Социальные сети – достаточно «молодое направление». Первая была создана в 1995 году. Но за 20 лет они сделали такой рывок, что теперь являются обязательным сегментом мировой экономики.
Раньше и теперь
Изначально функция социального проекта – площадка для общения.
Сегодня это сложный коммерческий сайт с десятками миллионов аудитории и развитым функционалом, который может претендовать на звание «экосистемы». Теперь здесь можно не только общаться, но и заниматься бизнесом, проводить финансовые операции, оказывать образовательные и консультационные услуги.
Изменился и бизнес-подход.
Если человек создает или покупает социальную сеть, то он вкладывает в это не энтузиазм и туманные надежды на светлое будущее, а вполне экономически обоснованные средства и усилия.
Первые социальные сети
Самым первым и потому неоднозначным проектом стала «прабабушка» наших «Одноклассников» – соцсеть для школьников и студентов Classmates, автором которой был некий Рэнди Конрадс. Незамысловатая идея ресурса заключалась в объединении одноклассников и однокурсников, и в его начальном варианте даже нельзя было отправлять сообщения, эта опция появилась позже.
Идея была подхвачена многими энтузиастами, и к концу 90-х социальные сети стали появляться все более часто.
1997 год – сайт «по интересам» SixDegrees, который закрылся, потому что автор посчитал его бесперспективным. Слишком мало людей, по его мнению, пользовались интернетом.
1999 год – настоящий прорыв в виде Livejournal.com. Это первый блогерский сервис с весьма ограниченным функционалом, но электронные дневники показались публике отличным форматом – что называется, «зашли».
2004 год – новая ступенька в развитии соцсетей: Facebook. Стремительный рост этому ресурсу обеспечил как раз бизнес-подход: Марк Цукерберг начал с поиска инвесторов, потому что он осознавал необходимость серьезных вложений в продвижение. Именно поэтому Facebook, несмотря на слегка устаревший функционал и саму идею, до сих пор удерживает первые места в рейтингах, а Цукерберг не исчезает из списков Forbes.
Далее аналогичные проекты начали расти, как грибы: технически они могли быть не похожи на Facebook, зато с деловой точки зрения пример Цукерберга стал весьма удачным стандартом развития в e-commerce.
Как выглядит современная социальная сеть?
Социальные сети долгое время шли по пути упрощения как самого контента, так и его подачи. Это хорошо заметно на примерах Инстаграма и Твиттера. Но сегодня немаловажную роль играет развитый функционал. Тенденция такова, что чем больше вопросов человек может закрыть «онлайн», тем больше ему нравится социальная сеть.
Теперь это полноценное виртуальное пространство с функциями платежной системы, видеозвонков, конференций, прямых эфиров, аналитики, умных лент публикаций и еще безграничного количества возможностей.
Социальная сеть анализирует каждого пользователя и адаптируется под его интересы.
Современная социальная сеть - это специализированный ресурс, который активно генерирует контент и быстро набирает аудиторию, поэтому управлять ею с помощью физических сотрудников становится все сложнее. Скоро это будет попросту невозможно.
Вопросы адаптации ресурса под запросы пользователя, ранжирования и модерирования контента, консультационных и технических услуг успешно закрывает искусственный интеллект, который развивается по мере роста сети.
Мультиязычная социальная сеть позволяет участникам из разных стран мира общаться без каких-либо ограничений.
Высокий уровень безопасности – один из важнейших критериев формирования лояльности и удержания пользователей.
Словом, чем функциональнее, эргономичнее и безопаснее сеть, тем быстрее она соберет аудиторию и тем выше будет приносить доход.
Компания Qwerty Networks занимается разработкой современных социальных сетей с возможностями искусственного интеллекта, встроенными платежными системами, многоуровневой системой защиты персональных данных.
Программно-аппаратный комплекс Qwerty Social Network Engine, который мы создали в 2014 году, позволяет нам запускать международные коммерческие проекты промышленного масштаба и превращать интересные концепции стартапов в полноценные инструменты онлайн-бизнеса.
Мы имеем все возможности, чтобы запускать аналоги Facebook, но не видим в этом необходимости: общетематические социальные сети остались на прошлом витке развития.
Мы советуем начинающим игрокам бизнеса сосредоточиться на специализированных высокотехнологичных социальных сетях – за ними будущее. Объединять людей сегодня стоит по профессиональным интересам, социальной принадлежности, конкретному запросу (это может быть даже формат) или хобби.