Найти тему
Ретранслятор.RU

Что такое бедлам и какое отношение к этому имеет лондонский госпиталь

Если позволите, то начну с истории....
Когда в 1676 году перестроили Лондонский Бетлемский госпиталь, то он стал самым роскошным психиатрическим приютом, который когда – либо видел мир. Но это было снаружи, а внутри все было совсем по-другому.

Фото из архивов библиотеки, Лондон
Фото из архивов библиотеки, Лондон

Это была лондонская достопримечательность, настолько известная, что туристы посещали ее вместе с Вестминстерским аббатством и зоопарком; настолько печально известная, что само название стало означать безумие и хаос. А здание, в котором размещался госпиталь с 1676 года, казалось таким роскошным, что его можно было сравнить только с Версальским дворцом.

Это был #Бетлемский госпиталь, более известный под своим прозвищем (и словом, заимствованным из него): #
бедлам. Бетлем был основан в 13 веке как монастырь, посвященный Святой Марии Вифлеемской. К 1400 году он превратился в средневековую “больницу”, которая тогда не подразумевала медицинской помощи, а просто была “убежищем для нуждающихся незнакомцев”. Те, кому больше некуда было идти, появлялись у дверей монастыря. Но видимо любой приют рано или поздно называют "бедламом". Так со временем Бетлем стал специализироваться на заботе о тех, кто был не просто беден, но и неспособен заботиться о себе – особенно о тех, кого считали "сумасшедшими".

Когда в 1676 году госпиталь реконструирован под руководством #Роберта Гука (помните в физике закон Гука, так вот он еще был и архитектором), то больница приобрела в свой комплект коринфские колонны и башенки с куполом – все в стиле Дворца Людовика XIV Тюильри в Париже. Фасад был окружен садом и аллеями. Общее впечатление складывалось не столько о приюте, сколько о роскошном имении французского короля в Версале. Как писал один писатель в 1815 году, “в течение многих лет это было единственное здание, похожее на дворец в Лондоне.”

Бетлем стал известен как "дворец для сумасшедших".



Однако интерьер (и реальность) больницы был совершенно иным. Из-за того, что богато украшенный фасад был таким тяжелым, он сразу же треснул сзади. Всякий раз, когда шел дождь, по стенам лилась вода. А поскольку больница была построена на развалинах рядом с Римской стеной города, у нее даже не было нормального фундамента.

Новая больница в буквальном смысле придавала прелестное выражение тому, что многие лондонцы считали грязной и неприятной проблемой. Странное, скрипучее, разрушающееся здание. Такой контраст: величественный фасад – и то, насколько мрачно все внутри”.

Больница, возможно, выглядела как дворец, но лечение пациентов вряд ли было идеальным, как показано на этой гравюре:

Гравюра Уильяма Норриса в 1814 году, Библиотека Лондона
Гравюра Уильяма Норриса в 1814 году, Библиотека Лондона

В 1699 году сатирик Томас Браун шутливо писал, что этот проект заставляет задуматься, “являются ли люди, которые заказали его строительство, или те, кто его населяет, самыми безумными. Четыре года спустя Нед Уард написал в своем знаменитом журнале “Лондонский шпион "следующее:" Мы увидели величественное здание, которое отвлекло нас от наших прежних рассуждений и дало моему другу повод спросить меня, что я думаю об этом великолепном сооружении; я сказал ему, что, по-моему, это дворец лорда-мэра, ибо я не мог себе представить, чтобы такое величественное сооружение могло быть спроектировано для чего-либо другого; он улыбнулся моей невинной догадке и сообщил мне, что это бедлам, больница для сумасшедших”.

Бетлем стал популярным аттракционом. Это также поощрялось и самой больницей, которая получала выгоду как от пожертвований посетителей, так и от любых последующих благотворительных взносов. В те дни не было ничего странного в том, чтобы разрешить или поощрить такое зрелище: весь мир был сценой, и посещение Бетлема считалось назидательным по тем же причинам, что и посещение повешения.”

В частности, посещение больницы должно было стать поучительным напоминанием посетителям о необходимости “
держать в узде низменные инстинкты”... чтобы они тоже не оказались по другую сторону решетки.


Бетлем же со временем стал в нашем понимании полноцунным сумасшедшим домом. При этом были там и нищие, которые только притворялись "сумасшедшими" – чтобы избежать отправки в работный дом или тюрьму, поскольку закон о помощи бедным 1601 года гласил, что только бедные, которые были неспособны работать, должны были заботиться о приходе, в то время как остальные отправлялись в работные дома или даже в тюрьму. Отсюда идея мутировала еще больше, став означать
не только "безумие", но и хаос вообще. Эта интерпретация была усилена современными представлениями о Лондоне как о запутанном и хаотичном. Это делало Бетлем не только украшением города, но и его символом.

В 1815 году роскошный Бетлемский госпиталь, который должен был находиться на южной стороне нынешней площади Финсбери-Серкус, был снесен. “Единственное” похожее на дворец здание в Лондоне исчезло. Исчезли и те печальные условия, в которых жили пациенты: сегодня больница работает на современном оборудовании в Бекенхэме, с музеем, открытым для публики. Но идея и слово продолжают жить.

Такая история: лондонский Бетлемский госпиталь "подарил" нам слово "бедлам", означающее хаос, бардак, неразбериха, то место, где отсутствует тишина. Ведь там где находились сумасшедшие не могло быть спокойствия и порядка....

Если материал Вам понравился, что прошу поддержать лайком и пишите в комментариях о чем еще Вам бы хотелось узнать.

Мы будем признательны за Вашу подписку, это важно для автора и позволит Вам следить за нашими материалами
Лондон
7980 интересуются