Гавар и знаменитый Норатус с его хачкарами, оба в сотне километров от Еревана, стоят буквально по разные стороны трассы - первый ближе к горам, второй к озеру. Но старый зилок, который мы поймали на выезде из Севана-города, ехал именно в Гавар на элеватор - климат Севанской котловины суров, а почвы скудны, поэтому больше она славится пастбищами, зерно же сюда приходится возить из Айраратской долины. Но думаю понятно, что элеваторы не строят в центрах городов, а потому прогулку по Гавару мы начали с колоритных неухоженных окраин:
"Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. Туда люди приходят жить прямо из природы" - такими словами Андрей Платонов начинал свой "Чевенгур", и при виде теплиц среди пятиэтажек эти слова сложно не вспомнить:
Гавар - по-русски значит примерно Уезд, и селение с таким названием появилось в гаваре Гехаркуник в 291 году, когда местный князь Васак, сын Васила, построил Уездный канал близ руин древней крепости эпохи Урарту. Канал давно зарос, а вот селение осталось, то и дело всплывая в длинных списков мест, разрушенных очередным завоевателем.
После изгнания армян в Исфахан в 17 веке Гавар стал называться новыми хозяевами-тюрками Кявяр, а окончательно разорён был в 1736 году Надир-шахом. Возродили селение в 1830 году приглашённые Россией в свежезавоёванный край армяне из турецкого Баязета. В русских документах село по-прежнему значилось Каваром, но в обиходе его куда как чаще называли Баязет. С образованием Эриваньской губернии власти решили создать отдельный уезд в бывшем Гехаркунике, и неофициальное название победило - в 1850 году село Кавар сделалось уездным городом Ново-Баязетом.
По тем временам это было немало: будущая Армения с её каменистыми плато оставалась наименее развитой частью российского Закавказья, и было в её пределах всего 4 уездных центра да 4 города: Эривань, Александрополь (Гюмри), заштатный Вагаршапат (Эчмиадзин), уездное село Герюсы (Горис) и этот самый Ново-Баязет, с населением 8,5 тыс. человек (95% - армяне) третий в обоих списках. В 1936 году название городка "коренизировалось" в Нор-Баязет, а в 1959 он и вовсе был переименован в Камо - по псевдониму отчаянного революционера Симона Тер-Петросяна из Грузии, прославившегося на рубеже веков не только организацией подпольных типографий да боевых ячеек, но и мастерским умением избегать казни, под арестом симулируя безумие.
Среди десятков новых городков Советской Армении севанский Камо как-то затерялся, но о былом уездном статусе армяне вспомнили при независимости. Не самый крупный и не самый богатый на севанским берегах, именно Камо стал центром области Гехаркуник, а в 1995 году вновь был назван Гаваром.
И я, конечно, приехал сюда искать следы уездного Ново-Баязета. На практике облик Гавара определяет вот такая вот архитектура, которую я бы назвал реуездной - советских зданий, которым реконструкция придала черты старины, тут гораздо больше, чем собственно старинных:
А вот справа домик явно аутентичный, только надстроенный вторым советским этажом:
В целом, от Старого Нового Баязета остался дай бог десяток домиков вдоль улицы Зоравара Андраника:
Не знаю точно, чем было заброшенное здание поодаль. Рядом - памятник Айрапету Хачатуряну по прозвищу Колот (Короткий), одному из основателей Ново-Баязета:
У крупного здания совершенно дореволюционного облика, которое судя по архитектуре могло быть как мэрией, так и школой:
Ещё через квартал возвышается главный памятник уездного Ново-Баязета - собор Сурб-Аствацацин (1905), крупнейший дореволюционный храм в нынешних границах Армении:
Его построил в 1901-05 годах местным епископ, а впоследствии католикос Хорен I (в миру Александр Мурадбегян). Родом он был из Тифлиса, семинарию оканчивал там же, и может поэтому нор-баязетский собор мне кажется больше похожим не на армянские, а на грузинские церкви.
От собора тянется широкий бульвар, с одной стороны которого - новенький ТЦ совсем не районного масштаба, а с другой - советские ДК и 7-этажная гостиница "Халди", о происхождении необычного названия которой (это вовсе не "Юбилейная" или "Турист" по-армянски!) я расскажу чуть позже:
С другого конца площади над центром Гавара буквально нависает огромное мрачное здание с бурьяном на крыше. Судя по карте, оно принадлежит заводу "Камокабель" (1959) и вполне наглядно иллюстрирует его состояние. Но не могу отделаться от мысли, что первоначально тут была какая-нибудь уездная тюрьма:
На соседней улочке, за ДК и гостиницей - ещё сельская церковь Сурб-Карапет (1848), простейшая базилика:
С той стороны над центром Гавара высится длинный останец, напоминающий корабль. И в скалах его не случайно чудятся крепостные стены - ещё до того, как малик Васак, сын Васила, проложил Гаварайский канал, здесь стоял Город бога Халди, столица земли Великухи - самой дальней провинции Урарту:
Про Урарту, оно же Ванское царство (Байани), империю племени наири, где из множества покорённых народов консолидировались армяне, я подробнее рассказывал на руинах крепости Эребуни (ссылка в конце поста). Её основал на месте нынешнего Еревана в 781 году до нашей эры царь Аргишти I, покорив плодородную Айраратскую долину. Его наследник Сардури II, правивший с 764 года, пошёл дальше - на севанские берега, урартийцам известные как Великухи.
В Ванской империи земля Севана стала Крайним Севером, малолюдным, но незаменимым - прирождённые всадники и колесничники, наири обнаружили, что здешние пологие хребты как ни одно место их державы подходят для коневодства. Реванш Ассирии, почти сломленной прежними царями, но собравшейся с силами и отбившей у Сардури II южные рубежи, только увеличил значение Великухи - Урарту сместилась на север, а для новый войн ей было нужно больше лошадей.
Халди же был верховым богом наири, к которому здесь возносился фанатичный культ, и так как его заступничество было как никогда актуальным, следующий царь Руса I выстроил в нескольких километрах от старой крепости Великухи новый, куда более мощный и обширный Город бога Халди. Это название пережило и падение самого Халди, когда ассирийцы разграбили его храм в священном для наири Мусасире. Но до здешних гор ассирийская армия не доходила, а разрушили что Эребуни, что Тайшебаини, что Халдиини кочевники из северных степей да предки азербайджанцев маннеи.
Однако естественная крепость не могла стоять пустой, и позже на месте Халдиини вырос древний Гавар. Колонисты из Баязета предпочли обосноваться под горой, поближе к речке, но разве можно не устроить кладбище среди древних священных руин? Наверх ведёт удобная широкая дорога, проложенная в 1910 году - надпись на камне гласит "Эту дорогу построил Маттеос Априкян в честь своей супруги Вардуи".
Дорожка вдоль склона выводит к часовне Сурб-Степанос, которую датируют то 1374-м, то 842-м годом. В любом случае место тут намолено ещё раньше - именно в основании часовни лежит камень с надписью о строительстве канала в 291 году.
До Норатуса отсюда всего 5-7 километров, и это кладбище выглядит похожим на него - только там камни красноватые да поросшие оранжевым мхом, а тут - серые и голые:
А "колыбель-камнями" со сценками на берельефах Гехаркуник особенно богат:
На мысу, у обрыва над городом - монумент армянским героям, не знаю точно, каких времён. Внизу, на фоне гор Гегамского хребта - советский отель, названный в честь языческого бога.
Собор и торговый центр за бульваром:
Гимназия на фоне горы Ератумбер (2480м), впечатляющей своим вулканическим силуэтом. В кратере, сильно приглядевшись, можно даже различить новую церковку Сурб-Хач:
С севера от Города Халди - многоэтажки гаварских окраин, мимо которых мы сюда пришли:
С юга - узкая долина Гаварагета, упирающаяся вдали в голубой Севан:
В принципе, этим достопримечательности Гавара и ближайших окрестностей не исчерпываются - на другом конце Города Халди есть полупещерная церковка Сурб-Ованнес в облике 19 века, а выше по горам в селе Ланджахпюр сохранился небольшой заброшенный монастырь Иликаванк с хачкарами из Западной Армении, об истории которого ничего не известно. Само название его переводят то как Старушкина обитель (при том что был он мужским!), то как Монастырь-Веретено, хотя по мне так здесь сложно не расслышать переиначенное на армянский манер наирийское Великухи. Но мы спешили в Норатус до заката, прямо на кладбище поймали попутку, и проводив взглядом ещё одну заброшку, покинули Гавар.
Про империю Урарту и её крепость Эребуни.