Найти в Дзене

Наиболее реалистичные фантастические фильмы

В словосочетании «реалистичная фантастика» изначально присутствует внутреннее противоречие — ведь если речь идёт о фантастике, казалось бы при чём тут реализм? Однако фантастика бывает не только заведомо сказочной (обычно это относится к жанру фэнтези, который исторически происходит именно от сказок и мифов), или нереальной, как большинство историй о приключениях персонажей фантастических комиксов.

Постер «Фантастической четвёрки». Кинокомиксам излишний реализм попросту не нужен.
Постер «Фантастической четвёрки». Кинокомиксам излишний реализм попросту не нужен.

Основной принцип реализма в фантастике выделил ещё Герберт Уэллс — в произведении должно быть всего одно фантастическое допущение, обычно связанное с неким научным открытием. И дальше показывается влияние этого открытия на общество и тех людей, которые непосредственно сталкиваются с последствиями его практического применения. При этом все действия персонажей должны быть реалистичны. Этот принцип применим не только к научной фантастике — например, успех «короля ужасов» Стивена Кинга связан именно с предельным реализмом, с которым в его книгах показана психология людей, оказавшихся в жутких обстоятельствах.

Иллюстрация к «Войне миров» Г. Уэллса.
Иллюстрация к «Войне миров» Г. Уэллса.

Вернёмся к научно-фантастическим фильмам и попробуем выделить те, про которые можно сказать, что они сняты реалистично — конечно, если принять за данность само фантастическое допущение, лежащее в основе сюжета. Какие кинокартины соответствуют этому критерию?

Борьба учёных с эпидемией в фильме «Штамм Андромеда».
Борьба учёных с эпидемией в фильме «Штамм Андромеда».

Например, давно уже ставший киноклассикой фильм «Штамм Андромеда» (The Andromeda Strain), снятый ещё в 1971 году. В нём показана борьба с эпидемией, вызванной упавшим на маленький американский городок военным спутником, в котором находился мутировавший под действием космического излучения смертельно опасный вирус. В фильме показаны не только приключения героев, но и интеллектуальная работа учёных, а также принятие трудных решений, связанных с необходимостью остановить эпидемию любой ценой, вплоть до применения ядерного оружия.

Кадр из фильма «Парк юрского периода».
Кадр из фильма «Парк юрского периода».

Следующей кинокартиной такого рода можно назвать ещё один классический фильм, положивший начало одноимённой франшизе: «Парк юрского периода» (Jurassic Park), появившийся на экранах в 1993 году. Всё происходящее в нём стало возможно благодаря единственной фантастической идее — восстановлению ДНК динозавров из их крови, которая сохранилась в желудках кровососущих насекомых, найденных в янтаре, относящемся к юрскому периоду. На самом деле показанные зрителям динозавры жили в меловом периоде, но это особой роли не играет, ведь название парка аттракционов, давшего название фильму, было выбрано лишь из маркетинговых соображений.

Американский писатель Майкл Крайтон.
Американский писатель Майкл Крайтон.

У этих двух вполне реалистичных, но при этом фантастических фильмов есть нечто общее. Оба они повествуют о некоем биологическом объекте, ставшим порождением научных экспериментов и впоследствии вырвавшемся из-под контроля. Их сюжеты имеют солидную научную базу, что неудивительно — ведь они являются экранизациями романов Майкла Крайтона, который писал твёрдую научную фантастику. В его книгах, которые обычно относятся к жанру технотриллера, сюжет завязан на новые научные открытия или же практическое применение теорий, бывших ранее чистой абстракцией.

Главный герой фильма «Марсианин».
Главный герой фильма «Марсианин».

Намного меньше реализма в большинстве фильмов, снятых в жанре космической фантастики, но и здесь есть исключения. К примеру, весьма популярный «Марсианин» (The Martian) режиссёра Риддли Скотта, появившийся в 2015 году, также заслужил весьма лестные отзывы учёных и инженеров, связанных с космической отраслью. Разумеется, в нём есть некоторое количество малореальных моментов, добавленных для остроты сюжета, но большой роли они не играют. Сама ситуация, показанная в этом фильме, и выход из неё, который находит главный герой, не относятся к заведомо невозможным.

Кадр из фильма «Европа».
Кадр из фильма «Европа».

То же самое можно сказать ещё об одном фантастическом фильме, также связанном с исследованием космоса. Фильм «Европа» (Europa Report) 2013 года показывает международную космическую экспедицию, отправленную к шестому спутнику Юпитера. Реализм происходящего подчёркнут псевдодокументальным стилем съёмок. Портал space.com отметил фильм как одно из наиболее захватывающих и реалистичных изображений космического путешествия в современном кино.

Постер фильма «Чужие на районе». Его слоган: «Реальные пацаны против пришельцев».
Постер фильма «Чужие на районе». Его слоган: «Реальные пацаны против пришельцев».

Завершить этот небольшой обзор хотелось бы на менее серьёзной ноте. Британский фантастический боевик «Чужие на районе» (Attack the Block), вышедший на экраны в 2011 году, на реализм вовсе не претендует. Сама завязка сюжета (появление на Земле агрессивных монстров из космоса) далеко не нова. Однако, он выгодно отличается от многих фантастических фильмов реализмом персонажей и чёрным юмором, при этом не скатывающимся в откровенный трэш. Это кино вполне заслужило полученные им высокие оценки как кинокритиков, так и обычных зрителей.