Найти тему
Homo mobilis

Музей ЕТТУ - вагон серии Х

7 ноября 1929 года, в ознаменование 12-летия Октябрьской революции в Свердловске было запущено трамвайное движение. Первыми трамваями, открывшими новую страницу истории города, стали 10 моторных вагонов серии Х производства Мытищинского машиностроительного завода.

Трамвайные вагоны серии Х стали настоящими долгожителями - спроектированные в 1925 году, почти полвека курсировали они по городам Страны Советов. Их выпускали на двух заводах - Мытищинском машиностроительном заводе (ныне - Метровагонмаш) и Усть-Катавском вагоностроительном заводе им. С.М. Кирова. Также на их основе строили трамваи вагоностроительные предприятия Киева, Николаева, Куйбышева, Ярославля. Вагоны производились на различную колею и с различной длиной кузова, общее количество модификаций не поддаётся исчислению, поскольку оборудование трамваев этого типа постоянно совершенствовалось, а в конструкцию трамваев постоянно вносились изменения в зависимости от нужд эксплуатирующих предприятий.

Как правило, моторные вагоны серии Х эксплуатировались с одним или двумя прицепными вагонами серии М. Однако, известны случаи использования в 1940-е годы составов из пяти (!) вагонов.

В Свердловске последние вагоны этого типа были выведены из эксплуатации в 1971 году.

Сегодня сохранившийся вагон серии Х занимает почётное место в Музее истории Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления.

Даже при беглом взгляде на вагон заметно, что его исполнение существенно отличается от оригинального. Тем не менее, даже в таком виде экспонат даёт наглядное представление о том, какие вагоны открывали трамвайное движение в городе Свердловске более 90 лет назад.

В послевоенный период с развитием трамвайного движения в городах Союза и переходом на двухпутное движение значительная часть вагонов серии Х была подвергнута модернизации путём переделки в односторонний вагон. По проекту типовой модернизации, разработанному в 1952 году, дверные проёмы по левому борту заделывались, демонтировалась задняя кабина (точнее - пост) управления, передний пост вагоновожатого отделялся от передней площадки и салона переборкой.

Основные органы управления трамвайным вагоном - как и на подавляющем большинстве вагонов такого типа: рукоятка контроллера непосредственной системы управления (под левой рукой вагоновожатого) - для коммутации силовых электрических цепей вагона; "штурвал" механического тормоза (справа), рукоятка пневматического тормоза с манометром (по центру; кстати, аналогичные манометры устанавливались на грузовые автомобили, в частности, на ЗиЛ-130), а также педали - для разблокировки механического тормоза и приведения в действие звонка. Стеклоочистителем приходилось пользоваться вручную. Первоначально вагоновожатые работали стоя, однако это было тяжело и неудобно - со временем рабочее место стало сидячим.

Суровыми уральскими зимами лучшим другом вагоновожатых первых трамваев Свердловска становился кирпич. Дело в том, что создатели трамвая не предусмотрели никакой системы отопления вагона. Пришлось выходить из положения своими силами - на конечных остановках были оборудованы пункты обогрева, где на топившихся весь день печках лежали кирпичи. Приезжал вагоновожатый на конечную станцию, клал на печку свой остывший кирпич, брал горячий - и ехал дальше.

Из пассажирского салона через специальный люк осуществляется доступ к подвагонному оборудованию (значительная часть которого, как мы видим на фото, уже демонтирована).

-5

В салоне музейного вагона сохранились оригинальные Правила пользования трамваем и троллейбусом в городе Свердловске 1968 года. Кто найдёт опечатку?

-6

До того, как встать на вечную стоянку на музейной площадке, трамвай иногда принимал участие в праздниках и фестивалях. На память об этих событиях в салоне музейного вагона выставлена коллекция магнитов с изображением этого вагона в различных ливреях.

Также в Южном трамвайном депо Екатеринбурга существовала практика переоборудования трамваев серии Х в служебные вагоны.

Читайте в других выпусках:

Общий обзор музейной площадки

Музейный зал

Трамвай МТВ-82

Трамвай Tatra T2

Трамвай Tatra K2

Благодарю за внимание. Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал. Будет ещё много интересного.

#трамвай #общественный транспорт #транспорт #музей #Свердловск #екатеринбург #горэлектротранс #троллейбус #музеи #автотранспорт