На формирование характера человека влияет множество факторов. Темперамент, стиль воспитания, социальное окружение, а так же порядок рождения.
Многие психологи исследовали влияние порядка рождения на личность ребенка, и пришли к схожим выводам.
Одним из первых, кто изучал данный вопрос был Альфред Адлер и он выделил следующие позиции детей в семье: единственный, старший, средний, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Адлер показал, что дети различаются по своему характеру, в зависимости от порядка рождения.
Единственный ребенок. Все внимание родителей всецело направлено на единственное дитя, продолжателя рода. Таких детей легко заметить в классе, они очень амбициозны, стремятся завладеть вниманием учителей, коллективом учащихся, так же как и вниманием родителей. Самооценка, как правило, высокая, а чаще даже завышенная.
Часто их не очень то любят в коллективе, так как им сложно делиться, признать, что есть ребята, которые в чем-то лучше их. Им важно занять первое место во всем. Им сложно конкурировать, добиваться своего, так как в семье им этого не требовалось. Не нужно было делиться игрушками, куском торта с розочкой или определять очередность катания на велосипеде.
Единственный ребенок ощущает свою уникальность, они многого требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Обладают высоким уровнем самоуважения. Будучи единственным ребенком, он ставит перед собой задачу понять взрослых, решая ее, он развивает эмпатию. Любит решать проблемы и находить разные пути решения.
Можно посочувствовать этому ребенку, если родители возлагают на него свои ожидания. Тут он подвергается тотальному контролю, окутан заботой и вниманием, снабжен разработанным для него графиком кружков и секций на каждый день. При таком варианте родительского отношения мы получаем тревожного человека, который является «разработкой» своих родителей и ужасно боится быть «провальным проектом» для них. В такой ситуации он теряет себя, как личность, если только не взбунтуется и не осмелится жить своей жизнью и делать то, что хочет сам.
Старший ребенок. Это ребенок, который перенес травму «свержения себя с трона». Ему приходится смириться с тем, что он больше единолично не владеет вниманием родителей. В отличие от единственного ребенка, он учится конкурировать. Ему приходится быть более организованным и самостоятельным. У родителей не хватает времени на осуществление контроля и приходится самому учиться отвечать за себя, а еще и помогать с младшими братьями или сестрами. Они серьезные и ответственные, но эмоционально нестабильны, в отличие от младших детей.
Во взрослой жизни у них часто на бессознательном уровне сидит страх, что все хорошее закончится. Им тяжело расслабиться и просто наслаждаться жизнью. Боятся не оправдать ожидания родителей и других авторитарных фигур (тренер, учитель и др.).
Они бывают агрессивными, отвоевывают свое место под солнцем. Лидеры, часто занимают руководящие должности, но к сожалению, могут стать авторитарным руководителем, вымещающим свою агрессию на подчиненных, бессознательно боясь, что кто-то из них окажется умнее, способнее его и в итоге займет его место.
Средний ребенок. Это ребенок с хорошо развитыми социальными навыками. Потому что ему нужно было уметь договариваться со старшими и младшими братьями и сестрами. Ему приходится бороться за свой авторитет в семье, за то чтобы быть замеченным. Он часто конкурирует со старшим ребенком, особенно если одного с ним пола. Многое зависит от разницы в возрасте детей. Если это год или два, то конкуренция чаще более выражена. Если в семье много детей, то черты его характера будут определяться тем, к какой группе детей он ближе к старшим или младшим. Родителям нужно не забывать про среднего ребенка, подчеркивать его уникальность. Он может вырасти тщеславным, ориентированным на конкуренцию.
Младший ребенок. Младший ребенок более беззаботен, родители относятся к его достижениям менее требовательно, чем к достижениям его старших братьев или сестер. Рискует остаться для своих родителей маленьким ребенком, его не будут воспринимать всерьез.
Основная трудность младших детей – это принятие решений, самодисциплина. Он привык, что всегда рядом кто-то более старший и опытный знает, что и как делать.
Так как силой ребенку в семье ничего не добиться, то он неплохо осваивает манипуляцию. Знает, что и кому, и в какой момент стоит сказать, чтобы получить желаемое.
Если в семье младший ребенок был окружен любовью, то и в коллективе сверстников он популярен, его хорошо принимают дети, он общителен и имеет много друзей.
Среди младших детей много представителей творческих профессий. Так как с детства к нему не было жестких требований, и он мог как угодно самовыражаться. Обычно академические достижения требуют от старших детей, а младшие обходят их в творчестве, спорте.
Если ребенок воспитывался в гиперопеке, то он всю жизнь может бунтовать против родителей, супруга, общества в целом.
Данные черты характерны для детей, чья разница в возрасте не превышает 6 лет. Если разница в возрасте более 6 лет, то первый и второй ребенок могут обладать чертами единственного ребенка. Так же ближе к чертам «единственных», будут разнополые дети. Например, если в одной семье мальчик и девочка, пусть даже с небольшой разницей в возрасте, то они все равно более обладают чертами единственного ребенка.
Если в семье трое детей и между ними разница в возрасте более 6 лет, то они все будут обладать чертами единственного ребенка в большей степени.
Во взрослой жизни интересно то, как эти дети будут строить отношения в браке.
Например, муж и жена, которые оба были младшими детьми в своей семье, могут испытывать трудности в распределении ответственности.
Если муж и жена были старшими детьми, то с одной стороны они могут конкурировать друг с другом, а с другой стороны они прекрасно умеют заботиться о детях, и взаимозаменяемы в этом вопросе. Мама с легкостью может оставить детей на папу, так как он умеет ухаживать за малышами.
Если жена была в своей семье младшим ребенком, а муж был старшим в своей семье. То тут каждый прекрасно понимает свою роль. Он берет на себя ответственность и заботится о семье, а она принимает эту заботу.
Рождение каждого ребенка изменяет всю семейную систему. Меняются все члены семьи. Родители, набираясь жизненного опыта, по-другому смотрят на воспитание и на свою роль в семейной системе.
Описанные закономерности, лишь указывают на некоторые тенденции развития детей в зависимости от порядка их рождения, и их не стоит воспринимать как аксиомы. Надеюсь, полученные знания помогут родителям выстраивать конструктивно отношения между своими детьми.
Спасибо за внимание!