Одним из величайших режиссеров XX века без сомнения является Милош Форман. Его фильмы хоть и получили всеобщее признание, все равно остаются недостаточно известными широкой публике.
Милош Форман снял такие уникальные фильмы как "Пролетая над гнездом кукушки" 1975 г., "Народ против Ларри Флинта" 1996 г., "Человек на Луне" 1999 г. и др.
А в 1984 г. она снял великолепный фильм "Амадей" - это фантазия на тему взаимоотношений Моцарта и Сальери, основанная на "маленькой трагедии" А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери".
Это не стандартная биографическая лента о жизни композитора. Вовсе нет. Это уникальный фильм о том, что такое талант, что такое творчество, что такое призвание и как все это соотносится с признанием в социуме и материальными благами.
"Амадей" получил Оскар за лучший фильм 1984 г. и еще 7 статуэток за звук, костюмы, дизайн, мейкап, режиссуру, сценарий и за главную роль.
Фильм стал главным открытием года и совершенно заслуженно получил восторженные отклики и зрителей и критиков. Однако сейчас, к сожалению, этот фильм вспоминают довольно редко. И зря.
"Амадей" - это конечно же ода любви классической музыке. В ней звучат композиции великого Моцарта и забытого Сальери. Иронично, но выход этого фильма воскресил интерес публики к творчеству Сальери.
Но если вы хотите узнать биографию этих композиторов, то этот фильм для этого не годится. Он является выдумкой, основанной на реальных событиях. Хотя некоторые эпизоды действительно имели место быть, хотя и кажутся смешной выдумкой. Например, император Иосиф II действительно говорил Моцарту, что в его композиции "слишком много нот".
"Амадей" - это в первую очередь размышление о природе таланта. Мы видим Сальери, который упорно трудится, добился власти и признания публики, но не обладает выдающими способностями. И мы видим Моцарта, который просто гениален. Он ведет себя как ребенок, он глуп и непрактичен, у него дурацкий смех и вообще придурковатый вид. Но он гениален, хоть и сам не знает этого. Все его композиции на сто голов выше музыки, которую способен сочинить Сальери. Однако Моцарту так и не удается добиться славы, так как на пути к его величию стоит озлобленный, бездарный, но имеющий связи и деньги Сальери...
Сальери вопрошает бога, почему он одарил таким даром не его, а того, кто никогда не сможет по достоинству оценить этот дар. И конечно же не получает ответа...
То, что "Амадей" остается в тени других шедевром из восьмидесятых - это следствие студийных взаимоотношений. Дело в том, что дистрибьюцией лент не занималась ни одна крупная голливудская компания, его создала и продвигала скромная компания "Orion Pictures".
Главные роли великолепно исполнили Том Халс (в роли Моцарта) и Абрахам Ф. Мюррей (в роли Сальери). А сценарий к фильму написал гениальный Питер Шеффер. Он сочинил пьесу для театральных постановок на основе произведения А.С. Пушкина. А для киноверсии существенно переработал сюжет и добавил персонажей. И для исполнителей главных ролей и для Шеффера "Амадей" остался главным произведением в их творческом пути.
Также как сам Моцарт легко и просто создавал гениальные творения, также и создателям фильма "Амадей" удалось легко и просто создать уникальное кинопроизведение.
Однозначно, рекомендуем к просмотру фильм "Амадей" 1984 г. Сейчас этот фильм доступен в двух версиях - в оригинальной, длящейся 153 минуты и в режиссерской, более длинной версии 2002 года. Но как бы нас не восхищал этот фильм, рекомендуем посмотреть именно оригинальную, более короткую версию. (Посмотреть можно, например, тут).
Смотрели фильм "Амадей"? Поделитесь впечатлениями в комментариях.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )