В 2019 году во ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» была создана рабочая группа по разработке предложений по совершенствованию структуры воздушного пространства океанического сектора районного центра Единой системы ОрВД Магадан. Предлагаем Вашему вниманию статью из 2-го за 2020 год номера журнала Air Traffic Control, в которой рассказывается о ее деятельности.
В состав группы вошли специалисты генеральной дирекции Предприятия и филиала «Аэронавигация Северо-Востока». Возглавил рабочую группу заместитель генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Юрий Токарев. Основная задача – организация свободной маршрутизации (Free Route Airspace) в океаническом секторе районного центра ЕС ОрВД Магадан. Был изучен международный опыт полетов в удаленных районах и океанических секторах по внедрению свободной маршрутизации, проведены переговоры с авиакомпаниями, выполняющими полеты через океанический сектор. Это позволило в мае 2020 года совместно с такими авиаперевозчиками, как United Airlines, Cathay Pacific Airways, Korean Air, Asiana Airlines, American Airlines, Delta Air Lines, приступить к «бумажному» тестированию. Оно заключалось в том, чтобы авиакомпания одновременно с подачей плана на реальный полет подавала план с индексом /TEST/ на полет по предпочтительной траектории с учетом текущих условий (ветровой режим, температура на высоте и пр.).
Анализ собранных при тестировании данных показал, что плановая система и система УВД (обе – отечественного производства), установленные в Главном центре ЕС ОрВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и районном центре ЕС ОрВД Магадан, принимают и обрабатывают тестовые планы корректно. Полученные результаты позволили рабочей группе выйти с предложением к авиакомпаниям осуществить реальный тестовый полет по предпочтительной траектории. И 4 июня авиакомпания United Airlines выполнила такой рейс с использованием путевых точек на маршруте, заданных географическими координатами, в соответствии с представленным планом полета, утвержденным Главным центром ЕС ОрВД.
Полет выполнялся на ВС «Боинг 777-300» по маршруту Чикаго – Гонконг с применением современных технологий навигации, связи и наблюдения с использованием контрактного автоматического зависимого наблюдения (ADS-C), линии передачи данных «диспетчер – пилот» (CPDLC) и прошел в штатном режиме. Общая протяженность маршрута тестового полета оказалась меньше на 55,5 км (30 NM) по сравнению с полетом, который бы выполнялся по фиксированным маршрутам ОВД. Экономия полетного времени составила 5 минут, экономия топлива – 800 кг, уменьшение эмиссии CO2– 2 460 кг.
В настоящее время в эксперименте помимо United Airlines принимают участие еще четыре авиапредприятия. Крупнейшие южнокорейские авиакомпании Korean Air и Asiana Airlines скорректировали маршруты и выполняют полеты по предпочтительной траектории по маршруту Нью-Йорк – Сеул, российский авиаперевозчик «ЭйрБриджКарго» выполняет чартерные грузовые полеты по свободной маршрутизации из Красноярска в Чикаго, а одна из крупнейших китайских авиакомпаний China Southern Airlines начала использовать свободную маршрутизацию в океаническом секторе РЦ Магадан для регулярных рейсов из Торонто и Нью-Йорка в свой базовый аэропорт Гуанчжоу. Авиакомпаниями уже выполнено 22 полета по свободной маршрутизации, что позволило уменьшить полетное время, сэкономить топливо и сократить выбросы CO2.
«По состоянию на август 2020 года полеты с использованием свободной маршрутизации в океаническом секторе РЦ ЕС ОрВД Магадан и смежном с ним секторе Север-2 выполняют пять авиакомпаний: ЭйрБриджКарго, United Airlines, Korean Air, China Southern Airlines и Asiana Airlines. Зафиксировано сокращение общего полетного времени примерно на 2 часа, уменьшение заправки авиатопливом на 13,5 т, сокращение выбросов CO2 на 39 т. Только за счет уменьшения расхода топлива перевозчики сократили свои финансовые затраты почти на 1 млн руб. Данная работа по совершенствованию структуры воздушного пространства позволяет не только уменьшить затраты авиакомпаний, но и увеличить интенсивность пролетов через воздушное пространство РФ. Это наш общекорпоративный проект, которому придается высокая важность», - подчеркивает генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Игорь Моисеенко.
«Благодаря деятельности нашей рабочей группы авиаперевозчики получили возможность не следовать по фиксированным маршрутам, а выполнять полеты по более гибким и оптимальным траекториям, экономя время, деньги и топливо. Поэтому неудивительно, что с первых дней своей работы проект показал свою эффективность, надежность и безопасность», – добавил заместитель руководителя Предприятия Юрий Токарев.
Для совершенствования взаимодействия между оперативными органами ЕС ОрВД и основными авиационными перевозчиками, выполняющими полеты в воздушном пространстве России, в июне 2020 года в режиме видеоконференции прошел первый вебинар, посвященный проведению тестовых полетов по реализации FRA в океаническом секторе РЦ ЕС ОрВД Магадан, при участии Международной ассоциации воздушного транспорта (ИATA) и более 15 ведущих российских и иностранных авиакомпаний.
Начальник Главного центра ЕС ОрВД Алексей Буевич подтвердил, что тестовые полеты с использованием процедур свободной маршрутизации будут продолжены: «Начатая в океаническом секторе РЦ Магадан программа полетов по свободной маршрутизации является логическим продолжением многолетних усилий Госкорпорации по ОрВД по повышению привлекательности, доступности и бесшовности воздушного пространства России для отечественных и иностранных авиакомпаний. Напомню, что изначально открытием маршрутов над Северным полюсом между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией занималась российско-американская координационная группа РАКГАТ, затем эстафету перехватила международная рабочая группа провайдеров АНО по кроссполярным и трансвосточным маршрутам ОВД (CPWG), участие в которой принимают представители провайдеров АНО России, США, Канады, Японии, Исландии, Норвегии, Дании, Финляндии, Китая, Монголии, Казахстана и ИАТА. Применяемая для управления полетами по свободной маршрутизации технология (ADS-C и CPDLC) используется в РЦ Магадан еще с середины 1990-х, но именно с внедрением концепции FRA она получила второе дыхание. В частности, в РЦ Магадан реализована процедура DARP (Dynamic Airborne Re-route Procedure), позволяющая запрашивать изменение маршрута полета в воздухе. В настоящее время идет доработка действующей системы предоставления целого спектра расширенных услуг на основе CPDLC и ADS-C, в частности трансляция информации VOLMET (SIGMET, METAR, TAF по запасным аэродромам), применение процедуры CDP (Climb or Descend Procedure) и т. д. Внедрение FRA в секторах РЦ Магадан в конечном итоге позволит привлечь еще большее количество транзитных полетов в воздушное пространство России». Кроме того, данный проект позволил сделать выводы в части необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, а также необходимости внедрения FRA в рамках пилотных проектов и в других регионах страны – Калининград, Тюмень и другие».
Журнал Air Traffic Control издается институтом Аэронавигации, учредителем которого является ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».