Найти тему

Причудливые «маяки» ислама

Первое, что замечает путешественник, подъезжая к любому мусульманскому городу, – это купола и минареты множества мечетей. В крупных городах вроде Дамаска или Багдада исламские храмы строили десятками, если не сотнями, – по меньшей мере один на жилой квартал.

Жан-Леон Жером. «Вид Каира»
Жан-Леон Жером. «Вид Каира»

Именно благодаря мечетям восточный город имеет тот характерный ломанный силуэт, который мы хорошо знаем сегодня: чередование широких куполов и тонких минаретов создает впечатление холмистой местности, даже если сам город стоит посреди плоской как стол пустыни.

В каждом городе имелась своя соборная мечеть, где находилась кафедра для проповедей – минбар, и читалась пятничная молитва – хутба, в которой имам поминал правящего государя. Если географы и путешественники того времени писали: «В таком-то поселении есть кафедра», – это означало, что оно имело статус города.

Сначала соборная мечеть была только одна, поэтому по пятницам к ней стекалось население со всех кварталов. Толпы верующих не помещались во дворе и заполняли все соседние улицы, иногда даже сидели в лодках посреди реки. Из-за этого в городах стали строить сразу несколько соборных мечетей.

По традиции каждая мечеть имела хотя бы один минарет, но их могло быть гораздо больше, в зависимости от ее размера и значения. У мечети в Медине, например, их целых десять.

Минарет главной мечети был самым высоким зданием в городе и служил чем-то вроде путеводной вехи: с ней сверялись направлявшиеся к городу караваны, на нее же ориентировались сами горожане в лабиринте улочек.

Минарет  неслучайно происходит от слова «маноре» – маяк: это настоящие сухопутные маяки, которые в степях и полупустынях видно за много миль.

Красоте и внушительности главного минарета придавалось большое значение, поскольку он отражал престиж и могущество правителя. Для его постройки не жалели средств, приглашали лучших архитекторов и нанимали самых опытных строителей.

В архитектурном плане минарет – простой цилиндрический ствол, увенчанный сквозной ротондой-«фонарем», где находится площадка для муэдзина.

Но на этой незамысловатой основе арабские зодчие создавали сооружения самых разнообразных видов и форм. Минареты могли быть массивными и мощными, как крепостные башни, или, наоборот, ажурными и невесомыми, словно их вот-вот сдует ветер.

Вместо одного цилиндра некоторые строители ставили целый пучок стволов на граненом цоколе – и они вместе уходили вверх, словно группа сросшихся деревьев.

"Граненый" минарет Йивли в Анталье
"Граненый" минарет Йивли в Анталье

Минареты то взлетали к небу тонкими острыми ракетами, то закручивались в спираль подобно раковине, то высились над городом прочной квадратной цитаделью, покрытой чешуей кирпичной кладки. Позже здания стали украшать орнаментом и облицовывать керамикой, так что узор из камня покрывал всю стену плетеным кружевом.

Минареты использовали не только по прямому назначению – для созыва верующих на молитву, но и в качестве дозорных башен. В мирное время они применялись для казни преступников, которых сбрасывали из ротонды вниз. А во время военных действий – как удобный пункт для обстрела города.

Разнообразие минаретов почти неисчерпаемо. Некоторые из них напоминают космический порт, другие похожи на какие-то причудливые фабрики или смахивают на заводские трубы. Есть минареты-карандаши, минареты-свечки, минареты-бочонки. Керамика делает их похожими на изделия из фарфора:

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

© Владимир Соколов

Мои книги на портале «ЛитРес» и в издательстве "Ломоносовъ":