Найти тему
Классическая ГИТАРА

Нужно ли специально учить пентатонику?

Ниже — несколько сумбурно изложенное мнение гитарного преподавателя (ссылку на оригинал вы найдёте в конце). Суть мнения, как я его понял, состоит в том, что начинающему соло-гитаристу стоит начать разучивание гамм непосредственно с обычных диатонических семиступенных звукорядов, не заостряя специального внимания на пентатонике. Она не нужна, так как достаточно исключить пару нот из полной гаммы, чтобы автоматически получилась пентатоника. С другой стороны, истинно (чисто) пентатонических мелодий и соло в современной музыке слишком мало.

Играть пентатонику учат многие авторы гитарных книг и многие YouTube-преподаватели. Однако, лично я... даже не хотел бы, чтобы гитаристы специально изучали пентатонику вообще. Позвольте мне рассказать вам мою собственную историю.

Мне наскучила «пентатоническая фаза» ещё до того, как я начал играть на гитаре. На школьных уроках музыки мы использовали метод обучения Карла Орфа, играя на ксилофонах. Первое, что наш учитель музыки говорил каждый раз, когда доставал инструменты, было «исключите Фа и Си» (кстати, он сам был успешным концертным пианистом). [Примечание: если из белоклавишного звукоряда убрать эти две ноты, он превратится именно в пентатонику.] Итак, мы пару лет занимались пентатонической музыкой по 80 минут в неделю, прежде чем я взял в руки гитару.

Меня гораздо больше интересовало научиться играть блюз, когда я начал пытаться импровизировать на гитаре, а блюз не основан на пентатонике.

Возможно, следует уточнить это. Блюз, по крайней мере к 1980-м годам, содержал ноты пентатоники, но он содержал и кое-что ещё — «блюзовую» ноту, которая находится где-то рядом с увеличенной квартой или уменьшённой квинтой в минорном блюзе, но подтянута, и поэтому не соответствует чётко какой-либо конкретной ноте.

Иначе говоря, мажорный блюз — это пентатоника плюс минорная терция (именно поэтому вы часто можете джемовать, играя минорную гамму в мажорной тональности блюза), и минорный блюз — это гексатоника [шестиступенный звукоряд]. Вы не часто услышите гитаристов, играющих мажорный блюз, чтобы это больше напоминало рэгтайм, нежели звук «after-midnight», который был привнесён в рок.

Я всегда советую гитаристам выучить обычную диатоническую гамму, а затем выучить хроматическую гамму. Вот почему: если вы послушаете Роберта Джонсона, то услышите классический блюз, который сейчас звучит почти академично. Его обсуждают люди в водолазках с длинными бородами, сидящие за круглым столом в вечерних радиопередачах классической музыки.

Но блюз, на котором я рос, был «Since I’ve been loving you» Джимми Пейджа. Послушайте первые несколько нот (или купите книгу «Led Zeppelin Complete», в которой записана каждая нота этого соло). Очень скоро в до-минорном блюзе вы услышите ноты, которые вообще не находятся в гамме. Пейдж уже играл хроматически! Обратите также внимание на то, что блюзовые ноты действительно основаны на бэндах (подтяжках), а не на игре пентатонической, диатонической или даже хроматической гаммы.

Видео: «Led Zeppelin - Since I've Been Loving You Live (HD)».

Диатоническая гамма даёт вам больше возможностей, чтобы добраться туда, куда вы идёте, а гармонический или, ещё лучше, мелодический минор уведут вас ещё дальше. Если ваши пальцы уже знают, где что находится, у вас есть возможность брать все нужные ноты, добавляя к этому использование бэндов.

Я не говорю «не играй на пентатонике», но я говорю: «тренируй диатонику». Все ноты пентатоники находятся в диатонике.

Практика даст вам мышечную и слуховую память, так что вы будете знать, где всё находится, не думая об этом. Когда вы будете играть, иногда вы будете играть чисто пентатонические мелодии, иногда вы будете играть мелодии, которые сильно зависят от ведущей ноты, а иногда это будет что-то и вовсе совершенно иное.

То же самое относится и к хроматике — если вы не хотите играть Шёнберга, вы редко будете играть сразу все ноты хроматической гаммы. Но зная, где они находятся, вы сможете проскользнуть в хроматическую игру в нужный момент без труда. Вы сможете модулировать несколько раз в одной и той же фразе, не меняя позиции.

По материалам публикации (англ.).