Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Первый черноморский."Память Меркурия".

Правящие круги Российской империи оценили последствия отсутствия боеспособного флота на Черном море. За несколько лет, прошедших после денонсации канцлером Горчаковым ограничивающих статей Парижского трактата 1856 года, до укрепления южного флота России руки так и не дошли. Войну 1877-1878 годов с Турцией удалось вытянуть на лихости и самоотверженности экипажей крохотных минных катеров. Внушительный турецкий флот был нейтрализован. Но когда русские войска подступили к Стамбулу, в бухте Золотой Рог уже стояли британские броненосцы.

Отношения с Англией в очередной раз приблизились к критической точке. И если на суше это у британцев была проблема-найти желающих еще раз повоевать с русскими, то на море Российская империя была гораздо слабее. Британский флот в Черном море был бы кошмаром для страны, которая вывозила через причерноморские порты значительную часть своего экспорта, при этом обладая весьма скромной береговой обороной.

Кризис 1878 года, как и положено, дал ускорение решению проблемы. После вмешательства жаренного петуха закрутились еще не до конца заржавевшие шестеренки государственного механизма империи. Всего за два месяца был создан Главный комитет для организации Добровольного флота (11 апреля 1878 года)и собрано более 2-х миллионов рублей народных пожертвований. Крупнейшим инвестором стал граф Строганов, вложивший 100 тысяч. Председателем комитета стал наследник , будущий император Александр III.

Идея была в покупке за границей новых быстроходных коммерческих пароходов, пригодных для переоборудования в крейсера-рейдеры, предназначенные для уничтожения британской морской торговли. Требования к покупкам сформулировало военно-морское отделение адмирала К.Н. Посьета : при стоимости в пределах 650 тысяч рублей скорость от 13 узлов, запас угля на 20 дней и возможность установки 203 мм пушек.

Уже в июне Доброфлот получил три первых корабля-«Россия» (3156 брт ), «Москва» (2946 брт) и «Петербург» (2897 брт), включенных как крейсера в состав Балтийского флота.

Если бы все идеи в нашей стране так быстро воплощались бы в жизнь...

Комитет преобразовали в Общество Добровольного флота и передали в ведение Министерства финансов. Основными задачами новой российской судоходной компании согласно уставу, утвержденному 7 мая 1879 года, стали эксплуатация судов Добровольного флота в мирное время и их использование в военных целях по требованию правительства.

Добровольный флот оказался весьма жизнеспособной идеей и продолжил активно развиваться. В мирное время это был довольно успешный коммерческий проект, в частности обслуживавший линию Одесса-Владивосток, а в военное он служил резервом военного флота, поставляя как военные транспорты, так и быстроходные пароходы для переоборудования во вспомогательные крейсера.

Уже к концу 1878 года было решено перейти от перекупки готовых пароходов перейти к постройке новых кораблей. Техническое задание было выдано на судно порядка 3200 тонн водоизмещения, с машиной в 2500 л.с. , скоростью 14 узлов, а при форсировании до 15 узлов на шестичасовой переход, автономностью по запасу угля на 30 дней , укрепленным корпусом для установки орудий- 152 мм пушки на носу, 203 мм орудия на платформе на миделе, двух 152 мм мортир на кормовых спонсонах . Другой вариант вооружения-две 178-мм , четыре 107-мм пушки и одна 229-мм мортира. Также корабль должен был нести четыре торпедных аппарата и до 300 мин заграждения.

Первым таким заказом стал контракт с французской фирмой Forges et Chantiers de la Mediterranee, заключенный 5 мая 1879 года на постройку судна по образцу британского крейсера "Ирис"(«Iris»). Стоимость контракта -2 500 000 франков(1011 930 руб.),срок постройки 14 месяцев. Наблюдающим за постройкой назначили корабельного инженера А. П. Торопова. В феврале 1880 года Великий князь Александр Александрович передал на строящееся судно икону. 10 мая 1880 года на воду сошел «Ярославль» (2005 брт).

По правилам Доброфлота суда получали имена в честь губернских городов России по порядку согласно рейтинга сумм собранных пожертвований. В документах «Ярославль» часто именовали пароход-крейсер.

Проект предусматривал возможность установки вооружения, хотя его состав часто изменялся. Один из вариантов- одно 203 мм и три 152 мм орудий, две мортиры 152 мм. Кроме того он должен был принимать на борт десант около 1000 человек с вооружением.

Фото парохода «Ярославль»
Фото парохода «Ярославль»

Коммерческая служба парохода не задалась и он вскоре был передан в состав Черноморского флота как парусно-винтовой крейсер "Память Меркурия".

Новое имя корабль получил в честь брига "Меркурий", прославившегося в русско-турецкой войне.

В мае 1829 года, во время Русско-турецкой войны (1828-1829 г.г.) 18-пушечный бриг «Мерку́рий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями, чем увековечил своё имя и за что был награждён кормовым Георгиевским флагом.
Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями. 1892
Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями. 1892

Крейсер "Память Меркурия" получил в наследство от легендарного брига Георгиевский флаг . Только два корабля русского флота императорским указом получили право на кормовые Георгиевские флаги- "Азов" и "Меркурий". Это право было передано их наследникам-броненосному крейсеру "Память Азова" и крейсеру "Память Меркурия".

Корабль получил вооружение и на несколько лет стал сильнейшим кораблем русского Черноморского флота.

После осмотра корабля вице-адмирал Н. М. Чихачёв писал «… хотя он и уступал самому быстроходному британскому кораблю, крейсеру «Ирис» в скорости, но имел над ним громадное преимущество в главном качестве, столь желательном для крейсера, это – в независимости от портов».

-4

«Память Меркурия» до 9 апреля 1883 г. — «Ярославль», с 25 марта 1907 г. — «Меркурий», с 28 октября 1915 г. — «Блокшив № 9», с 25 декабря 1922 г. — «Меркурий». «Форже э Шантье Медитеране»,Тулон

Заказан к постройке 5 мая 1879 года. Строительство начато лето 1879 года. Спущен на воду 10 мая 1880 года. Введён в эксплуатацию 1882 год. Выведен из состава флота 9 марта 1932 года. Разобран на металл 20 сентября 1939 года

Водоизмещение 2997 т (3050 т).Длина 89,098 м. Ширина 12,41 м. Осадка 4,4 м (носом),6,0 м (кормой)
Двигатели-Одна горизонтальная паровая машина , 6 цилиндрических котлов, 2450 л. с.( до 2900). 1 винт. Скорость хода 14 узлов.Скорость хода максимальная 16,5 узлов.Запас топлива стандартный 320 т угля. Дальность плавания 6500 миль при 14 узлах. Дальность плавания максимальная 14 800 морских миль.Экипаж 343 (12 офицеров, 331 матрос) человека.
Вооружение-6 × 152-мм/28, 4 × 107-мм, 1 × 44-мм, 2 × 37-мм 5 ствольных Гочкиса ,1 × 25,4-мм. Минно-торпедное вооружение-4 × 381-мм поворотных торпедных аппарата, 180 мин заграждения


Пароход «Ярославль»
Пароход «Ярославль»

Корабль первоначально построен как стальной одновинтовой, однопалубный, однотрубный, с тремя железными мачтами и двойным дном пароход. Применение стали в качестве основного конструкционного материала позволило значительно уменьшить вес корпуса и увеличить запас угля на борту (до 1000 тонн!).

Силовая одновальная установка из горизонтальной паровой машины производства Forges et Chantiers de la Mediterranee с шестью котлами выдавала проектную мощность в 2450 л.с.,при наддуве максимальная мощность составляла 2950 л.с. Дополнительно присутствовало парусное вооружение барка площадью парусов в 1480 кв. метров. Для полной загрузки углем скорость составляла 14 узлов, при обычной достигала 16,5 узлов. Огромный запас угля обеспечивал дальность плавания 14 800 миль на 10 узлах. При полной же скорости можно было рассчитывать на 6400-6700 миль.

Когда пароход ввели в состав ЧФ , он получил комплект вооружения в составе- шести 152 мм 28 калиберных пушек, четырех 107 мм крупповских пушек на поворотных станках, а также мелкокалиберной артиллерии из одной 44 мм скорострелки Энгстрема, двух 37 мм револьверных Гочкисов и одной 25,4 мм картечницы Пальмеркранца. Также было установлено четыре поворотных 381 мм торпедных аппарата. Кроме того в трюм можно было разместить до 180 мин заграждения.

-6

Новый пароход РОПиТ (Ру́сское о́бщество парохо́дства и торго́вли) "Ярославль" покинул Тулон 10 сентября 1880 года, с грузом угля для судов Доброфлота и под коммерческим флагом прошел проливы, затем направился в Одессу. Проход через проливы встретил сопротивление турок, коммерческий пароход с тараном и спонсонами вызвал обоснованные подозрения. Но препятствие удалось преодолеть.

22 сентября 1880 года пароход пришел в Одессу и получил приписку к Одесскому торговому порту под № 445. 7 октября на борту «Ярославля» из Севастополя в Ялту путешествовал цесаревич с семьей. В 1880 — 1881 годах пароход перевозил новобранцев, дембелей и запасников между Севастополем, Поти и Батумом.

Конструкция парохода, изначально адаптированного для военных целей, мало подходила для рентабельных коммерческих перевозок. Трюмы были маловместительными, а силовая установка избыточно мощной. Каждый рейс был наполовину убыточным. Выгоднее оказалось поставить пароход на стоянку, а команду распустить. 27 декабря 1881 года пароход «Ярославль» прибыл в Севастополь в последний раз под флагом Добровольного флота и был поставлен на хранение .

Пришлось Морскому министерству выкупать слишком милитаризованный пароход. Компенсация соответствовала цене контракта в один миллион рублей. 3 марта 1882 года корабль передали в казну, а 18 апреля 1882 года "Ярославль" официально зачислили в состав ЧФ, с 9 апреля 1883 года он получил новое имя «Память Меркурия».

В мае 1882 года в Николаеве установлены 5 152-мм, 4 107-мм орудия и 2 37-мм револьверные пушки Гочкиса. Вскоре крейсер получил дополнительно 1 152-мм орудие, 1 44-мм скорострельную пушку Энгстрема , 1 11-мм картечницу Пальмкранца, а также 5 бортовых торпедных аппаратов.

Первым назначением стали обязанности флагмана отряда миноносцев в составе учебно-минного отряда. Параллельно он выполнял функции яхты для многочисленных членов императорской фамилии.

Вскоре кораблю пришлось вмешаться и в тонкости европейской политики. В 1885-1886 годах ухудшились отношения между Российской империей и созданным благодаря ее военным и дипломатическим усилиям княжеством Болгария. В ночь на 9( 21) августа 1886 года заговорщики из офицеров-русофилов попытались свергнуть немецкого князя Александра Баттенберга.

Завершилась история с переворотом неоднозначно. Заговорщики захватили власть и отправили неугодного князя в Россию, но их не поддержала часть армии и политиков, на стороне контрпереворотчиков выступило английское консульство. Гражданской войны удалось избежать, путчисты ушли без боя, в Софию вернулся свергнутый князь. Однако из-за отсутствия поддержки со стороны России он сам отрекся от престола уже через несколько дней(26 августа (7 сентября) 1886 года).

Русское командование отправило к берегам Болгарии клипер "Забияка"(12 октября прибыл в Варну) и крейсер "Память Меркурия"(14 октября в Варне). С 26 октября оба корабля перешли в Бургас, где демонстрировали российский флаг.

7 июля 1887 года Болгария получила нового князя -из Саксен-Кобург-Готской династии, племянника австрийского императора. Отношения между Россией и Болгарией испортились на целое десятилетие.

В доке Лазаревского адмиралтейства, Севастополь
В доке Лазаревского адмиралтейства, Севастополь

С 1886 года артиллерия крейсера состояла из 6 152-мм, 4 107-мм орудий, 4 37-мм револьверных пушек Гочкиса и 4 44-мм скорострельных пушек Энгстрема.

В 1887 году крейсер встал на реконструкция- перебрали машину, заменили котлы, добавили цистерны пресной воды , расширили штурманскую рубку и перестелили палубный настил.

На август 1887 года были назначены и проведены ежегодные учения по овладению проливами. Эскадра в составе крейсеров «Память Меркурия» и «Забияка», шхуны «Гонец», пароходов «Веста» и «Император Александр II», баржи «Волга» и двух миноносцев под руководством контр-адмирала М. Д. Новикова провела высадку десанта и артиллерийские стрельбы. Трудно сказать, достаточно ли было бы этих сил для реальной атаки. Есть большие сомнения.

Пока не были построены первые черноморские эскадренные броненосцы, «Память Меркурия» был самым мощным и быстроходным кораблем ЧФ, а также долгое время единственным крейсером ЧФ.

Службу при этом «Память Меркурия» нес в основном в качестве стационера в портах Османской империи. С 1890 года- в составе практической эскадры Черного моря.

С 1 февраля 1892 года корабль причислили к крейсерам 1-го ранга.

В 1893—1894 годах крейсер прошёл очередной капитальный ремонт в Николаеве, шесть главных котлов заменили новыми и установили первый в русском флоте подводный траверзный 450 мм торпедный аппарат.

Именно на этот крейсер была возложена печальная обязанность по доставке тела покойного императора Александра III из Ялты в Севастополь в конце октября 1894 года.

В 1895 году крейсер служил для испытаний новинок минного и торпедного оружия. Пуски торпед (156 выстрелов) проводились на различных режимах- вплоть до скорости в 16 узлов. Благополучно прошедшие испытания аппараты приняли на вооружение .

К концу 19-го века единственный , но уже значительно устаревший крейсер ЧФ решили в очередной раз модернизировать.В основном предполагали обновить вооружение. Однако недостаток средств в бюджете заставил ограничиться только заменой устаревших 107 мм орудий 47 мм скорострелками.

С 1897 г. стал использоваться для обучения строевых квартирмейстеров, при этом имел на вооружении 6 152-мм орудий, 4 47-мм, 2 37-мм одноствольных, 2 37-мм револьверных пушек Гочкиса и 2 64-мм десантных Барановского.

С вступлением в строй ЧФ эскадренных броненосцев, план взятия проливов стал приобретать более реалистичные очертания. На середину 90-х годов предполагалось подавить береговые батареи Босфора с броненосцев, а затем высадить 30-тысячный десант для захвата Стамбула. Рельеф местности благоприятствовал. С учетом того, что более половины населения города составляли "сочувствующие"греки и армяне, серьезных проблем с оккупацией не ожидалось.

в Севастополе
в Севастополе

Для предотвращения вмешательства британского флота, аналогично 1878 году, проливы предполагалось сразу заблокировать массированной установкой сферических мин заграждения. Активное участие в этом должен был принимать и крейсер «Память Меркурия». По основному плану он вместе с другими минными транспортами( переоборудованными пароходами) под прикрытием броненосцев должен был поставить минные банки на выходе из Босфора в Мраморное море.

Был и более авантюрный план- возвращение крейсера Доброфлоту с разоружением , проход под торговым флагом и именем "Ярославль" через проливы, тайная загрузка минами в море, а потом постановка мин в Дарданеллах.

С 1903 года корабль вновь ходил в составе практической эскадры ЧФ. 28 октября 1903 года был переклассифицирован в крейсер II ранга.

К 1904 г. корабль имел шесть 152-мм, два десантных 64-мм и четыре 47-мм орудия, четыре надводных ТА.

Крейсер_«Память_Меркурия»_в_Севастополе_на_рейде
Крейсер_«Память_Меркурия»_в_Севастополе_на_рейде

«Память Меркурия» на рейде Севастополя
«Память Меркурия» на рейде Севастополя

Боевой эпизод в истории крейсера был только один. 15 ноября 1905 года он огнем 37 и 47 мм орудий отбил атаку миноносца "Свирепый" на броненосец "Ростислав" и канонерку "Терец" во время севастопольского восстания. Во время яростной атаки революционный миноносец получил тяжелые повреждения и надолго вышел из строя. При этом «Свирепый» красного флага не спускал и продолжал стрелять до тех пор, пока не получил таких повреждений, что потерял способность двигаться, причем были разрушены все надстройки его палубы».152 мм пушки крейсера вели огонь по мятежному крейсеру "Очаков". Но и «Память Меркурия», единственный в правительственной эскадре, получил повреждения от пуль и осколков- у него пострадал рангоут.

1 января 1907 года корабль сдали на хранение в порт под именем «Меркурий», 18 марта 1907 года вывели из боевого состава и 25 марта исключили из списков ЧФ . Бывший крейсер был разоружен, механизмы демонтированы. Корпус приспособили под военно-исправительную тюрьму Морского ведомства, которую с 1 сентября 1909 года перевели на корабль.

Бывший крейсер "Память Меркурия" в Килен-бухте Севастополя
Бывший крейсер "Память Меркурия" в Килен-бухте Севастополя

После начала мировой войны корабль вновь мобилизовали, 28 октября 1915 года он стал минным блокшивом ЧФ («Блокшив № 9») и штабным кораблем Минной бригады.

16 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота, после Брестского мира и предательства Центральной Рады зазвачен германскими войсками, после Германской революции и Компьенского перемирия перешел под контроль союзников по Антанте. Союзники передали корабль белой Добровольческой армии. С 31 марта 1919 года он- база партии траления Морских Сил Юга России. После краткосрочного ( с 29 апреля по 24 июня 1919 года) захвата красными, вновь попал на службу к "добровольцам", которые теперь использовали его как несамоходную базу дивизиона подводных лодок.

ПЛ «Утка» у борта Блокшива №9 в Севастополе, 1919 год
ПЛ «Утка» у борта Блокшива №9 в Севастополе, 1919 год

Естественно, при бегстве врангелевцев из Крыма 14 ноября 1920 года неподвижный корабль вновь стал красным. С 2 декабря 1920 года он в составе Морских Сил Чёрного Моря РККФ. Сперва как несамоходный транспорт-мастерская дивизиона (с 8 августа 1921 года).

В 1921 — 1922 годах «Меркурий» прошел ремонт и был вооружен 120-мм пушкой, а с 31 августа(октября ?) 1922 года он вновь минный блокшив дивизиона катеров. 25 декабря он стал транспортом-базой «Меркурий».

После полувековой службы 1 октября 1929 года бывший крейсер перевели в резерв, 7 мая 1930 года передан под жилье личного состава вновь сформированного дивизиона торпедных катеров типа «Ш-4», но содержался без штата. 9 марта 1932 года исключен из списков РККФ и передан «Рудметаллторгу» на разбор. Однако корпус корабля оказался достаточно крепким и продолжил службу в Наркомводе в качестве рейдового служебно-вспомогательного плавсредства. С 1932 года ушел в большую науку, передан Государственному институту физических методов лечения им. И. М. Сеченова в качестве плавучего физпрофилактория .

31 августа 1938 года он уже плавучее нефтехранилище Одесского морского торгового порта и лишь 20 сентября 1939 года покинул списки судов Наркомата морского флота в связи с передачей Главвторчермету для разделки на металл. Ходили слухи, что он был потоплен уже после войны, как мишень во время учебных стрельб у крымских берегов.

-13

Создание Доброфлота позволило военному флоту достаточно быстро получить быстроходные корабли для рейдерских целей. Правда неэффективное использование свело на нет все потенциальные возможности.

Двойное назначение также было удобно и для маневра силами через проливы для Черноморского флота и для мобилизации вспомогательных крейсеров и судов в военное время.

Боевые возможности корабля специальной постройки, ставшего крейсером "Память Меркурия" история проверить не дала. Но примерно десятилетие он составлял главную ударную силу русского Черноморского флота. Сам же корабль прослужил около 60 лет, что говорит о хорошем качестве постройки.

Основное его предназначение видится в качестве быстроходного минного транспорта, он действительно мог бы быть весьма полезен, если бы в 1897 году Российская империя использовала шанс по овладению проливами. Дальность плавания, конечно, для Черного моря была излишней, развернуться негде.


Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.