Найти тему
Кинотаурус

«Просто представь, что мы знаем», или сериал про журналистов, СМИ и Telegram-каналы

Оглавление

Дождались. Данный проект наш канал желал увидеть почти сразу после анонса - уж больно необычно выглядит тематика и общая повестка:

У каждой новости есть цена.

Было невообразимо интересно увидеть собственными глазами, что же такого снял на этот раз Роман Волобуев, отличившийся уже в этом году сериалом «Последний министр». И, вроде как, всё хорошо - тема не заезженная и режиссёр отличный, но кое-что не давало покоя... А вдруг это пропагандистские намерения? Отечественный сериал про канал в Telegram`e, который, как всем известно, некоторое время тому назад в России был запрещён...

Анфиса Черных и Рина Гришина. Кадр из сериала «ППЧМЗ»
Анфиса Черных и Рина Гришина. Кадр из сериала «ППЧМЗ»

Официальный синопсис

Амбициозные создательницы телеграм-канала «ППЧМЗ» стремительно набирают сотни тысяч подписчиков. Для них это только начало: девушки полны идей и не собираются останавливаться. Правда, на пути к славе их поджидают скандальные разоблачения и просроченные кредиты. Помочь избавиться от финансовых проблем им предлагает крупный инвестор, чье единственное условие: принять в команду известного в прошлом журналиста старой формации — «совесть эпохи 2010-х» — Евгения Малышева. Теперь принимать решения и бороться за новых подписчиков им придётся вместе.

Трейлер

Визуальный ряд

У команды Волобуева на этот раз удалось создать неплохую картинку. Типичный зритель, наверняка, скажет, что в сериале нет графических эффектов. На самом деле - есть. Их совсем немного и они почти незаметны. Куда более важными здесь выглядят спецэффекты, которых заметно больше. Например, вывески на домах, а-ля название стриптиз-клуба "Мечта", или взрывы. Но опять же - их всё также немного. Этих стараний и усилий крайне не хватает для положительной оценки, ведь за четыре серии мы увидели визуальные эффекты всего лишь около пятнадцати раз, не больше. Так и быть, с натяжкой я поставлю здесь +1 балл, всё-таки ребята украшали кадр изо всех сил.

Атмосфера

Очень и очень сложно понять, к какому жанру относить данный сериал. С одной стороны, перед нами комедия - сатирическая и ироничная. С другой же стороны - триллер. Ещё местами проскальзывают попытки уйти в драму, но здесь вышло очень плоско. Итак, остановимся на комедии. Зачастую в сериале происходит так, что авторы шутят, а смех до зрителя (в данном контексте, до меня) доходит только в следующей сцене. Сами шутки изредка пошловаты, но выглядят они намного лучше в сравнении с мейнстримовыми русскими комедиями. Причём авторы не замыкаются на шутках в одном направлении, а стараются диверсифицировать юмор по всем фронтам - и про политику посмеются, и про инвалидов, и даже про СК.

Как Вы уже могли понять, картина полностью разговорная - почти никакого экшена здесь не происходит. Местные диалоги настолько сложны, что у взрослого поколения (старше 45) могут возникнуть сложности с их пониманием. К примеру, фразочки "факэбл" или "мэш" могут быть не понятны "старшим". Проблемой здесь также выступают постоянные чаты на экране. Они могут появляться прямо во время диалога, а за их содержимым порой просто не успеваешь. Приходится отжимать паузу, чтобы прочитать переписку или слепок статьи, а затем снова продолжать просмотр.

Зато всё отлично со стилем - Волобуев всё-таки, его почерк заметен здесь почти во всём. В ленте преимущественно неоново-кислотные цвета, которые недавно мы могли наблюдать в «Водовороте». Ещё плюс - многие сцены в картине построены таким образом, что они могут работать вне контекста. Для зрителя это просто приятная мелочь, а вот для операторов, художников и режиссёра - трудная задача. Лично мне сериал показался не самым плохим по атмосфере, но и далёким от идеала. +1 балл всё же поставлю, но с оговорками.

Кадр из сериала «ППЧМЗ»
Кадр из сериала «ППЧМЗ»

Музыкальное и звуковое сопровождение

Очевидно, что саундтрек подбирался под подрастающую аудиторию. Песни таких исполнителей, как Монеточка, АИГЕЛ, Элли на маковом поле, были выбраны именно с тем соображением, что "молодняк" их одобрит. Кроме того, подобранный аудиоряд неплохо дополняет ту неоновую кислотность в кадре. Выглядит всё это, конечно, свежо, но не без минусов. По стилю музыка, на мой взгляд, ложится идеально, но вот тексты песен отнюдь не для кадра. Те же треки АИГЕЛ, кажется, подбирались по вкусовым ощущениям композитора картины, Вадима Некрасова. Красиво? Да. Глубоко? Нет.

Типичная проблема "нашего кино" с записью звука здесь решилась - речь слышится почти идеально. По крайней мере, мне не пришлось напрягать свои ушки при просмотре. Скажу сразу - если собираетесь смотреть, то желательно делать это на нормальных колонках, либо в хороших наушниках.

Теперь про маленькие, но приятные нюансы. Как и в последних новинках от КиноПоиск HD в «ППЧМЗ» можно включить или выключить цензуру. Ещё одна приятная мелочь - качественные субтитры. При просмотре сериала на плохой акустике, советую делать это с сабами - должно быть полегче. Оценку ставлю +1 балл, но далеко не за музыку...

Актёрская игра

В «ППЧМЗ» Роман Волобуев берёт в кадр куда большее количество артистов, нежели чем в «Последнем министре». Но из них сыграли на хорошем уровне далеко немногие...

Евгений Стычкин. Хоть на этого актёра и обвалился град хейта после картины «На Париж», но в данной ленте я его всё же отмечу. На фоне остальных персонажей его герой казался самым неприступным и самым коварным, а всё благодаря Жене. Да, местами он переигрывал, но, зараза, делал это талантливо.

Юлия Снигирь. В Юлию можно поверить буквально с первой сцены. У неё здесь очень непростая роль и... Эм-м... Сказать, кого она играет в сериале, было бы серьёзной ошибкой, ведь от части это является спойлером. Если пытаться объяснить проще, то Юлия здесь в не самом обычном для себя амплуа, с которым она отлично справилась. Её фанаты должны быть в восторге, а мне остаётся лишь сыпать в её сторону аплодисментами.

Всё. И я не шучу. Все остальные актёры либо никак себя не проявили, либо их было очень мало в кадре. Рина Гришина так и не смогла избавиться от образа Рыбкиной из «Полицейского с Рублёвки». Анфиса Черных весь сериал проходила с одной и той же эмоцией на лице. Катя Федина не проявила себя в парочке драматичных сцен, хотя должна была. Максим Виторган, Артур Ваха, Павел Попов, Александр Голубков - все они смотрелись органично в кадре, но их было мало... Очень мало. 0 баллов.

Юлия Снигирь и Евгений Стычкин. Кадр из сериала «ППЧМЗ»
Юлия Снигирь и Евгений Стычкин. Кадр из сериала «ППЧМЗ»

Операторская работа и монтаж

Какие же здесь классные пролёты в переходах между сценами... Как же круто здесь поставлен каждый кадр... Как же стильно здесь всё "пердит и светится". Техно-нуар? Сложно назвать картину полноценным нуаром, но задатки есть. Весь этот стиль, все эти красивые планы, все эти рельсовые съёмки... Да здесь почти все сцены - это, по большей части, заслуга операторской группы. Браво!

К монтажу есть парочка претензий. Во-первых, иногда теряется нить повествования - произведение не всегда работает как единое целое. Во-вторых, те самые вырезки из чатов и газетных заголовков, преследующих и отвлекающих зрителя на каждом шагу. Да, логичным шагом было вставить их на монтаже, но, увы, не всегда это решение работает "правильным" образом. В остальном - неплохо. Что же по оценке? +1 балл операторы всё-таки выбивают для сериала.

Уникальность

Мир знает три заглавных картины про журналистов, уже ставшей прошлой, эпохи - это безусловно оскароносный «В центре внимания», а также «Зодиак» и «Стрингер». «ППЧМЗ» берёт очень многое от этих представителей жанра, но уходит чуточку дальше. Картины про новые медиа лично мною ещё не были замечены - ни от западных киноделов, ни от отечественных (возможно, было что-то у корейцев, ведь за их фильмами я не слежу). Редкий случай, когда отечественное произведение становится первым в мире по какому-нибудь параметру. Однозначно ставлю +1 балл.

Если Вам понравилась данная тематика, либо Вы работаете в сфере журналистики и медиа, то советую также обратить внимание на сериал «Утреннее шоу».

Евгений Стычкин. Кадр из сериала «ППЧМЗ»
Евгений Стычкин. Кадр из сериала «ППЧМЗ»

Предлагаю разобрать сериал не по действиям (экспозиция, завязка, и т.д.), как это бывает обычно на канале, а по сериям, ведь их здесь всего (!) четыре.

Серия №1. Мертвец

В данной серии собрана и экспозиция, и завязка. Зрителю представляют тот самый Telegram-канал, его создателей и модераторов, а также их будущего куратора - Евгения Малышева (Евгений Стычкин), которого они без зазрения совести хоронят при жизни. Сюжет развивается очень стремительно, а потому мы можем порой не успевать за мыслями героев, от чего теряется посыл авторов в некоторых сценах. Приятным моментом здесь выступают отсылки к нашей реальности - полагаю, что у многих при просмотре возникнет ассоциация Малышева с Олегом Кашиным - тот же типаж политического журналиста, отбывающего "срок" на вилле в Лондоне (кстати, Кашина здесь даже упомянут в одном из диалогов). Приятно было также увидеть камео самого режиссёра. Относительно всего сериала, эпизод считаю вполне удачным. Не без грехов, но всё же +1 балл.

Сперва добудь факты, а уж потом перевирай их как хочешь.

Серия №2. Месть это окей

Второй эпизод оказался самым худшим из всех. Почему такое категоричное мнение? Ну, посудите сами. Одна из главных героинь получает надёжный совет - не ходить в СК. Сама же с ним соглашается, но всё равно туда идёт. Раздвоение личности? Героиня - персонаж не глупый, но надевает при этом изящный кожаный костюм с сексуальным декольте. Очередная метафора от Волобуева? Если так, то она немного странная, ибо сначала показывать расчётливую стерву, а потом вот это - у зрителя может спокойно произойти диссонанс в голове. Проблемным в данном эпизоде выступает и эпилог, ни к чему не приводящий. Тоже метафора? Мол, данная сцена подтолкнула Малышева остаться в Москве и помочь начинающим журналистам? Если приравнять эту концовку к последующим действиям, то она окажется совершенно бесполезной. Странностей в данном эпизоде хватает, жаль лишь, что разбираться с ними по достоинству никто не захотел. 0 баллов.

Новости - это то, что кто-то не хочет видеть опубликованным.

Серия №3. Арт-проект

Эпизод, существующий лишь ради одной цели - подвести зрителя к завершающему моменту истории. Каких-то строгих замечаний вынести здесь не получится - тут "всё идёт по плану". Да, можно придраться к следователю, но если принять, что в предыдущей серии была метафора, то "всё идёт по плану". Да, можно докопаться до истории с мамой и её грудным ребёнком, но если принять во внимание, что похожая история была и в самом деле, то "всё идёт по плану". +1 балл.

В заметке должна быть или одна мысль, или ни одной.

Серия №4. Блок на негатив

Заключительная серия первого сезона вышла бодрой, толковой, где-то даже тонкой... Если бы не этот Илья! Что это за тип такой, которого все боятся? Почему ему за весь сезон отведено лишь 5 минут хронометража? Почему клиффхэнгер завязан именно на нём? Какие дружеские отношения у него с Малышевым? Вопросов - тьма. Ответов - ни одного. Это одно из самых глупейших завершений сериала во всей истории кинематографа. Я понимаю, что проект экспериментальный. Я осознаю, что это мини-сериал. Но получается так, что зритель ещё даже не успел полноценно принять всё происходящее, влюбиться в здешние образы, а Вы уже обрываете всё на корню. Причём не просто завершаете сериал типичным клиффхэнгером, а делаете это при помощи героя, о котором молчите весь сезон. Наверняка, Вы хотели сделать так, чтобы он остался загадкой для нас, для зрителей. Но загадкой здесь являются и он, и Малышев, и Белла, да и вообще каждая личность. Весь сезон - одна сплошная загадка. 0 баллов.

Свобода слова - это святое

Вердикт

На мой взгляд, новый проект Романа Волобуева вышел крайне неоднозначным. Режиссёр не потерял стиля, не погряз в пропаганде, не оказался у двух дверей - он просто говорит со зрителем на интересные ему темы. Да, «ППЧМЗ» - неплохой сериал на один вечер. Только в этом-то и кроется вся беда - сюжет испаряется буквально сразу. Зритель даже не успевает моргнуть глазом, как уже наступает финал. Я могу порекомендовать сериал тем, кто хочет вкусить что-то по-настоящему оригинальное и свежее, а также тем, кто не боится мата и современного слэнга. Мне картина Романа Волобуева понравилась, но пересматривать её я буду лишь с выходом следующего сезона. От нашего канала «ППЧМЗ» получает итоговые 7 баллов из 10 возможных.

Карта канала «Кинотаурус»

Теперь мы в Telegram!

На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛