Несмотря на то, что главным героем сериала является Никита, её ментор и возлюбленный — Майкл Сэмюэль — это идеальное олицетворение мира Первого Отдела. Он холоден и скрытен, истинный профессионал своего дела, умеет мастерски манипулировать другими людьми. На первый взгляд, можно подумать, что он безупречный солдат и эталонный оперативник, и в определённом смысле это действительно так. Почти все в Отделе уважают Майкла или даже боятся его. Но глубоко внутри, скрытое от посторонних глаз, его сердце продолжает биться с невероятной страстью. Хотя его действия зачастую говорят об обратном, Майклу не всё равно. Он чувствует боль, как и Никита, и способен на любовь. И да, он тоже хочет поступать правильно и нести добро.
Имя: Майкл Сэмюэль (Michael Samuelle), изначально "Мишель".
Кодовое имя: Жак.
Дата и место рождения: 1965 год, Марсель (Франция).
Семья: о родителях известно только то, что они умерли. Имеет младшую сестру, о которой заботился после смерти родителей. Предположительно, что семья в деньгах не нуждалась, и Майкл получил хорошее воспитание, а также поступил в один из парижских университетов.
Жизнь до Отдела: в 1983 году стал членом организации "Кровавый час" под управлением Рене Диана, близкого друга и наставника. В 1984 году участвовал в студенческих беспорядках и закладывал бомбы, что привело к массовым жертвам. Был схвачен полицией и приговорён к пожизненному заключению.
Как попал в Отдел: привлёк внимание своей террористической деятельностью. В сериале содержатся противоречивые сведения по поводу того, когда именно его завербовали в Отдел и сколько лет он там провёл. В книге Криса Хейна "Внутри Первого Отдела" указано, что Майкл провёл в тюрьме 6 лет, и завербовали его в 1990 году.
Обучение в Отделе: здесь, опять же, несколько противоречивая информация. По одной из версий, он прошёл стандартный двухгодичный курс подготовки с Юргеном, а затем его сразу повысили до третьего уровня. По другой версии, его обучение также проходило в ускоренном режиме, и уже через год он получил статус оперативника. Так или иначе, его таланты проявились достаточно рано, и Отдел не преминул этим воспользоваться.
Черты характера: сильное чувство долга, предпочитает "играть по-честному", но также способен на самые жестокие манипуляции. Скрытен, немногословен, человек действия. Умён, настойчив, умеет находить нестандартные решения (как и Никита). Обладает множеством талантов (от кулинарии до игры на виолончели), достаточно универсален как оперативник: может быть использован как для валентин-миссий, так и для стандартных боевых заданий, в которых обычно является командиром группы.
Первые годы в Отделе (до появления Никиты): в 1991 году женился на оперативнице по имени Симона. Руководителям Отдела это было не слишком-то по душе и через год, в качестве своеобразного наказания, они поручили Майклу соблазнить Елену, племянницу влиятельного террориста Салы Вачека, с целью создать с ней семью. Симона знала об этом задании, но не показывала своих чувств. В 1994 году Симону захватили в плен члены террористической группировки под названием "Стеклянный занавес", но Майкл думал, что она мертва, и винил в этом себя. Он закрылся от всего мира и превратился в "холодного солдата". В 1995 году у него и Елены появился сын, Адам, и примерно в то же время в Отдел завербовали Никиту.
Развитие в сериале: с появлением Никиты в Отделе начинает постепенно "оттаивать", что замечают окружающие (например, Вальтер). Она будит в нём чувства, которые он давно похоронил и не надеялся когда-либо испытать ещё раз. Первые годы их взаимоотношений наполнены ложью и манипуляциями с его стороны, но позже Никита поймёт, что это "необходимое зло" и что Майкл таким образом защищает её от неизбежной ликвидации. Кульминацией этих противоречий становится решение Майкла помочь Никите сбежать из Отдела во время одной из миссий, где она должна умереть. Майкл не знает, удалось ли Никите выбраться живой, и расклеивается ещё больше, чем после потери Симоны. Спустя полгода он всё ещё не может смириться с тем, что произошло, и приходит в себя, только когда Никита выходит на связь и спасает ему жизнь. Они занимаются любовью на заброшенном судне, после чего Майкл убеждает Никиту вернуться в Отдел.
Развитию их отношений мешают сразу несколько факторов. Во-первых, новым ментором Никиты становится Юрген, и Майкл относится к нему с подозрением. Во-вторых, он сам держится холодно с Никитой, чтобы не раскрыть их обман перед лицом руководства. В-третьих, он всё ещё женат на Елене, о чём Никита ничего не знает. Последнее вскоре меняется: Никита выведывает его адрес и случайно срывает его "прикрытие", после чего вынуждена притворяться его кузиной и стать лучшей подругой для его жены. После поимки Салы Вачека миссия Майкла считается завершённой, и он оказывается навсегда разделён со своим сыном. Это становится для него почти непреодолимой потерей, пока Отдел не придумывает хитроумный план и не ставит жизнь Никиты под угрозу. Через некоторое время Майкл и Никита всё же вступают в отношения, но теперь им предстоит бороться с новой угрозой — Мэдлин и шефом, которые не желают видеть оперативников вместе.
В четвёртом сезоне Майкл спасает Никиту от воздействия процесса Геллмана, модифицирующего сознание до состояния "робота" или "идеального солдата". Постепенно "настоящий" Майкл, который прятался внутри, выходит наружу, и приоритетной ценностью становится не служение Отделу, а Никита. В конце четвёртого сезона влюблённые сбегают из организации, но вскоре Майкл узнаёт, что Никита всё это время обманывала его и тайком работала на Центр. Она приговаривает его к смерти за то, что он нарушил слишком много правил Отдела ради неё самой, но во время миссии спасает ему жизнь и отправляет на свободу. Майкл шокирован её словами, что она никогда не любила его.
В пятом сезоне Майкл вступает в контакт с террористами и сливает им информацию об Отделе, чтобы позже проникнуть в Отдел и узнать местоположение Адама. Он планирует вызволить Никиту и жить с ней "долго и счастливо", но обстоятельства складываются иначе. По иронии судьбы, они с Никитой меняются местами: она становится руководителем Первого Отдела, а он получает долгожданную свободу и возможность воспитывать сына.
Комментарии создателей.
Джоэл Сурноу:
Персонажи сериала не должны быть слишком плоскими. Их нужно постоянно раскрывать под новым углом, иначе они превращаются в пародию. С Майклом мы здесь ходили по краю. Мы раскрыли его, но не до конца. К финалу эмоции всё же взяли над ним верх: он понял, что хочет большего в жизни, чем просто быть машиной для убийств.
Роберт Кокран:
Когда мы только начали работать над шоу, наша задумка была довольно плоской, по сравнению с тем, что у нас получилось в итоге. Всё крутилось вокруг Никиты, а Майкл был просто привлекательным мужчиной, который иногда мог быть ей другом или защищать её от опасностей. С её точки зрения, он был для неё единственной соломинкой, и она не могла не ухватиться за это. Потом мы увидели эту потрясающую химию на экране и стали задумываться не только о чувствах Никиты, но и о сексуальном подтексте. Затем встал вопрос, а чувствовал ли Майкл что-то в ответ? Мы всегда старались добавить несколько слоёв. Он манипулировал ей, оказывая знаки внимания, но это не значило, что он ничего не чувствовал в процессе. Конечно, скоро всем стало ясно, что он по-настоящему любил её и шёл на большие риски. Всё же, где-то он продолжал манипулировать ей. У них были очень интересные отношения, очень непростые.
Лоренс Херцог:
Я вижу Майкла совсем не так, как Джоэл и Боб. Для меня он, как Никита, только он пришёл в Отдел раньше неё и никогда не показывал своих чувств. Он думал: "Я сделаю то, что нужно, и буду держать своё мнение при себе". В этом плане он был практически идеальным персонажем, потому что каждый зритель — как и Никита — мог придумать для его действий любую мотивацию. Разве не этого хотят все женщины? Чтобы их романтический герой был именно тем, кого они себе представляют. Готов поспорить, что если взять самых преданных фанаток сериала и спросить, какой для них Майкл, ответы окажутся прямо противоположными. Они, конечно, скажут, что им нравится его холодность и отстранённость, но если бы мужчина действительно так себя вёл в домашней обстановке, они бы рвали волосы на голове и жаловались подругам, что "он никогда не разговаривает со мной, я не знаю, о чём он думает". Майкл привлекает своей внешней "пустотой", потому что это позволяет напридумывать любой образ, но так как никто, включая Никиту, так и не "заполучает" его, это притяжение остаётся.
Питер Ленков:
Я никогда не воспринимал его как лжеца и манипулятора. Для меня он классический герой, наподобие тех, о которых писались греческие мифы и которые вдохновляли обычных людей. Как бы его действия ни выглядели со стороны, Майкл всегда поступал правильно и благородно. Ему удалось то, что не удалось больше никому в Отделе, — построить романтические отношения. Для меня он олицетворяет правду и честь, и, конечно, он был чертовски сексуален. В чём-то он довольно трагичен, но в настоящих героях всегда есть внутренняя драма. У него был свой стиль, он всегда поступал по-своему. Его даже и сравнить не с кем из других фильмов или сериалов. Это по-настоящему оригинальный персонаж.
Майкл Лосефф:
Для меня Майкл — это сочетание жестокости и уязвимости. В каком-то смысле он был самый уязвимый из всех, именно поэтому он выстроил вокруг себя такие стены, чтобы защититься. Он делал ужасные вещи не потому, что ему нравилось это, а потому что верил, что таким образом совершает меньшее зло, поступает правильно. Майкл — самый интересный, с моей точки зрения, персонаж, так как раскрывает себя через поступки, а не через слова.