверять трейлерам этой кампании. В случае с TLOU II уровень манипуляции в маркетинговой компании вышел на совершенно небывалый уровень. Даже Кодзима со своими ухищрениями в трейлерах MGS 2, MGS 4 и Death Stranding не смог добиться таких изысканных трюков.
В последний год разработки проекта вскрылись подробности о тяжелых условиях и постоянных кранчах. Не без помощи Джейсона Шрайера, разумеется. Эта новость побудила к действию очередной скандал, но то ни в какое сравнение не идет со скандалом, последовавшим после апрельской утечки сюжетных подробностей.
Утечка и скандал
Прекрасно помню момент, когда, проснувшись, я привычно потянулся за смартфоном, глянуть время. Но что-то побудило меня зайти в ВК, что случается не часто. Особенно после сна. И о ужас, первая же новость в ленте содержала ролик, где Элли прижимают лицом и делаю перед её взором что-то нехорошее. В последнем на тот момент трейлере этот фрагмент указывал на возможную смерть Дины. Но в названии ролика фигурировала надпись: "Смерть Джоэла". Прочтя это, я сначала не поверил, лишь к груди подкатил ком. "Значит, в этой сцене убьют Джоэла... Ага... Ясно...", - сказал я себе и полез в новости об игре. И оказывается, произошел крупный слив, где содержались в основном ключевые для сюжета кат-сцены. С того момента я открестился от всех групп ВК, посвященных видеоиграм, и всячески огородил себя от спойлеров. До самого релиза игры, я словил лишь два спойлера: убивает Джоэла клюшкой для гольфа некая Эбби (скрин с этой мужеподобной дамой я тоже видел, думаю как и многие. И на них, в статике, она и правда выглядела чересчур гротескно и ненатурально), и то, что Дина доживет до финала. Болей никаких подробностей я не знал.
Признаюсь, то, что я себе заспойлерил меня ещё сильнее заинтересовало, ведь так скоро вывести из игры главного героя первой части, это надо быть либо гением, либо совершенно сумасшедшим. Кредит моего доверия к Naughty Dog при этом нисколько не пошатнулся, и он не позволял мне думать о них во втором утверждении. Мне стало дико интересно во что выльется это все, особенно когда разработчики выкатили наконец, за месяц до релиза, сюжетный трейлер (как правило, эти трейлеры выпускают намного раньше), где проскакивали кадры с живым постаревшим Джоэлом. Намечался некий очередной финт ушами от ND, но магия ожиданий от игры не позволяла мне искусно фантазировать, строить догадки касательно истории. Я старался не думать об этом и уже насладится всеми перипетиями сюжета на релизе. А ведь игру ещё и перенесли на пару недель! А до этого, отменив дату релиза в конце весны, студия и вовсе на какой-то период молчала об окне выхода, что также подливало масла в огонь накипевших ожиданий игроков (разрабами рассматривался вариант выпуска игры в цифре из-за проблем с логистикой и риском Sony потерять свежую прибыль с продаж физических копий). Свою лепту в будущий огонь негодования и ненависти внесли и высоченные отзывы и оценки критиков за неделю до выпуска проекта. Как только журналисты обнародовали рейтинг, игроки, знавшие подробности сюжета, принялись ожесточенно критиковать самих критиков, обвиняя тех в продажности и профанации. Я ведь ещё ничего не сказал про непринятие в игре ЛГБТ-тематики.
Релиз
Сам я из Минска, и в день релиза игру начали продавать аккурат в 00:00 ночи. Клянусь, ещё ни разу я не видел в своем городе такие продолжительные очереди за игрой. На нескольких популярных новостных ресурсах даже были статьи по этому поводу. А ведь магазин, где я покупал диск, был далеко не самый популярный.
Впечатления от игры
Сказать, что я испытывал мандраж, впервые запуская игру, значит ничего не сказать. TLOU 2 была одной из самых ожидаемых игр в принципе, до этого подобные ожидания у меня были лишь от Uncharted 4 и Death Stranding. И в ближайшем будущем ничего столь значимого и громкого по ожиданиям для меня попросту нет. Даже совершенно новый проект от Naughty Dog вряд ли сможет эти чувства превзойти, ведь во многом такие мощные ожидания обусловлены именно что привязкой к почти непревзойденному оригиналу. Первая часть входит в топ если не 5-ти, то 10-ти моих самых любимых видеоигровых творений. И учитывая дорелизные заявления Naughty Dog о якобы "их самом амбициозном и лучшем творении", а также общий ажиотаж и определенный ореол тайны над сюжетом проекта, TLOU 2 виделся мне игрой мечты. А что получилось в итоге?
Игра стартует с краткой и мастерски поданной предыстории финала первой части, и трогательной возможности поуправлять Джоэлом в первый и последний раз. Мы с ходу погружаемся в атмосферу оригинала с её цветовой гаммой, красиво провожая героя первой игры в своеобразный "последний путь". Здесь авторы не торопятся и дают время побыть в знакомой игрокам среде оригинала до перехода в настоящую вторую часть, которая как раз стартует прямо после появления названия игры. И если кто-то думал, что это такой пролог, то зря, ведь дальше выясниться, что настоящий пролог (подобно 15-ти минутному прологу из оригинала) длится все 3 часа. Все равно, что длиннющий пролог из Red Dead Redemption 2. Игры, кстати, похожи ещё и в плане того, что действие обоих прологов происходит в зимних декорациях.
Согласитесь, именно происходящее в первых 15-ти минутах игры, до появления названия, хотели бы видеть на протяжении всего прохождения большинство разочарованных и недовольных игроков, а также особо мягкосердечных фанатов. Но игра идет дальше, игнорируя большую часть лирики и готовя всех играющих к финалу "истинного" пролога, и, собственно, к завязке всего сюжета.
В начале нас знакомят с Эбби и плавно обучают новичков управлению, грамотно связывая его со сторрителлингом, а также умело дозируя информацию о новых персонажах и их мотивах. В коротком отрезке нам достаточно плотно подают много новой информации и начинается первый геймплей со сражениями (не считая замечательного сегмента с Элли и игрой в снежки), где приходит понимание, что боевка подверглась важному апгрейду "уклонения", а ещё то, что она тактильно ощущается не хуже великолепного оригинала, где с этим вообще не было никаких претензий. Далее, стрельба из оружия. Она стала лучше, достигнув практически идеала. Чего я не скажу о физических ощущениях персонажа в движении. Анимации местами выполнены фантастически, местами не очень, но общее чувство немного смазывается. Персонажам, как в случае с Uncharted 4, часто не хватает веса. Чего не скажешь про оригинал, где Джоэл управлялся и ощущался как живой человек, учитывая его комплекцию. Нечто похожее, но более заморочено выполнено в управлении Артуром из RDR2. Так вот, здесь я хотел бы иметь более увесистых героев. Хотя бы Эбби, которая действительно близка по комплекции к Джоэлу, а Элли пускай оставили бы такой же легкой. С её "спичечной" фигурой только так. Тогда бы и шире ощущалась разница в героях.
Мы отвлеклись немного от истории. Пока Элли и Дина предаются задушевным разговорам любовных и не только, перипетий, Эбби сталкивается с Джоэлом, и начинается планомерное нарастание напряжения, где игроки, не заспойлерившие себе ничего, и не знающие ничего кроме официальных трейлеров, начинают ёрзать на своих сидячих местах, до последнего не веря в трагическую судьбу любимого героя. Должен отметить, что и в этом моменте авторы не сплоховали и до последнего оттягивали надежду на благополучный исход. Саспенса накатывали будь здоров! По итогу случается то, что можно назвать первым мощным "триггером". Вообще сцена попадания Джоэла и Томми в ловушку и последующая сцена убийства поставлены невероятно круто. Круто так, что обзавидутся многие киношные режиссеры. И с точки зрения геймплея, когда игрока переключают на Элли и заставляют стремглав нестись к злополучному дому, так и с точки зрения операторской работы (продолжительный эпизод с нападением снят в стиле одного дубля), графики-анимации (зловещее холодное освещение без ярких красок, невероятная лицевая анимация, побои на лице Джоэла) и актерской игры (настоящий перфоманс не только Эшли Джонсон, но и Троя Бейкера).
Как по мне, весь этот отрезок является одним из лучших моментов всей игры. Здесь сходятся множество точек, эмоции так и бурлят, а техническое исполнение заставляет забыть, что ты играешь в игру, а не смотришь качественный фильм заматеревшего режиссера. Например, я не сразу осознал, что в этой сцене по сути Элли и Джоэл в своих постаревших образах, и вне флэшбэков, предстают перед игроком впервые. Ещё один факт, который не сразу доходит ввиду ошеломительной жестокости сцены, это то, что Джоэл не успел ничего сказать Элли перед своей смертью. И то, что всё это сделала какая-то там Эбби, за которую мы ещё и играли, спасали от лап зомби и при том, что её спасли наши герои... Все эти эмоции сходятся именно здесь. Поэтому игрок, особенно ярый фанат, испытывает сильнейший психологический удар. Эта сцена, пожалуй, самая жестокая вообще в играх, что я видел, в основном из-за психологического удара, ведь само физическое истязание нам показывают почти за кадром.
Разумеется, что для того, чтобы дать толчок тому сюжету, что задумал Дракман, это событие подходит идеально. Игрок абсолютно солидарен с Элли в потере любимого героя, и захочет поквитаться с обидчиками. И не только убить, но и узнать мотивы расправы над Джоэлом, ведь Томми и саму Элли они почти не тронули. И как стало понятно ещё по слитым материалам, часть комьюнити ожидаемо отвернулась от игры на моменте убийства. Другая часть, скрипя зубами, продолжила ровно до момента полноценной игры за Эбби, и поставила крест на игре именно там. Ну а третья часть таки добилась финала и там поделилась на два лагеря. Ну серьезно, какая ещё сюжетная игра так лихо, несколько раз за прохождение, триггерила общественность?
Как бы то ни было, история только-только начинает свое грандиозное шествие, и игра, после столь мощной развязки в прологе, на долгие часы берет тайм-аут и выбрасывает игрока в открытый мир. Этакий привет от последних двух Uncharted, но на этот раз куда более насыщенный и играющий важную роль в развитии отношений Элли и Дины. Ведь по истечении первого дня в Сиэтле за Элли, Дина перестанет быть нашим напарником и до конца игры уйдет в стан персонажа второго плана. Тем не менее, до следующего полноценного триггера (не считая внезапной беременности Дины и посещения магазина ЛГБТ-тематики) остается ещё много часов. Вплоть до середины повествования, где случается якобы финал игры, но внезапно событие обрывается и игроку дают в распоряжение Эбби и ещё половину игры в придачу. Это второй триггер. Который я воспринял абсолютно спокойно, принял правила игры Дракмана и хочу понять, что автор хочет этим сказать (а не оголтело взывать к манямирку своего внутреннего ЧСВ-фаната). За исключением ванильного представления персонажа хирурга, меня удовлетворил сценарий Эбби, который словно бы зеркален сценарию Элли, а в какой-то момент и истории первой части. Задумка потрясающая, как собственно, и исполнение, где всё происходящее не заставляет тебя тут же полюбить Эбби, простить ей все прошлые поступки и, радуясь, рвать головы щелкунам и серафитам. Нет. Нет, и ещё раз нет. Я воспринимал всё происходящее с Эбби достаточно беспристрастно до момента в ночном лесу. И только там, на моменте встречи с Левом и Ярой, к персонажу начинает тянуться симпатия. Так же как и у Эбби начинает проявляться чувство искупления. А уж к концу всех приключений, Эбби оседает как живой и яркий персонаж, который если и не равен тандему из оригинала, то по крайней мере не выглядит на их фоне дешевым рудиментом. Второй половины игры, всех 10-ти часов вполне хватает для представления нового полноценного героя вселенной TLOU. И даже если у кого-то и остается осадок от злодеяний Эбби, то это не повод утверждать, что сценарий плох и не работает. Если разбирать его, призадуматься немного над мотивами и психологией поведения, то всё выглядит убедительно.
У меня создается такое впечатление, что, отведав негатива от первого триггера и всей этой ненависти к якобы пропаганде ЛГБТ (наличие такового не равно пропаганда, если что), критикующие люди готовы цепляться к любой маломальски непонятой с первого раза вещи, только потому что этот самый негатив они не могут унять и смириться с ним.
Вообще, касательно претензий к реализованному в игре сценарию основательной части хейтеров и разочарованных игроков - всё мимо. Скорее, у ребят проблема с принятием общей задумки и, опять же, обман ожиданий. Люди, ожидавшие во многом того же, что и в первой части, пытаются отделять эти свои ожидаемые зерна от плевел, но они не хотят принимать ничего совершенно новое. И опять таки, смерть Джоэла - это завязка, отправная точка всего пути мести Элли, которое максимально оттягивается и происходит на третьем часу огромной тридцатичасовой компании. В этом плане завязка происходит в начале. Ни одно другое событие не могло напустить на героиню и игроков такого огня ненависти к поначалу условным антагонистам. Нам самим не достает Джоэла, которого отнимают у нас, толком не дав с ним побыть. И всю игру мы чувствуем нехватку персонажа, точно также как и Элли отстранилась от Джоэла на два года. В этом плане всё сделано блестяще. Ещё были предложения сделать две сюжетные линии параллельно идущими. С этим категорически не согласен, ведь это противоречило бы самой идее игры. Две компании рассказывают о разном и это надо понимать. Ну и смешивать двух героинь всю игру, приплюсовывая все флэшбеки, породило бы хаотичную и неудобоваримую кашу. Вся проблема в понимании идей проекта. Элли движется по нисходящей. Эбби же пробует очеловечить себя после ужасных событий.
Скажу кратко: большинство претензий к сюжету что я видел абсолютно жалки и высосаны из пальца. То, что игра разрушает ожидания, взамен предоставляя нечто куда более сложное и комплексное, чем очередной нафталиновый сиквел, нужно ценить, и это точно не заслуживает того наплыва негатива, что она получила на релизе. Это абсурд.
Особенно смешны некоторые заявления о якобы некомпетентности и профанации тех, кто одобряет сценарий игры. Я же констатирую совершенно обратное. Да, сценарий может не понравиться, вызвать гнев и недоумение, но это не значит, что он плох. На это ведь и расчет. Игра рассказывает и вызывает тяжелые и негативные эмоции, и это априори не рассчитано на обширную аудиторию. И тут я вновь впечатлен смелостью всех причастных к созданию игры. Ещё до выхода игры Нил Дракман и Трой Бейкер заявляли о спорности и жесткости проекта. Они понимали, что ходят по лезвию. Но результат превзошел все ожидания, о чем свидетельствуют бурления критики и обсуждения в сети, которые не утихают до сих пор.
Про сюжет я уже как-то и забыл, и раз уж я перетек в фазу обсуждения принятия проекта общественностью, то добавлю к впечатлениям ещё пару слов.
На финальных титрах я сидел и чувствовал следующее: некоторое недоумение (типо всё? конец? это конец истории tlou?!) и горестное опустошение. Чувствовал себя, словно многократно выжатый лимон. Мысли в растерянности. Это не тот эффект, что я испытывал от финала первой части, где ты с ходу понимал произошедшее. Тут не так. Концовку да и всю игру я переваривал несколько дней, и уже потом почувствовал те самые эмоции удовлетворения и смирения. Так всё и должно было закончиться, и никак иначе. Ощущения от прохождения продолжения я бы сравнил с просмотром тяжелого, но нелегкого в усвоении фильма, который распробуется лишь спустя время или спустя пересмотр. Это ни разу не эмоции от оригинала, который я не то чтобы долго переваривал. Практически нет, так с ходу всё ясно и нет особой пищи для размусоливаний. И это я ценю в продолжении, которое на деле оказалось во всём сильнее первой части.
Чтобы уж совсем не захлебнуться в похвалах, я отмечу для себя недостатки:
- физика персонажей (чуть более аркадная, чем хотелось бы);
- полировка анимаций персонажей (больше характерно для рукопашных сражений);
- бицепсы Эбби (уж слишком раздули, стоило всё же остановиться на модели из трейлера 2017-го года. Хотя тогда бы не так сильно выстрелил финал с её метаморфозами);
- пошлый и поспешный флэшбек с отцом Эбби (не поверил я в настолько добренького батю);
- местами слишком уж неприкрытая телепортация героев;
А теперь ещё немного плюсов:
- музыка сильнее (я не рукоплескал саундтреку из оригинала, как большинство людей, для меня он был скорее фоновым). Практически все треки второй части теперь у меня в плейлисте, тогда как оригинал я даже никогда не слушал отдельно. Это вдвойне странно, ведь ещё ни от одного человека я не слышал, чтобы он превозносил музыку из сиквела на оригиналом. Максимум на одном уровне;
- продолжительность (мне было даже мало, да. Как выяснилось позже, разрабы вырезали очень много сцен);
- по большей части сносный дубляж (хотя я играл в оригинале, но слышал многие озвученные кат-сцены);
- добротный фотомод;
- гигантский перечень настроек игры (особенно для людей с осложнениями);
Критики или игроки?
Знаю, вопрос звучит максимально пошло и вызывающе, но, честно, меня самого крайне задела вся эта шумиха. Все эти заявления об исключительно "продажных, лживых, поверхностных мнениях, обзорах и тд." в сторону прессы окончательно утомили. И ни единого адекватного доказательства в эту сторону, конечно же, нет. Понятно, что можно судить по множеству былых "заслуг" тех или иных изданий, порою действительно оценивающих игры как-будто на отвали, и нередко уходя в лютый субъектив, выставляя абсурдные оценки и мнения. Однако случай с TLOU 2 явно не из числа очередной подобной дичи, но разогретые хайпом и массовым порицанием игроки, не всегда придерживающиеся собственного мнения, уже по инерции гонят состав токсичности вперед, застилая просторы сети своим ядовитым облаком. И, конечно же, оставляя грязные несмываемые отпечатки на рейтингах игры, которые оказались прямо противоположные тем, что выставила пресса.
Я скажу так: объективно TLOU 2 - великолепный проект, с каких сторон не посмотри. И критики продемонстрировали это. Ведь формально всё в игре сделано мастерски. И главная проблема критики со стороны игроков - ложные ожидания, которые были у нас всех. С точки зрения беспристрастной (почти) прессы, это качественный проект, в котором каждый аспект выведен на новый уровень в сравнении с первой частью. Но корень всех бед в том, что ожидали от продолжения обычные рядовые игроки, основная аудитория проекта. Я, как и многие, ждал продолжения похождений Элли и Джоэла, какого-нибудь нового витка их отношений, возможно разрешения ситуации с вакциной и Цикадами. Чего-то, но точно не того, что решил показать Нил. В TLOU 2 мы можем наблюдать редкое противостояние авторского и общественного видения. Нечто, что произошло с Кодзимой в MGS2 и Районом Джонсоном в "Последнем джедае". Или в последних сезонах "Игры престолов". И если с претензиями к последним двум примерам я абсолютно солидарен с аудиторией, то аналогичные заявления о якобы проблемах в сценарии, логике и т. д. в TLOU2 для меня совершенно мимо. Это, наверно, одна из главных загадок последнего времени для меня. Получается довольно парадоксальная ситуация: проект ругают за то, за что другие его превозносят. Кстати, здесь можно сослаться на то, что авторы ND взялись за набившую оскомину тему мести, но использовав при этом невиданные для сферы видеоигр откровенные и жестокие средства выражения этой темы. И уже это отсекает от себя значительную часть аудитории.
Итоги
Naughty Dog очень долгое время делали веселые семейные игры для максимально широкой аудитории и глядя на TLOU Part II, я не могу поверить, что это появилось из чрева данной, на первый взгляд, довольно попсовой и предсказуемой студии. А дело в том, что это не правильный коммерческий сиквел, где любимых персонажей априори обеляют и носят на руках. Нил Дракманн и Блюс Стрейли вознесли студию на пьедестал игрового искусства с 2013-го года. Но после карт-бланша с продолжением, Нил решил не повторяться, и честно и правдиво показать изнанку темных сторон человека. Как оказалось, не все игроки захотели видеть себя в зеркале.
"Ты хочешь, чтобы всё было не так, и я этого хочу... Но всё так".
Равнодушных нет...