7 ноября 1929 года, в ознаменование 12-летия Октябрьской революции в Свердловске было запущено трамвайное движение. Первыми трамваями, открывшими новую страницу истории города, стали 10 моторных вагонов серии Х производства Мытищинского машиностроительного завода.
Трамвайные вагоны серии Х стали настоящими долгожителями - спроектированные в 1925 году, почти полвека курсировали они по городам Страны Советов. Их выпускали на двух заводах - Мытищинском машиностроительном заводе (ныне - Метровагонмаш) и Усть-Катавском вагоностроительном заводе им. С.М. Кирова. Также на их основе строили трамваи вагоностроительные предприятия Киева, Николаева, Куйбышева, Ярославля. Вагоны производились на различную колею и с различной длиной кузова, общее количество модификаций не поддаётся исчислению, поскольку оборудование трамваев этого типа постоянно совершенствовалось, а в конструкцию трамваев постоянно вносились изменения в зависимости от нужд эксплуатирующих предприятий.
Как правило, моторные вагоны серии Х эксплуатировались с одним или двумя прицепными вагонами серии М. Однако, известны случаи использования в 1940-е годы составов из пяти (!) вагонов.
В Свердловске последние вагоны этого типа были выведены из эксплуатации в 1971 году.
Сегодня сохранившийся вагон серии Х занимает почётное место в Музее истории Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления.
Даже при беглом взгляде на вагон заметно, что его исполнение существенно отличается от оригинального. Тем не менее, даже в таком виде экспонат даёт наглядное представление о том, какие вагоны открывали трамвайное движение в городе Свердловске более 90 лет назад.
В послевоенный период с развитием трамвайного движения в городах Союза и переходом на двухпутное движение значительная часть вагонов серии Х была подвергнута модернизации путём переделки в односторонний вагон. По проекту типовой модернизации, разработанному в 1952 году, дверные проёмы по левому борту заделывались, демонтировалась задняя кабина (точнее - пост) управления, передний пост вагоновожатого отделялся от передней площадки и салона переборкой.
Основные органы управления трамвайным вагоном - как и на подавляющем большинстве вагонов такого типа: рукоятка контроллера непосредственной системы управления (под левой рукой вагоновожатого) - для коммутации силовых электрических цепей вагона; "штурвал" механического тормоза (справа), рукоятка пневматического тормоза с манометром (по центру; кстати, аналогичные манометры устанавливались на грузовые автомобили, в частности, на ЗиЛ-130), а также педали - для разблокировки механического тормоза и приведения в действие звонка. Стеклоочистителем приходилось пользоваться вручную. Первоначально вагоновожатые работали стоя, однако это было тяжело и неудобно - со временем рабочее место стало сидячим.
Суровыми уральскими зимами лучшим другом вагоновожатых первых трамваев Свердловска становился кирпич. Дело в том, что создатели трамвая не предусмотрели никакой системы отопления вагона. Пришлось выходить из положения своими силами - на конечных остановках были оборудованы пункты обогрева, где на топившихся весь день печках лежали кирпичи. Приезжал вагоновожатый на конечную станцию, клал на печку свой остывший кирпич, брал горячий - и ехал дальше.
Из пассажирского салона через специальный люк осуществляется доступ к подвагонному оборудованию (значительная часть которого, как мы видим на фото, уже демонтирована).
В салоне музейного вагона сохранились оригинальные Правила пользования трамваем и троллейбусом в городе Свердловске 1968 года. Кто найдёт опечатку?
До того, как встать на вечную стоянку на музейной площадке, трамвай иногда принимал участие в праздниках и фестивалях. На память об этих событиях в салоне музейного вагона выставлена коллекция магнитов с изображением этого вагона в различных ливреях.
Также в Южном трамвайном депо Екатеринбурга существовала практика переоборудования трамваев серии Х в служебные вагоны.
Читайте в других выпусках:
Благодарю за внимание. Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал. Будет ещё много интересного.
#трамвай #общественный транспорт #транспорт #музей #Свердловск #екатеринбург #горэлектротранс #троллейбус #музеи #автотранспорт