Фильм-манифест со звездой хип-хопа
На экране предстают пасторальные картинки, знакомые нам по "Унесенным ветром" - и оборотная сторона рабовладения с бесправием и издевательствами. Видим чернокожую женщину Иден, рабыню на хлопковой плантации в южном американском штате времен войны Севера и Юга. Видим такую же женщину в США 21 века - Веронику, счастливую жену и мать, доктора наук, успешную писательницу, первоклассного оратора и общественного деятеля, борца за равные права. Фильм позволяет нам хорошо прочувствовать огромную разницу в качестве их жизни. Первую используют как вещь и даже хуже, чем вещь, не позволяя даже говорить без разрешения. Другая уверена в себе, счастлива и независима. Каких-то 150 лет, шесть поколений - а какой прогресс!
Однако не все ужасы прошлого поросли травой, не вся боль выплакана, не вся несправедливость вытравлена из общества, не все люди избавились от расистских убеждений. “Проблемы прошлого ведут к хаосу в настоящем” (цитата из фильма). Вероника борется с неравенством в книгах, лекциях и теледебатах. “Черных людей, особенно женщин, хотят видеть, но не слышать, потому что видят в нас угрозу для патриархата. Наша свобода - превыше ассимиляции!”, - призывает она на презентации книги. Вскоре расизм уже не на дискуссионных площадках, а наяву являет ей свою античеловеческую сущность.
Сюжетные повороты вас наверняка удивят, и вы не сразу сможете понять, что на самом деле происходит в фильме. И это плюс. В то же время лента страдает некоторой картонностью персонажей: если семья положительного героя - то умильная, как в рекламе йогурта, если злодей - то мерзкий в каждом движении и каждом слове, если чернокожая подруга - то там 146 процентов бодипозитива, веселья и флирта. Недостатки объяснимы: для Джерарда Буша и Кристофера Ренца (здесь они сценаристы, режиссеры и продюсеры), это первый полнометражный фильм, до того они специализировались на клипах. Похоже, они настоящие друзья, поскольку все проекты делают вместе. Вот они:
Главную роль исполняет известная хип-хоп, фанк и соул певица, автор песен Жанель Монэ. Она активный общественный деятель, борется против дискриминации женщин, “цветных” и т.д., многие ее песни посвящены этим темам. Фактически Вероника - это сама Жанель. Она еще и актриса, играла в “Скрытых фигурах” и оскароносном “Лунном свете” (фильмы выбирает тоже с социальной проблематикой).
Что же привело такую звезду на съемочную площадку к режиссерам-дебютантам? Наверняка общность устремлений. Не известно, да и не важно, кто первым выдвинул идею такого фильма, - главное, что для них это больше чем работа. Скорее манифест.
Одержимость идеей чувствуется в "Антебеллуме" и увлекает. И конечно, американские зрители видят в этом фильме несколько больше, чем российские. Им лучше известно значение флагов и формы, которые появляются в кадре, они лучше знают контекст закулисной общественной жизни актеров.
Какую бы аналогию провести? Представьте: в СССР в восьмидесятые известный рок-исполнитель сыграл героя своих песен, который борется за право быть собой, противостоит формализму и лицемерию. И для зрителей уже не так важны художественные достоинства самого фильма... Постойте-ка, не “Иглу” ли я описываю с Виктором Цоем в главной роли?
Не все зрители восприняли фильм хорошо - возможно из-за синдрома обманутых ожиданий.
Во-первых, некоторые ресурсы ошибочно записали его в фантастику, и люди ожидали потусторонних ведьм и демонов.
Во-вторых, незнакомое и завораживающее слово "антебеллум" в сочетании с жутким образом бледной девочки с куклой в пустом коридоре (это есть в трейлере) также вызывает стойкие ассоциации с мистикой.
Ну, а в-третьих, зачем было постер делать таким похожим на постер "Молчания ягнят"? Смотрите:
Жаль, что “Антебеллум” имеет рейтинг 18+, в нем излагаются очень здоровые и полезные для молодежи идеи, тем более что они достаточно разжеваны, как и положено в манифестах. Обнаженки там вовсе нет, а вот жестокие сцены - в наличии, тут уж ничего не попишешь, триллер.
А почему “Холоп” по-американски? Да потому, что вы обязательно вспомните его в ходе просмотра. Подробнее объяснять не буду, иначе получится спойлер.
Благодарю за возможность посмотреть фильм АУ "Югорский кинопрокат" (г. Ханты-Мансийск)! Мои рецензии и другие материалы о новинках кино можно видеть в сообществе учреждения.
Спасибо за внимание! Мне приятно, что вы читаете мои материалы. Возможно, вас также заинтересуют:
Почему меня не возмущают новые критерии "Оскара"?
"Новые мутанты" - мягкий симпатичный ужастик
Новая "Мулан" - ни хуже, ни лучше мультфильма. Объясняю почему
Фильм "Довод": лингвистический фокус стал блокбастером