Найти в Дзене

Что означает термин Г1алг1а и настоящая история Ингушетии.

          Арби Еснакаев 
          Что означает термин Г1алг1а и настоящая история Ингушетии.
          Ассалам Алейкум! Во-первых строках своего обращения хотелось бы сразу предупредить, что я не преследую никаких националистических целей, а наоборот я очень уважаю наших братьев и сестер Ингушей и я уверен и докажу ниже, что мы один народ. У нас одна история, один язык, одни законы, одна вера, одни  тайповые происхождения, и одни  корни.  Давно хотел поделится с тем что хочу обнародовать в своей публикации, в юности  много читал и много интересовался нашей историей и давно знал,  что мы с Ингушами один народ и мною ещё в юности открыто сенсационное как мне кажется открытие. Я долго ждал момента когда можно будет обнародовать это. Но, что меня заставило написать вам именно сегодня, изложу по порядку.
Меня возмущают своими провокационными выступлениями и выпуском книг, такие люди, даже не знаю как их назвать, назовем  их так как указано в их документах Бузуртанов, Абадиев и Барахоев, Кадзоев,  и те кто вносит между нами Чеченцами и Ингушами  раздор. Нас упрекают в том, что якобы мы забираем у наших братьев Ингушей их земли, попираем их права, а о соединение наших ранее одного, а  теперь уже двух народов не хотят даже и слушать. Более того некоторые провокаторы такие как Барохоев я не нахожу других слов пробивают идею воссоединения не с Чеченской республикой, а с Осетинской республикой.
   По примеру ингушских историков я тоже решил как и Абадиев и Бузуртанов и другие ингушские так называемые историки обнародовать теперь уже ингушское происхождение. Как нам известно, история у нас у Нохчо очень богатая и древняя, к сожалению  мало изучена, но я уверен что скоро мы восстановим и историю, и соединим наш народ, как это было раньше, так как мы один народ и в единстве наша сила и наше будущее. Я сторонник  того, что нам не нужны маленькие национальности и маленькие княжества, но наши противники упорствуют в направление развала и уничтожения нашего, подчеркиваю  НАШЕГО народа, разделяя нас на тайпы и утверждая  что эти  тайпы разные отдельные народы и нации, а Нохчо это Нагайцы, такая работа ведется среди Г1алг1а, Орстхой, Мялхи, Аькки с Хасавюрта, и среди Кистинцев.
Хотелось бы далее напомнить некоторым лжеисторикам о том,  что нас разделило, и кто нас разделил,  когда и как  образовался термин ИНГУШ и термин Г1алг1а, но в начале поговорим о термине Ингуш. Когда Россия вела войну с нашим народом в 17-19 веках, Россия  разделила  наш народ, и назвали наши народы населяющие Чечню от населенных пунктов. Пример этому один из многочисленных исторических документов в котором говорится цитата  - : "Нахчуоевскаго общества называют себя общимъ именемъ  Нахчуо или Нахчи". "Приведенныхъ примеров достаточно для того, чтобы показать каким путем, при отсутствии ближайшаго знакомства съ населениемъ и eго языками, могло возникнуть преувеличенное представление о необычайной этнографической пестроте Кавказа. Множество названий , означающих один и тот же народ на разных языках , или части этого народа или наконец , родовыя его подразделения , принимались и принимаются за имена отдельных народов и племен в старинныхъ русских дипломатических актах , относящихся к 16-17 столетиях , упоминается в горах по Тереку народ мичкизы . Впоследствии , когда русские войска побывали за Тереком , появились название чеченцев и кистов, наконец при более близком знакомстве с горцами восточной половины севернаго склона Кавказскаго хребта , мы узнали о существовании других народов . После лингвистических исследований оказалось , что все они составляют одно племя или народ , который сам себя называет Нахчи , у нас же извъстен теперь под именем чеченцев. Bcе же приведенныя выше названия означают или родовые подразделения этого народа или заимствованы нами от названий селений ( например;. назрановцы и чеченцы ) и местностей ( ауховцы , ичкеринцы ) , или же наконец , взяты у сосъдних народов . Так , мичкыз наших актов есть искаженное название емичикючь , подъ которымъ чеченцы извъстны у кумыков , кисты или кистины грузинское название того же народа, карабулаки татарское название части плоскостных чеченцев; глигвы - грузинское имя - для горных чеченцев и т.д."
"Весь Кавказ" : Ил. справ.-лит. сб. № 1. - Тифлис : электропеч. Груз. изд. т-ва, 1903. Стр. 417…
 Так появились  нареченные Россией Чеченцы от селения  Чечен-Аул, и Ингуши от селения  Ангушт ныне село Тарское что находится в Пригородном районе Северной Осетии, это равносильно тому как если бы мы назвали русских Москвичами от населенного пункта Москва или Псковичи от населенного пункта Псков и так далее.
Кавказ всегда привлекал внимание разных народов мира. Наш край по праву можно назвать одним из древнейших культурных очагов нашей страны и всей Европы. В результате миграционных процессов, насильственного переселения, или в целях освоения новых земель, в крае оказывались представители разных народов. В период владычества на Кавказе греков, персов, арабов, русских и др., край заселяли многими племенами из других стран. Так, А. К. Бакиханов сообщает, что Кубад и Ануширван переселили в район Дербента племена из Персии и основали в этом краю много городов и селений [9, с. 44 ? 45]. Татаро-Монгольское иго так же внесла свою лепту в расселение разных народов на Кавказе. Екатерина II (1762 ? 1796) основала Кизлярскую провинцию и переселила на Терек пятьсот семнадцать семейств волжских казаков и сто семейств донских казаков, формируя из них полк моздокских казаков [16, с. 22] и таких исторических документов много.
  Так вот, перейдем к нашей теме, первыми от Нохчо 1800-х годах отделились 6 фамилий одни из представителей некъи  Г1алг1ай язычников, численность которых была примерно 1500 человек, которые в то время были даже не Гар, а были Некъи, и которые перешли на сторону России, из которых в последствии, а точнее в 1810 году, русские сформировали Ангушский отряд милиции. Представители Ангушской милиции принимали активное участие  в так называемых русских карательных операциях в уничтожении Чеченских сёл,  русские в свою очередь передавали отнятые у нас Чеченцев земли особо отличившимся командирам Ангуштовцам, в последствии к ним примкнули недовольные правлением имама Шамиля представители таких тайпов как Дышни, Чинхой, Орстхой, Аькки, Терлой и так далее. Многие из Ингушей знают своё происхождение. Например представители тайпа Дышни это : Ахриевы, Льяновы, Боровы и так далее, представители тайпа Чинхой: Оздоевы, Тумгоевы, Алмазовы, Гантемировы и так далее, тайпа Пешхой Мальсаговы, есть однофамильцы Мальсаговых  тайпа  Чаьнти и Фяппи,  тайпа Терлой Терлоевы, Галай-Галаевы, Орстхой,  Мялхи,  Аькки-Яндиевы и так далее  и  так далее, в последствии их надоумили перейти на фамильные тайпы и мало по малу всем им стали внушать что они все  Г1алг1а, чтобы они забыли кто какого тайпа, а в 1862 году их всех назвали Ингушами, ещё раз повторюсь от селения Ангушт, представители которых официально первыми перешли на сторону России. Эта история недалекая и если поднять архивные документы это всё всем будет видно.
Но самое главное возмущает  то что именно представители некъи Г1алг1а переманив представителей других намного более крупных тайпов, стали не только Гар или тайп, а даже и нацией, еще больше возмущает тот факт, что присвоив с помощью России  нашу территорию, нашу историю, наш язык, утверждают что они коренные жители Кавказа, а мы мол Ногайцы. Наши недруги настроили  теперь уже отдельную так называемую нацию Ингушей, против нас Нохчо. Раннее такую же операцию проделали осетины также прихватив наши земли, после часть Гуноевцев чтоб не принимать Ислам ушли к казакам, Бацбийцы, Сваны, Хевсуры остались на территории Грузии, в Дагестане тоже есть наши тайпы и наши территории, теперь некоторые Орстхойцы и Аькки тоже поговаривают о том что они отдельный народ. У нас что большая нация и территория как у России чтоб разбрасываться всем и Нацией и территориями и народом? Что нас ждет в будущем, если и дальше так пойдет.
Теперь о самом главном, сами Г1алг1а принятые нашими предками  как и другие некоторые тайпы и которые сейчас  стали нацией Ингуши, РАНЕЕ БЫЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МОНГОЛОВ, вот это есть ИСТИНА, многие подумают что это несерьёзное утверждение и поэтому попрошу далее отнестись к этой информации с особым вниманием, неоспоримый факт моему утверждению САМОНАЗВАНИЕ  Ингушей " Г1АЛГ1А " что в переводе означает МОНГОЛ, а не Г1алг1ой-жители башен, как это утверждают сами Г1алг1а, один отрывок из многих документов, который подтверждает это:- “Конкретные преобразования в Монголии произвел Даян-хан (1470–1543). Об этом хронологическом периоде в Монголии более обстоятельно изложил исследователь из Казани Р.Н. Безертинов( кстати очень похоже на Бузуртанов) в своей книге «Геополитика и правители татаро-монгольских империй», г. Казань, 2013 г.: «Объединенные племена, которые концентрировались вокруг реки Халха, Бор-Нора и нижнего Керулена, получили название ХАЛХА. Отсюда ХАЛХИ, изгоняя ойратов, расселились в западном направлении к Убеа-Нору.
Впоследствии этот термин прочно закрепился за большей частью современной территории Монголии – Халха, а также за восточными монголами, потомки которых носят этноним халха-монгол.
Халха-монголы не племенное, а сборное образование из разных степных и лесных племен. Так сложилось ядро будущих  ХАЛХА-монголов. Халха-монголы состояли из племен: борджегинов,даргийцев( похоже на даргинцев), хотогойцев и так далее.” 
 Так вот перейдём к сути вопроса. Никто и не догадывался откуда взялся термин Г1алг1а, я сам был поражен когда открыл для себя эту тайну. Во времена  хромого Тамерлана,  который устроил геноцид народа Нохчо, а возможно и чуть позже  во времена правления Османской империи, часть Монголов осталась на Кавказе ((например в Дагестане в составе даргинцев есть племя Кайтаг. Есть две версии названия их племенной группы
1. Это собственно Хатагины - монгольское племя.
2. Калмыцкая хайдаг, хайдг - брошенный. Калмыцкая версия сомнительна, так как племя Кайтаг были разбиты Тамерланом. Калмыки позднее прибыли на территорию Кавказа.
Это воинственное племя Кайтаг держало в рабстве (подчинении) терекмийцев, это было тюркоязычное население. Сами Кайтаги пришли судя по всему из северного Ирана или с территории совр. Азербайджана. Именно на совр. территории Азербайджана находилась столица ильханата Хулагу)) и вероятнее всего некоторая часть из них или вероятнее всего один из них остался среди нас Нохчо  и образовал новый тайп или некъи Халха,  кому как будет угодно  и со  временем термин  ХАЛХА перешёл  скорее всего из-за местного диалекта в термин  Г1АЛГ1А, и кто основал некъи  Г1алг1а являлся в чем я уверен никто иной как прародитель Баркинхоевых, башня которых построена одной из последних, у нас в народе многие знают что они потомки монголов, некоторые утверждают что эта башня построена нам Нохчо назло, и происхождение Г1алг1а идет именно с территории этой башни, вот некоторые рассуждения самого потомка Баркинхоева - " Существует и ещё один миф о том, что Барким, якобы являлся военноначальником  в  армии Тамерлана, в период его походов на Кавказ. Здесь видно, что одно заблуждение вытекало из другого. Трудно сейчас  сказать, что было первично - утверждение, что  Барким  был кочевником  или  то, что он был сподвижником Хромого Тимура”.
Так вот, такие провокаторы  как  Абадиев и Бузуртанов, которые потеряли не то что, как они утверждают Эздел, но которые и - или не знают свою историю, или преднамеренно представляют все в ином свете,  настраивают молодежь Ингушетии против нас своих братьев всякими небылицами про наше якобы происхождения от Ингушей. Про нас Нохчо писал еще в VII веке армянский летописец Широкаци, а ранее и другие летописцы когда  термин Г1алг1а впервые упоминается только в 17-18 веках, а у некъи  Г1алг1а история не более 400 лет, и то они в начале  упоминались как Халха, и ранее  у Г1алг1а истории нет, а теперь спросим у Абадиева и Бузуртанова, с Кадзоевым кто из нас Нехчи, который потерял Эздел, а кто Монгол. Ёще раз повторюсь я не националист, более того, я сторонник того, что Г1алг1а нам братья, которые  растворились в нации Нохчо, и большинство подчеркиваю большинство, из них являются как я выше описывал представителями тайпов Нохчо, но я противник того, чтобы некоторые из представителей НЕКЪИ Г1АЛГ1А у которых в лексиконе кстати много монгольских слов, переманив многих представителей из наших тайпов с помощью или с подачи России, присвоив себе наш язык и наши тайпы, обманным путем или по незнанию своей истории, кому как  будет удобно,  утверждали, что мы Нохчо неизвестного рода нация, а сами  утвердились на нашей земле как исконно коренные жители Кавказа и утверждали что мы отнимаем у них земли, когда всё происходит наоборот. Пусть теперь Ингуши, большинство из которых являются представителями наших тайпов, знают правду и если им угодно останутся Г1алг1аями, то есть Монголами,  или восстановят  свои корни и станут теми, кем были их предки, то есть НОХЧО. Ингушей обманули и обманывают до сих пор скрывая их настоящую историю, я думаю,  узнав всю правду многие представители тайпов  Дышни,  Чаьнти, Орстхой, Чинхой, Маьлхи, Аькки и так далее, сами не захотят называться Г1алг1аями, и вернутся к своим  тайповым корням, а ещё лучше будет  если мы объединимся в один народ и у нас больше никогда не будет спорных вопросов с территориями и у наших врагов не будет повода, нас настраивать друг против друга. Это нужно для наших потомков чтоб у них не было споров  с территориями и историей. Я повторюсь я не националист, мы с ингушами один народ, и они растворились среди нас, наши предки приняли Халха, но мы приняли их не для того чтобы они отнимали у нас наши территории, язык, и нашу историю и утверждали что они тут коренные, если хотят на нашей территории жить давайте жить как раньше и называтся одной нацией как и раньше Нохчо. Тем более Нохчо коренные жители Кавказа и имеют более древнюю историю чем какой-либо другой народ.
Если кто ещё сомневается в правдивости происхождения Г1алг1а от Халха вот вам схожие ингуше- монгольские слова
Халха самоназвание монгол.
Халха-монголы, или халхы — народ, составляющий основное население Монголии. Халха-монголы — наиболее многочисленный из народов Монголии. В стране проживает 2 млн 134 тысячи халхасцев, что составляет 82,04 % от общей численности населения (на 2007 год[1]). По данным переписей в 1956 году в Монголии проживало 639 тысяч (75,6 % населения), в 1979 году — 1 млн 236 тысяч халха-монголов (80,3 % населения). В этническом плане халхасцы возникли на основе древнемонгольских племён и родов (например, боржигин, горлос, олхонуд). По вероисповеданию халха-монголы — буддисты-ламаисты. Основа хозяйства — скотоводство.
Одним из скифским племенем являются монголы, в языке которого мы находим много слов ингушского народа.
Ингушский язык/ Монгольский язык монгол.яз. плохой - МУУ/ ингуш. яз. плохой "Муу"
инг.яз.Хам, Хум, Хем "вещи, утварь"/ "Хум, Хам - вещи, пожитки, утварь, предметы" монг. слово.
инг.яз. 1аудар - сжатие, сужение"/ "Агдар - сжатие, сужение" монг. слово.
монгол.яз. чистить - ЦЭВЭРЛЭХ /ингуш.яз. Цэер "огненный,"чистый" инг.яз. Ценеер, Ценвер, Ценбер "чистить"
монгол.яз. откуда? - ХААНААС? (Откуда ты идешь? - ЧИ ХААНААС ЯВЖ БАЙНА?) / ингуш. яз. Ханъяр "откуда это? Чье это? Байна "есть"
Мичахар "откуда?" Хо Чи вудж байна "пришли" "Изнутри дома ты идешь?, " ингуш.яз. Нах чи байна "люди пришли домой".
монгол.яз. пешком - ЯВГААР / ингуш. яз. Гаж "пешком" Ювгаар "шумит", Г1а "шаг"
монгол.яз. глубокий - ГYНЗГИЙ / ингуш. яз. Гяназ ий "глубокая"
монгол.яз. спасибо - БАЯРЛАЛАА (Спасибо вам - ТАНД БАЯРЛАЛАА)/ ингуш.яз. Баркала "спасибо" Баркала лу/лула "давать. говорить благодарность"
монгол.яз. дикий - ХАВТГАЙ/ ингуш. яз. Хуна "дикий, лес" Хунаг1а "в лесу"
монгол.яз. Водопад - ХYРХРЭЭ/ ингуш.яз. Хи "вода" Хичхара "водопад" (находится в воде)
монгол.яз. Где? - ХАА? (Где ты был? - ЧИ ХАА БАЙВ?) / ингуш.яз. Мичахаа "где" Где ты был? Мичахаа хьо вар/бар/ва/ба "Где ты был, была?)
монгол. яз. горячий - ХАЛУУН / ингуш. яз. Байхалан, Дайхалан, Вайхалун, Ейхалун, яйхалоан "горячие, горячее, горячий, горячая"
монгол. яз. далеко - ХОЛ / ингуш. яз. Халоо "вон там в далике"
монгол.яз. Еда - ХООЛ / ингуш.яз. Еахам, Даахам, Кхача, Кхала, "еда" / ингуш .Кхал "еда" стало Хоол у монгол.
монгол. яз. капуста - БАЙЦАЙ/ ингуш. яз. Ба1ц, Буц "трава", Кабуц "капуста"
монгол.яз. красный - УЛААН / ингуш.яз. Алаан "огненный" алый
монгол.яз. машина - МАШИН / ингуш. яз .Машин, Машен "машина")
монгол. яз. мы - БИД / ингуш.яз.Вей, Бэй "мы"
монгол.яз.нож - ХУТГА / ингуш. яз. Хоадага, Хоадая, Хоадаяй "резать" кIод "ножницы"
монгол. яз. Огонь - ГАЛ/ ингуш. яз. Ал "огонь"
монгол. яз. он, она - ТЭР / ингуш. яз. Ер, Е "он", "она"
монгол.яз. Работа - АЖИЛ / ингуш.яз. Оажил "смерть"
монгол. яз. рано - ЭРТ / ингуш. яз. Ийрана "утром"
монгол.яз. рука - ГАР / ингуш.яз. Кар "в руках"
монгол.яз. ручей - ГОРХИ/ ингуш. яз. Г1ар хи "шумная вода"
монгол.яз. сколько времени? - ХЭДЭН ЦАГ БОЛЖ БАЙНА?) / ингуш. яз. Болаж байн "есть имееться"
монгол.яз. словарь - ТОЛЬ / ингуш.яз. Толмач "переводчик"
монгол.яз. суслик - ЗУРАМ / ингуш.яз. Зурам "капризный"
монгол.яз. Табак - ТАМХИ / ингуш.яз. Тхамк "табак"
монгол.яз. Узкий - НАРИЙН / ингуш. яз. Нарийн "дверной"
монгол.яз. холодно - ХУЙТЭН БАЙХ/ ингуш. Байх "горячий"
монгол.яз. нос БУРУН/ ингуш. МЕР, МЕРИ, МЕРАЖ "нос"
монгол.яз. Черный - ХАР / ингуш. яз. Арж "черный", Къор "уголь"
монгол.яз. видеть(кого/что) - ХАРАХ/ ингуш.яз. Баргаха "видеть"
монгол.яз. говорить - ХЭЛЭХ/ ингуш.яз. Хаала, Хаал "скажи"
могол.яз. язык - ЯРИХ, говорить по-русски - ОРОСОО ЯРИХ)/ ингуш.яз. Яхар "говорить"
монгол.яз. ехать, идти - ЯВАХ / ингуш.яз. Ваха, Вахав, Давахав"уходить, ушел"
монгол.яз. идти - ЯВАХ (идти пешком - ЯВГАН ЯВАХ)/ ингуш. яз. Гаж вахав "идёт пешком"
монгол.яз. отвечать - ХАРИУЛАХ/ ингуш.яз. Халара "отвечай"
монгол.яз. предупреждать - МЭДЭГДЭХ / ингуш.яз. Мегяда "понятно"
монгол. яз. продавать - ХУДАЛДАХ/ ингуш. яз. Хуцала "менять"
монгол.яз. спускаться - БУУХ / ингуш.яз. Бух "дно"
монгол.яз. АВГДАХ "сжимать" / ингуш.яз. Авда, Ауда, Оуда "сжимать"
монгол.яз. Юрт "деревня" / ингуш. яз. Юрт "деревня"
монгол.яз. Халх "щит"/ ингуш.яз. Хал ха "было раньше, времени", вначале, раньше времени" впереди
Арби Еснакаев Что означает термин Г1алг1а и настоящая история Ингушетии. Ассалам Алейкум! Во-первых строках своего обращения хотелось бы сразу предупредить, что я не преследую никаких националистических целей, а наоборот я очень уважаю наших братьев и сестер Ингушей и я уверен и докажу ниже, что мы один народ. У нас одна история, один язык, одни законы, одна вера, одни тайповые происхождения, и одни корни. Давно хотел поделится с тем что хочу обнародовать в своей публикации, в юности много читал и много интересовался нашей историей и давно знал, что мы с Ингушами один народ и мною ещё в юности открыто сенсационное как мне кажется открытие. Я долго ждал момента когда можно будет обнародовать это. Но, что меня заставило написать вам именно сегодня, изложу по порядку. Меня возмущают своими провокационными выступлениями и выпуском книг, такие люди, даже не знаю как их назвать, назовем их так как указано в их документах Бузуртанов, Абадиев и Барахоев, Кадзоев, и те кто вносит между нами Чеченцами и Ингушами раздор. Нас упрекают в том, что якобы мы забираем у наших братьев Ингушей их земли, попираем их права, а о соединение наших ранее одного, а теперь уже двух народов не хотят даже и слушать. Более того некоторые провокаторы такие как Барохоев я не нахожу других слов пробивают идею воссоединения не с Чеченской республикой, а с Осетинской республикой. По примеру ингушских историков я тоже решил как и Абадиев и Бузуртанов и другие ингушские так называемые историки обнародовать теперь уже ингушское происхождение. Как нам известно, история у нас у Нохчо очень богатая и древняя, к сожалению мало изучена, но я уверен что скоро мы восстановим и историю, и соединим наш народ, как это было раньше, так как мы один народ и в единстве наша сила и наше будущее. Я сторонник того, что нам не нужны маленькие национальности и маленькие княжества, но наши противники упорствуют в направление развала и уничтожения нашего, подчеркиваю НАШЕГО народа, разделяя нас на тайпы и утверждая что эти тайпы разные отдельные народы и нации, а Нохчо это Нагайцы, такая работа ведется среди Г1алг1а, Орстхой, Мялхи, Аькки с Хасавюрта, и среди Кистинцев. Хотелось бы далее напомнить некоторым лжеисторикам о том, что нас разделило, и кто нас разделил, когда и как образовался термин ИНГУШ и термин Г1алг1а, но в начале поговорим о термине Ингуш. Когда Россия вела войну с нашим народом в 17-19 веках, Россия разделила наш народ, и назвали наши народы населяющие Чечню от населенных пунктов. Пример этому один из многочисленных исторических документов в котором говорится цитата - : "Нахчуоевскаго общества называют себя общимъ именемъ Нахчуо или Нахчи". "Приведенныхъ примеров достаточно для того, чтобы показать каким путем, при отсутствии ближайшаго знакомства съ населениемъ и eго языками, могло возникнуть преувеличенное представление о необычайной этнографической пестроте Кавказа. Множество названий , означающих один и тот же народ на разных языках , или части этого народа или наконец , родовыя его подразделения , принимались и принимаются за имена отдельных народов и племен в старинныхъ русских дипломатических актах , относящихся к 16-17 столетиях , упоминается в горах по Тереку народ мичкизы . Впоследствии , когда русские войска побывали за Тереком , появились название чеченцев и кистов, наконец при более близком знакомстве с горцами восточной половины севернаго склона Кавказскаго хребта , мы узнали о существовании других народов . После лингвистических исследований оказалось , что все они составляют одно племя или народ , который сам себя называет Нахчи , у нас же извъстен теперь под именем чеченцев. Bcе же приведенныя выше названия означают или родовые подразделения этого народа или заимствованы нами от названий селений ( например;. назрановцы и чеченцы ) и местностей ( ауховцы , ичкеринцы ) , или же наконец , взяты у сосъдних народов . Так , мичкыз наших актов есть искаженное название емичикючь , подъ которымъ чеченцы извъстны у кумыков , кисты или кистины грузинское название того же народа, карабулаки татарское название части плоскостных чеченцев; глигвы - грузинское имя - для горных чеченцев и т.д." "Весь Кавказ" : Ил. справ.-лит. сб. № 1. - Тифлис : электропеч. Груз. изд. т-ва, 1903. Стр. 417… Так появились нареченные Россией Чеченцы от селения Чечен-Аул, и Ингуши от селения Ангушт ныне село Тарское что находится в Пригородном районе Северной Осетии, это равносильно тому как если бы мы назвали русских Москвичами от населенного пункта Москва или Псковичи от населенного пункта Псков и так далее. Кавказ всегда привлекал внимание разных народов мира. Наш край по праву можно назвать одним из древнейших культурных очагов нашей страны и всей Европы. В результате миграционных процессов, насильственного переселения, или в целях освоения новых земель, в крае оказывались представители разных народов. В период владычества на Кавказе греков, персов, арабов, русских и др., край заселяли многими племенами из других стран. Так, А. К. Бакиханов сообщает, что Кубад и Ануширван переселили в район Дербента племена из Персии и основали в этом краю много городов и селений [9, с. 44 ? 45]. Татаро-Монгольское иго так же внесла свою лепту в расселение разных народов на Кавказе. Екатерина II (1762 ? 1796) основала Кизлярскую провинцию и переселила на Терек пятьсот семнадцать семейств волжских казаков и сто семейств донских казаков, формируя из них полк моздокских казаков [16, с. 22] и таких исторических документов много. Так вот, перейдем к нашей теме, первыми от Нохчо 1800-х годах отделились 6 фамилий одни из представителей некъи Г1алг1ай язычников, численность которых была примерно 1500 человек, которые в то время были даже не Гар, а были Некъи, и которые перешли на сторону России, из которых в последствии, а точнее в 1810 году, русские сформировали Ангушский отряд милиции. Представители Ангушской милиции принимали активное участие в так называемых русских карательных операциях в уничтожении Чеченских сёл, русские в свою очередь передавали отнятые у нас Чеченцев земли особо отличившимся командирам Ангуштовцам, в последствии к ним примкнули недовольные правлением имама Шамиля представители таких тайпов как Дышни, Чинхой, Орстхой, Аькки, Терлой и так далее. Многие из Ингушей знают своё происхождение. Например представители тайпа Дышни это : Ахриевы, Льяновы, Боровы и так далее, представители тайпа Чинхой: Оздоевы, Тумгоевы, Алмазовы, Гантемировы и так далее, тайпа Пешхой Мальсаговы, есть однофамильцы Мальсаговых тайпа Чаьнти и Фяппи, тайпа Терлой Терлоевы, Галай-Галаевы, Орстхой, Мялхи, Аькки-Яндиевы и так далее и так далее, в последствии их надоумили перейти на фамильные тайпы и мало по малу всем им стали внушать что они все Г1алг1а, чтобы они забыли кто какого тайпа, а в 1862 году их всех назвали Ингушами, ещё раз повторюсь от селения Ангушт, представители которых официально первыми перешли на сторону России. Эта история недалекая и если поднять архивные документы это всё всем будет видно. Но самое главное возмущает то что именно представители некъи Г1алг1а переманив представителей других намного более крупных тайпов, стали не только Гар или тайп, а даже и нацией, еще больше возмущает тот факт, что присвоив с помощью России нашу территорию, нашу историю, наш язык, утверждают что они коренные жители Кавказа, а мы мол Ногайцы. Наши недруги настроили теперь уже отдельную так называемую нацию Ингушей, против нас Нохчо. Раннее такую же операцию проделали осетины также прихватив наши земли, после часть Гуноевцев чтоб не принимать Ислам ушли к казакам, Бацбийцы, Сваны, Хевсуры остались на территории Грузии, в Дагестане тоже есть наши тайпы и наши территории, теперь некоторые Орстхойцы и Аькки тоже поговаривают о том что они отдельный народ. У нас что большая нация и территория как у России чтоб разбрасываться всем и Нацией и территориями и народом? Что нас ждет в будущем, если и дальше так пойдет. Теперь о самом главном, сами Г1алг1а принятые нашими предками как и другие некоторые тайпы и которые сейчас стали нацией Ингуши, РАНЕЕ БЫЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МОНГОЛОВ, вот это есть ИСТИНА, многие подумают что это несерьёзное утверждение и поэтому попрошу далее отнестись к этой информации с особым вниманием, неоспоримый факт моему утверждению САМОНАЗВАНИЕ Ингушей " Г1АЛГ1А " что в переводе означает МОНГОЛ, а не Г1алг1ой-жители башен, как это утверждают сами Г1алг1а, один отрывок из многих документов, который подтверждает это:- “Конкретные преобразования в Монголии произвел Даян-хан (1470–1543). Об этом хронологическом периоде в Монголии более обстоятельно изложил исследователь из Казани Р.Н. Безертинов( кстати очень похоже на Бузуртанов) в своей книге «Геополитика и правители татаро-монгольских империй», г. Казань, 2013 г.: «Объединенные племена, которые концентрировались вокруг реки Халха, Бор-Нора и нижнего Керулена, получили название ХАЛХА. Отсюда ХАЛХИ, изгоняя ойратов, расселились в западном направлении к Убеа-Нору. Впоследствии этот термин прочно закрепился за большей частью современной территории Монголии – Халха, а также за восточными монголами, потомки которых носят этноним халха-монгол. Халха-монголы не племенное, а сборное образование из разных степных и лесных племен. Так сложилось ядро будущих ХАЛХА-монголов. Халха-монголы состояли из племен: борджегинов,даргийцев( похоже на даргинцев), хотогойцев и так далее.” Так вот перейдём к сути вопроса. Никто и не догадывался откуда взялся термин Г1алг1а, я сам был поражен когда открыл для себя эту тайну. Во времена хромого Тамерлана, который устроил геноцид народа Нохчо, а возможно и чуть позже во времена правления Османской империи, часть Монголов осталась на Кавказе ((например в Дагестане в составе даргинцев есть племя Кайтаг. Есть две версии названия их племенной группы 1. Это собственно Хатагины - монгольское племя. 2. Калмыцкая хайдаг, хайдг - брошенный. Калмыцкая версия сомнительна, так как племя Кайтаг были разбиты Тамерланом. Калмыки позднее прибыли на территорию Кавказа. Это воинственное племя Кайтаг держало в рабстве (подчинении) терекмийцев, это было тюркоязычное население. Сами Кайтаги пришли судя по всему из северного Ирана или с территории совр. Азербайджана. Именно на совр. территории Азербайджана находилась столица ильханата Хулагу)) и вероятнее всего некоторая часть из них или вероятнее всего один из них остался среди нас Нохчо и образовал новый тайп или некъи Халха, кому как будет угодно и со временем термин ХАЛХА перешёл скорее всего из-за местного диалекта в термин Г1АЛГ1А, и кто основал некъи Г1алг1а являлся в чем я уверен никто иной как прародитель Баркинхоевых, башня которых построена одной из последних, у нас в народе многие знают что они потомки монголов, некоторые утверждают что эта башня построена нам Нохчо назло, и происхождение Г1алг1а идет именно с территории этой башни, вот некоторые рассуждения самого потомка Баркинхоева - " Существует и ещё один миф о том, что Барким, якобы являлся военноначальником в армии Тамерлана, в период его походов на Кавказ. Здесь видно, что одно заблуждение вытекало из другого. Трудно сейчас сказать, что было первично - утверждение, что Барким был кочевником или то, что он был сподвижником Хромого Тимура”. Так вот, такие провокаторы как Абадиев и Бузуртанов, которые потеряли не то что, как они утверждают Эздел, но которые и - или не знают свою историю, или преднамеренно представляют все в ином свете, настраивают молодежь Ингушетии против нас своих братьев всякими небылицами про наше якобы происхождения от Ингушей. Про нас Нохчо писал еще в VII веке армянский летописец Широкаци, а ранее и другие летописцы когда термин Г1алг1а впервые упоминается только в 17-18 веках, а у некъи Г1алг1а история не более 400 лет, и то они в начале упоминались как Халха, и ранее у Г1алг1а истории нет, а теперь спросим у Абадиева и Бузуртанова, с Кадзоевым кто из нас Нехчи, который потерял Эздел, а кто Монгол. Ёще раз повторюсь я не националист, более того, я сторонник того, что Г1алг1а нам братья, которые растворились в нации Нохчо, и большинство подчеркиваю большинство, из них являются как я выше описывал представителями тайпов Нохчо, но я противник того, чтобы некоторые из представителей НЕКЪИ Г1АЛГ1А у которых в лексиконе кстати много монгольских слов, переманив многих представителей из наших тайпов с помощью или с подачи России, присвоив себе наш язык и наши тайпы, обманным путем или по незнанию своей истории, кому как будет удобно, утверждали, что мы Нохчо неизвестного рода нация, а сами утвердились на нашей земле как исконно коренные жители Кавказа и утверждали что мы отнимаем у них земли, когда всё происходит наоборот. Пусть теперь Ингуши, большинство из которых являются представителями наших тайпов, знают правду и если им угодно останутся Г1алг1аями, то есть Монголами, или восстановят свои корни и станут теми, кем были их предки, то есть НОХЧО. Ингушей обманули и обманывают до сих пор скрывая их настоящую историю, я думаю, узнав всю правду многие представители тайпов Дышни, Чаьнти, Орстхой, Чинхой, Маьлхи, Аькки и так далее, сами не захотят называться Г1алг1аями, и вернутся к своим тайповым корням, а ещё лучше будет если мы объединимся в один народ и у нас больше никогда не будет спорных вопросов с территориями и у наших врагов не будет повода, нас настраивать друг против друга. Это нужно для наших потомков чтоб у них не было споров с территориями и историей. Я повторюсь я не националист, мы с ингушами один народ, и они растворились среди нас, наши предки приняли Халха, но мы приняли их не для того чтобы они отнимали у нас наши территории, язык, и нашу историю и утверждали что они тут коренные, если хотят на нашей территории жить давайте жить как раньше и называтся одной нацией как и раньше Нохчо. Тем более Нохчо коренные жители Кавказа и имеют более древнюю историю чем какой-либо другой народ. Если кто ещё сомневается в правдивости происхождения Г1алг1а от Халха вот вам схожие ингуше- монгольские слова Халха самоназвание монгол. Халха-монголы, или халхы — народ, составляющий основное население Монголии. Халха-монголы — наиболее многочисленный из народов Монголии. В стране проживает 2 млн 134 тысячи халхасцев, что составляет 82,04 % от общей численности населения (на 2007 год[1]). По данным переписей в 1956 году в Монголии проживало 639 тысяч (75,6 % населения), в 1979 году — 1 млн 236 тысяч халха-монголов (80,3 % населения). В этническом плане халхасцы возникли на основе древнемонгольских племён и родов (например, боржигин, горлос, олхонуд). По вероисповеданию халха-монголы — буддисты-ламаисты. Основа хозяйства — скотоводство. Одним из скифским племенем являются монголы, в языке которого мы находим много слов ингушского народа. Ингушский язык/ Монгольский язык монгол.яз. плохой - МУУ/ ингуш. яз. плохой "Муу" инг.яз.Хам, Хум, Хем "вещи, утварь"/ "Хум, Хам - вещи, пожитки, утварь, предметы" монг. слово. инг.яз. 1аудар - сжатие, сужение"/ "Агдар - сжатие, сужение" монг. слово. монгол.яз. чистить - ЦЭВЭРЛЭХ /ингуш.яз. Цэер "огненный,"чистый" инг.яз. Ценеер, Ценвер, Ценбер "чистить" монгол.яз. откуда? - ХААНААС? (Откуда ты идешь? - ЧИ ХААНААС ЯВЖ БАЙНА?) / ингуш. яз. Ханъяр "откуда это? Чье это? Байна "есть" Мичахар "откуда?" Хо Чи вудж байна "пришли" "Изнутри дома ты идешь?, " ингуш.яз. Нах чи байна "люди пришли домой". монгол.яз. пешком - ЯВГААР / ингуш. яз. Гаж "пешком" Ювгаар "шумит", Г1а "шаг" монгол.яз. глубокий - ГYНЗГИЙ / ингуш. яз. Гяназ ий "глубокая" монгол.яз. спасибо - БАЯРЛАЛАА (Спасибо вам - ТАНД БАЯРЛАЛАА)/ ингуш.яз. Баркала "спасибо" Баркала лу/лула "давать. говорить благодарность" монгол.яз. дикий - ХАВТГАЙ/ ингуш. яз. Хуна "дикий, лес" Хунаг1а "в лесу" монгол.яз. Водопад - ХYРХРЭЭ/ ингуш.яз. Хи "вода" Хичхара "водопад" (находится в воде) монгол.яз. Где? - ХАА? (Где ты был? - ЧИ ХАА БАЙВ?) / ингуш.яз. Мичахаа "где" Где ты был? Мичахаа хьо вар/бар/ва/ба "Где ты был, была?) монгол. яз. горячий - ХАЛУУН / ингуш. яз. Байхалан, Дайхалан, Вайхалун, Ейхалун, яйхалоан "горячие, горячее, горячий, горячая" монгол. яз. далеко - ХОЛ / ингуш. яз. Халоо "вон там в далике" монгол.яз. Еда - ХООЛ / ингуш.яз. Еахам, Даахам, Кхача, Кхала, "еда" / ингуш .Кхал "еда" стало Хоол у монгол. монгол. яз. капуста - БАЙЦАЙ/ ингуш. яз. Ба1ц, Буц "трава", Кабуц "капуста" монгол.яз. красный - УЛААН / ингуш.яз. Алаан "огненный" алый монгол.яз. машина - МАШИН / ингуш. яз .Машин, Машен "машина") монгол. яз. мы - БИД / ингуш.яз.Вей, Бэй "мы" монгол.яз.нож - ХУТГА / ингуш. яз. Хоадага, Хоадая, Хоадаяй "резать" кIод "ножницы" монгол. яз. Огонь - ГАЛ/ ингуш. яз. Ал "огонь" монгол. яз. он, она - ТЭР / ингуш. яз. Ер, Е "он", "она" монгол.яз. Работа - АЖИЛ / ингуш.яз. Оажил "смерть" монгол. яз. рано - ЭРТ / ингуш. яз. Ийрана "утром" монгол.яз. рука - ГАР / ингуш.яз. Кар "в руках" монгол.яз. ручей - ГОРХИ/ ингуш. яз. Г1ар хи "шумная вода" монгол.яз. сколько времени? - ХЭДЭН ЦАГ БОЛЖ БАЙНА?) / ингуш. яз. Болаж байн "есть имееться" монгол.яз. словарь - ТОЛЬ / ингуш.яз. Толмач "переводчик" монгол.яз. суслик - ЗУРАМ / ингуш.яз. Зурам "капризный" монгол.яз. Табак - ТАМХИ / ингуш.яз. Тхамк "табак" монгол.яз. Узкий - НАРИЙН / ингуш. яз. Нарийн "дверной" монгол.яз. холодно - ХУЙТЭН БАЙХ/ ингуш. Байх "горячий" монгол.яз. нос БУРУН/ ингуш. МЕР, МЕРИ, МЕРАЖ "нос" монгол.яз. Черный - ХАР / ингуш. яз. Арж "черный", Къор "уголь" монгол.яз. видеть(кого/что) - ХАРАХ/ ингуш.яз. Баргаха "видеть" монгол.яз. говорить - ХЭЛЭХ/ ингуш.яз. Хаала, Хаал "скажи" могол.яз. язык - ЯРИХ, говорить по-русски - ОРОСОО ЯРИХ)/ ингуш.яз. Яхар "говорить" монгол.яз. ехать, идти - ЯВАХ / ингуш.яз. Ваха, Вахав, Давахав"уходить, ушел" монгол.яз. идти - ЯВАХ (идти пешком - ЯВГАН ЯВАХ)/ ингуш. яз. Гаж вахав "идёт пешком" монгол.яз. отвечать - ХАРИУЛАХ/ ингуш.яз. Халара "отвечай" монгол.яз. предупреждать - МЭДЭГДЭХ / ингуш.яз. Мегяда "понятно" монгол. яз. продавать - ХУДАЛДАХ/ ингуш. яз. Хуцала "менять" монгол.яз. спускаться - БУУХ / ингуш.яз. Бух "дно" монгол.яз. АВГДАХ "сжимать" / ингуш.яз. Авда, Ауда, Оуда "сжимать" монгол.яз. Юрт "деревня" / ингуш. яз. Юрт "деревня" монгол.яз. Халх "щит"/ ингуш.яз. Хал ха "было раньше, времени", вначале, раньше времени" впереди