Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Столичные архитекторы в провинции. Часть 2

Оглавление

Самые известные памятники архитектуры XVIII–XIX веков сохранились в Петербурге и Москве: именно там жили и работали ведущие архитекторы России. Однако они же строили здания и в других городах. 10 зданий русской глубинки от архитекторов первой величины — в подборке портала «Культура.РФ».

Храм Воскресения в Почепе

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ. АРХИТЕКТОР АНТОНИО РИНАЛЬДИ. ФОТОГРАФИЯ: ЭЛЕОНОРА ЛУКИНА / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ. АРХИТЕКТОР АНТОНИО РИНАЛЬДИ. ФОТОГРАФИЯ: ЭЛЕОНОРА ЛУКИНА / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Воскресенский собор в стиле русского барокко и четырехъярусную колокольню построили по указу последнего украинского гетмана Кирилла Разумовского. Раньше считалось, что автором проекта был архитектор Жан Батист Валлен-Деламот. Однако позже исследователи стали склоняться к мнению, что его построил Антонио Ринальди, а иконостас собора создал Франческо Бартоломео Растрелли. Первоначально церковь была частью дворцового ансамбля, но здание усадебного дома и парк погибли во время Великой Отечественной войны. В советское время храм закрыли, но сегодня там снова проводятся богослужения.

Иркутский академический драматический театр

ИРКУТСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. АРХИТЕКТОР ВИКТОР ШРЕТЕР. 1894–1897. ФОТОГРАФИЯ: МИХАИЛ МАРКОВСКИЙ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
ИРКУТСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. АРХИТЕКТОР ВИКТОР ШРЕТЕР. 1894–1897. ФОТОГРАФИЯ: МИХАИЛ МАРКОВСКИЙ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Виктор Шретер был главным архитектором Дирекции Императорских театров, поэтому новые театральные здания по его проектам строились не только в столице, но и в провинции. В 1897 он возвел драматический театр в Иркутске на средства местных купцов. Шретер построил небольшое функциональное здание на 800 человек. Внешне оно выделялось среди других городских построек тем, что его стены не штукатурили — они были просто кирпичными. Театр поражал современников не только своим новаторским обликом и элегантной отделкой, но и техническим оснащением и безупречной акустикой.

Дворцовый ансамбль в Богородицке

ДВОРЦОВЫЙ АНСАМБЛЬ В БОГОРОДИЦКЕ. АРХИТЕКТОР ИВАН СТАРОВ. ФОТОГРАФИЯ: ИЛЮХИНА НАТАЛЬЯ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
ДВОРЦОВЫЙ АНСАМБЛЬ В БОГОРОДИЦКЕ. АРХИТЕКТОР ИВАН СТАРОВ. ФОТОГРАФИЯ: ИЛЮХИНА НАТАЛЬЯ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Архитектор Иван Старов построил множество загородных усадеб — в основном в предместьях Петербурга. В 1773 году по его проекту возвели загородный дворец в Тульской области, который заказала Екатерина II. В письмах к Вольтеру она называла Богородицк «чистым цветником».

На берегу реки Упертой возвели двухэтажный дом с бельведером — башенкой над крышей здания. В 1774 году по проекту Ивана Старова рядом с ним заложили небольшую однокупольную Казанскую церковь. В годы Великой Отечественной войны Богородицк был разрушен почти полностью, и некогда блистательный дворец превратился в руины. В 1960–70-е годы здание восстановили, сегодня там находится Богородицкий дворец-музей.

Дворец Алфераки в Таганроге

ДВОРЕЦ АЛФЕРАКИ. АРХИТЕКТОР АНДРЕЙ ШТАКЕНШНЕЙДЕР. ФОТОГРАФИЯ: ВИКТОР ФИЛИППОВИЧ ПОГОНЦЕВ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
ДВОРЕЦ АЛФЕРАКИ. АРХИТЕКТОР АНДРЕЙ ШТАКЕНШНЕЙДЕР. ФОТОГРАФИЯ: ВИКТОР ФИЛИППОВИЧ ПОГОНЦЕВ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Андрей Штакеншнейдер был дворцовым архитектором: он строил богатые особняки для членов императорской семьи. Когда ему заказали дом для таганрогского помещика, городского головы Николая Алфераки, он построил здание, ничуть не уступавшее столичным особнякам.

«В отношении великолепия в Таганроге есть дома, не уступающие царским палатам. Таков, например, дом известного богача, негоцианта Алфераки, стоящий, по уверению многих, внимательного осмотра по превосходным картинам, статуям, антикам и другим предметам художественной роскоши». Князь Михаил Голицын

Штакеншнейдер построил дворец в стиле необарокко с коринфскими колоннами. Крышу здания обрамляла балюстрада — фигурные перила. Внутри здание выглядело так же величественно, как и снаружи: в XIX веке в его залах проводились лучшие балы в городе. В советское время в здании разместился местный историко-краеведческий музей, который находится там до сих пор.

Преображенская церковь в селе Красном

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ КРАСНОМ. АРХИТЕКТОР ЮРИЙ ФЕЛЬТЕН. ФОТОГРАФИЯ: СОЛОДОВНИКОВА ЕЛЕНА / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ КРАСНОМ. АРХИТЕКТОР ЮРИЙ ФЕЛЬТЕН. ФОТОГРАФИЯ: СОЛОДОВНИКОВА ЕЛЕНА / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Преображенский храм в селе Красном построили в 1787–1780 годах, это была практически точная копия Чесменской церкви Юрия Фельтена. Вероятно, такое решение было принято владельцами усадьбы Красное Полторацкими для того, чтобы обратить на себя внимание Екатерины II и заслужить ее расположение. Главное отличие от петербургского храма заключалось в желтом цвете, в который покрасили стены готического храма, — Чесменская церковь была красной. В советское время храм закрыли и вплоть до 1998 года его использовали под склад. Сегодня в церкви снова проводятся богослужения.

Автор: Лидия Утёмова