Рок и Метал – музыка, в которой гитарист это второй фронтмен, а иногда и Лицо группы.
Тема Гитары гигантская – тут можно всю жизнь копать. Но мы будем говорить про Метал. Cама идея техники, адских скоростей и селебритинга стара как музыка. Элемент соревнования и понтов был в реальном музле всегда. Бессильные сосилы ныли, что это убивает Искусство – в то время как доминаторы Бетховены прыгали по пианинам и диссили всех чёрными гангста-клавишами на максимальных громкостях!
В 19-ом веке Никколо Паганини разорвал крахмальные парички фанатов классики. Хайлайтовые фишки, стильные колготки, скоростные запилы – кружевной пипл выносили из филармоний в конвульсиях экстаза.
Xайп пришёл не только от нёрдовых ноток – Мистический Образ, адская техника, драйвовые хитяги. Паганян настолько оторвался от конкурентов, что тогда появилась легенда, ставшая потом классической для всей музыки – o продаже души Дьяволу в обмен на талант.
Паганини сегодня культовая фигура среди металистов и считается первым шреддером.
Далее, получив блэк-метал-мотивейшен на крокус-шоу Паганини, резко прибавил из лошка в суперстары и пианист Ференц Лист.
Этапный скачок в технике, скоростные проходки, шоуменские хуки по клавишам – Лист как один из Вдохновителей True-Power-пианиста. Брока Мацуева. Конана-Варвара современных филармоний:
Что смешно, Листа критики также закидали «золотыми малинами» – фальшивка, трюкач, позёр.
И этот тренд продолжался до самого рождения Метала. Выдающегося джаз-фьюжн гитариста Ал Ди Меолу, известного своей скоростью, критиковали за то же самое – нет души, нет мысли, нет глубины, пошлое позёрство.
Как будто Чувство – это только блюзовое чмоканье на кресле-качалке.
В конце 70-х одна группа оказала гигантское влияние на весь Метал – вообще на всё развитие рок-гитары. Открытая, кстати, и получившая push от Кисс.
Что интересно, группа – точно также как и Кисс у нас тоже считается третьим сортом, дешевой попсой и просто говном! Никто её не слушает – вся движуха проехала полностью мимо советских меломанов. Группа очень неровная – отдельные треки и моменты 100% метал на уровне лучших. И тут же рядом такая тухлая попса, что даже Бибер выглядит Кобзоном.
Это группа Van Halen:
Дебют 78-го года безо всяких шуток звучал футуристично. Народ реально слушал в ахуении – как это вообще возможно. Оно даже сейчас звучит как будто только что записали.
Адские визги яркого фронтмена-энерджайзера, жёсткость, расколбасное шоу. Это практически Метал за несколько лет до Метала. Но главное это, конечно, гитарист Эдди Ван Хелен. Холодный, немелодичный и неживой американский звук Ван Хелена в нашей стране, традиционно любившей британский рок, не нравился никому – да и сейчас многих бесит!
А это был звук будущего. Cоляжка из дебюта перевернула всю гитарную дрочильню.
У ветеранов хаеры обвисли от охуения, а молодёжь побежала за гитарками и усилками «под Эдди». И тут же мелодичное фаталити нанес Рэнди Роудс (Randy Rhoads).
Селебрити-тим Рэнди и Оззи:
Два Богa Гитары – Ван Хелен и Роудс:
Это была реально революция Мира Тяжёлой Гитары. Но это было только начало. Не успели песочные рокеры нащупать обвисший гриф – как очередной «фантом панч» прилетел из… Швеции. Как викинг из древних сказаний – в Америку из ниоткуда прибыл Ингви Мальмстин.
Ингви, выросший на Хендриксе и Паганини с самого старта понимал важность стайлинга – позировки, брутальные лосины, станислейшен фэйсингом.
Приехал не сельский лабух – а полноценный селебрити-сенсейшен.
У Мальмстина не было мэйнстримной популярности Ван Хелена и Роудса (когда тот работал с Оззи Озборном), но сказать, что он стал сенсацией в Метале – это не сказать ничего. Народ не видел ничего подобного – гитарный пипл в шоке пытался уследить за скоростью шведа.
Да, это было развитие неоклассических идей Ричи Блэкмора (Deep Purple)
и Ули Джон Рота (Scorpions).
Но эффект был как будто на местные форсажи с дрифтующими «калинами» приехал Феррари.
Кстати, клип с драконом был снят в декорациях «Конана» и, да, если вам показалось, что силовая подача похожа: Shred и True Power Metal – это разные стороны одного явления.
Это был новый стиль Гитары – чистый Шред. Мальмстин стал Гитарным Героем Нового Поколения – популяризировавшим фанатичные многочасовые тренировки для достижения сверхзвуковой скорости и мега-техники. Плюс были жёсткие диссы всех подряд. Джимми Пэйдж? Смешной старичок. Ван Хален? Да он в ширинку пальцами не попадёт. Блэкмор? Не слышал ни разу.
Ингви был и остаётся поляризирующей фигурой – как и экстремальные новаторы до него.
Многие «серьёзные» меломаны считают его бездарным пилильщиком. Мол, Искусство это не спорт – и не соревнования, кто больше запилит нот.
Но нет, негатива не будет. Даже Glam Metal хотя бы имел коммерческий успех и отдельные песни вспоминаются с ностальгической теплотой. Шред же был облит грязью полностью – и похоронен в песках времени как и Гитарные Герои. Мы скажем Правду! Потому что история Шреда – это на самом деле не только история Мальмстина. Но и еще одной важного персонажа, который был безмолвной тенью многих гитарных Имен. Майк Варни – анти-Харон тяжелого музла, который перевозил таланты из глубокого андеграунда в относительный (для данного жанра) мейнстрим.
К 1980-му году 22-х летний Майк Варни (Mike Varney) уже был бывалым ветераном калифорнийской рок-сцены.
Варни – слева:
Поиграл в куче команд, разогревал местных звёзд, зарабатывал как надежный профи для подыгрыша. Женился – пришла пора задуматься о будущем. Но как же Дело всей Жизни? И Варни решил и рискнул – собрал все накопления, взял в долг и купил небольшую студию по дешёвке в пригороде. С одной только целью – Вечный Поиск Гитарного Героя. Лейбл – самый первый металический в Америке – получил говорящее название:
Плюс Варни по старым связям урвал авторскую колонку в журнале Guitar Player под названием Spotlight, где он давал рецензии на молодых неизвестных гитаристов.
Не надо обольщаться – типа, попёр шоколад гитарунам! Лейбл состоял из одного Варни – над статейками в журнале добрые коллеги ржали “опять этот дурак строчит про нахер никому не нужных металистов”, а тру-метал имел тиражи стрингов в Антарктиде. Но именно такие мечтатели-энтузиасты и сделали Легаси Метала. В 1981-ом Варни выпускает первую в Америке метал-компиляшку – с по-труёвому наивной и бескомпромиссной обложкой.
Амбициозное начало:
Именно Варни, раскопав в андеграунде демку, приглашает в Америку 18-ти летнего Мальмстина и даёт ему первый «пуш».
Достал Варни из Швеции Ингви на пацанское слабо – типа, так и будешь у пугачёвых из «АББЫ» до старости на «новогодних огоньках» кузьминить? Или бросишь вызов Лучшим?
Варни собрал Мальмстину первую команду:
И, очень характерный штрих… отпустил Ингви. Не мучал его контрактами, не наебал пацана, не кинул на деньги – просто отпустил – иди, покоряй мир.
Мальмстин ураганом раскидал гитарный спорт – осколки Шрапнели полетели во все стороны. Сотни демок от виртуозов начали стекаться к Варни. Который заценивал ВСЁ – человек был одержим. Как говорил Пол Гилберт (Paul Gilbert) – на мои крутые подростковые каверы Рэнди Роудза Варни сказал: “Это всё хорошо. Но нужно БОЛЬШЕ СОЛЯЖЕК! Как поймёшь Суть Гитарного Героя – возвращайся». Мужик сказал – пацан сделал.
– Лови контракт, щегол.
На «Шрапнели» выделилась отдельная каста – Легионеры Шреда. Как в культуризме в то же время, когда новое поколение взяло опыт старого и вышло на новый уровень Эстетики
Так и Шреддеры, вдохновившись романтичными 70-ми, добавили в Тяжелое Музло базу совершенной техники джазовых машин и фламенко-десперадос:
Уровень Шреддеров был космический – каждый Эталон, по которому учатся до сих пор.
Может показаться, что это была ожившая сказка в Золотой Век Гитары – секс, наркотики и рокенролл.
Тройное No. Секс? Ну да, пацаны были молодые-стильные, девчонок цепануть могли. Только где найти время между нон-стоп тренировками. Наркотики? Это же повлияет на запилы, да и когда, если постоянно тренируешься. Рокенролл – какой еще рокенролл? И это главный момент – Шред это Экстремальный Метал. Адские запилы на диких скоростях, почти всегда чисто инструментальные – с Силой и Огнём. Какие девчонки и наркотики придут на такое?
Шред был в глубочайшем андеграунде – масштабная раскрутка эпохальных альбомов от Шрапнеля выглядела вот так.
Объявление в газетке:
Захотел блокбастерный клип? Не вопрос – держи стул. Дальше рокенроль как хочешь.
Великих Шреддеров можно было увидеть только на таких стадионных шоу:
Или на редких записях:
Добавьте сюда тотальный игнор и презрение со стороны пердунских рок-изданий, большей части металистов и всего мира – и вы получите максимально элитный селебритинг Шреда. Но! У Шреддинга был выход на широкую публику. И давал его близкий друг – Glam Metal. Cвоя братва видела таланты и тащила их за собой.
Стив Вай чёснул с Whitesnake:
И зажёг в культовом фильме – где победил самого себя (все гитарные партии сыграны Ваем) – с помощью всё того же Паганини:
Ричи Котцен побалладил в Poison:
Джейсон Беккер мелькнул у Дэвида Ли Рота из Ван Халена:
Марти Фридман попал к трешерам Megadeth:
A про Glam – почему они всегда были Металом, а сегодня еще и труёвее, чем когда-либо. Почти в каждой группе, даже самой лёгкой, гитарист, отвечавший за базу – был метал-шреддер:
Варни давал Шанс всем. У него даже дебютировал сам мифический Зе Мост Комплит Гитарист ин зе Ворлд. Юри Бойка Гитары – титан hell-андеграунда, про которого даже современники-шреддеры говорили респектовым шёпотом.
Шон Лэйн (Shawn Lane):
Запилы Шона Лэйна – так выглядят элитные записи из самых глубоких жоп андеграунда:
Не все понимают, насколько тесно всё взаимосвязано. Героическая музыкальная Тема Чемпиона Бушидо Такады, «Power and Glory» – написана Ингви Мальмстином.
Но 80-е кончились. А вместе с ними и Метал, и Рок, и Герои Гитары. Вы и сами можете догадаться, что произошло.
И насколько всё взаимосвязано не только на пике, но и в упадке:
И только Ингви Мальмстин продолжает упрямо защищать пояс Чемпиона Шреда – который больше никому не нужен. Превратившись в Образ самого себя, он, не замечая насмешек, говорит: «Я всё ещё здесь. Меня так и не победили».
Предыдущие статьи цикла про Тяжелое Музло:http://gvozdislov.ru/gitary-pilyat-basy-vorochatsya/
Прочие материалы по данной теме вы можете найти на сайте http://gvozdislov.ru/