Зинаида Серебрякова — наследница двух творческих династий: ее отцом был скульптор Евгений Лансере, а родственниками по матери — Александр и Николай Бенуа. Художница стала одной из первых женщин, кого выдвинули на звание академика.
Есть живописцы, чьи полотна волнуют до глубины души, заставляют задуматься о вечном или даже изменить свою жизнь. Работы Зинаиды Серебряковой же согревают, успокаивают сердце, дарят состояние гармонии и безмятежности. Давайте проведем «искусствотерапию» с помощью ее картин?
«Автопортрет с дочерьми»
Автопортрет — один из любимых жанров художницы. Интересно, что в юности она изображала себя оживленной и веселой, а с годами — более спокойной и мудрой, иногда даже усталой.
На этой работе героиня нарисовала себя с двумя дочками: Татьяна станет театральной художницей, а Екатерина откроет Фонд Зинаиды Серебряковой. Светлая добрая картина была написана в тяжелом 1921 году, когда муж Серебряковой умер и она осталась одна с четырьмя детьми.
«Балетная уборная»
Художница написала танцовщиц Мариинского театра, которые готовятся к грядущему спектаклю — «Лебединому озеру» П.И. Чайковского. Героиня на ближнем плане, безусловно, будет Одеттой: полуобнаженная девушка примеряет корону из лебединых перьев.
«Портрет балерины Екатерины Гейденрейх в красном»
Екатерина Гейденрейх — звезда Мариинского театра, солистка «Щелкунчика» и «Баядерки», «Дон Кихота» и «Конька-горбунка». Портрет написан в 1923 году: трудно поверить, что эту нежную красавицу ждет жизнь в блокадном Ленинграде, арест по доносу, лагерь Молотовской области (Пермского края). История закончилась благополучно: Екатерину освободили раньше срока, она смогла поступить в труппу Молотовского театра оперы и балета.
«Еврейская девушка из Сефру»
Зинаида Серебрякова сделала эту зарисовку во время путешествия по Марокко в 1932 году. На девушке свободное белое платье — такой наряд марокканская еврейка могла носить только в своем квартале, перед родственниками и близкими знакомыми. Перед посторонними девушка должна была предстать в одежде, схожей с мусульманской, закрыв лицо чадрой.
«Флоренция. Понте-Веккио»
Картина создана Серебряковой во время путешествия по Северной Италии в 1932 году. Александр Бенуа, ее дядя, восхищался:
«И все же экзотике Серебряковой я предпочитаю ее Европу… Как чудесно умеет передавать это европейское художница: и тогда, когда она нас приводит в чудесный флорентийский сад, и тогда, когда мы с ней оказываемся на уютной площади провинциального Ассизи, и тогда, когда она нас знакомит с теми итальянскими доннами, прабабушки коих позировали Рафаэлю и Филиппо Липпи».