Я около 20 лет в продажах, и когда только начинал заниматься продажами, думал: ты закрыл первую, вторую, третью, восемнадцатую, восемьдесят пятую сделку, ты приносишь деньги в компанию, а что они все здесь делают?
В какой-то момент на производстве вовремя что-то не срабатывает, и ты понимаешь: ну да, еще производство есть, они тоже молодцы. Они важны, согласен, буду их учитывать. В какой-то момент производство все сделало, вы все продали, а доставка сработала не вовремя для клиента. И ты такой: согласен, логистика. Курьер, кстати, тоже к логистике относится. Если он что-то сделает не вовремя, не туда, проблема будет у тех, кто продает.
Потом ты узнаешь, что секретарь невежливо разговаривала с вашим постоянным клиентом, и он теперь больше не хочет с вами работать. И ты думаешь: секретарь?! Она тоже важна!? Потом ты выясняешь, что важна и бухгалтерия, а бухгалтерия всегда думает, что они самые главные, просто их никто не понимает. Но на самом деле они делают важнейшую работу по учету всего.
Так что получается, кто самый важный?
Кто-то скажет, владелец. Наверное, поэтому все хотят быть владельцами, иметь свое дело — быть самым важным человеком в компании. В действительности владелец без остальной команды — это ничто.
Владелец вообще без команды — это самозанятый. Так что когда захотите открыть свое дело, говорите: «Теперь я не в команде, я самозанятый».
У нас в компании произошел такой случай. Неожиданно уволилась женщина, которая отвечала за чистоту в офисе, за уборку. И мы все, конечно, «повеселились». Почему? Потому что функция уборки должна быть кем-то выполнена. У нас в этот момент проходили тренинги, были клиенты в офисе. Соответственно, кто-то должен был накрыть им чай, убрать, помыть посуду, снова что-то вынести на следующий кофе-брейк и т. д. И вы знаете, сотрудники, на которых легли эти обязанности, которым пришлось это разруливать, запомнили этот день очень хорошо. Почему? Потому что вдруг оказалось, что человек, отвечающий за уборку, тоже очень важный человек в компании. И некоторые сейчас кивают и говорят: да, это действительно так. Большая проблема, когда отдел персонала «не угадал» с уборщицей, потому что им показалось, что эта должность не требует ничего особенного. Они наняли абы кого, и уборщица тут нахамила, там нагрубила — минус репутации компании.
Я однажды получил результаты исследований — по каким критериям клиенты определяют, что у нас крутой офис. Я был удивлен, когда узнал, что один из критериев — уборная, что клиенты смотрят на чистоту туалетных комнат. Думаю, надо же, как интересно. А еще учитывается зона ресепшен и чистота в других помещениях. Кто за это отвечает? Не офис-менеджер, не бухгалтер, не продавец, не директор по персоналу, не директор учебного центра. И получается, что самый важный человек — уборщица.
На самом деле, все важны, просто все выполняют свои функции.
Это нужно понимать каждому руководителю, чтобы правильно выстроить коммуникации внутри компании. Иначе будет вечная «любовь» отдела маркетинга с отделом продаж. У меня есть знакомые компании, которые сейчас читают и наверняка улыбаются. Я уже не говорю про «нежные отношения» бухгалтерии с продажами. Одни думают, что они важнее, другие — что они. На самом деле каждый несёт незаменимые функции. И важно понимать, что нужно учиться взаимодействовать, а не вступать в конфронтацию.
На самом деле, все люди важны. Люди хотят быть важными, хотят быть ценными, и важно понимать, что когда мы работаем с командой как лидеры, мы должны уметь эту ценность правильно распределять и учить их взаимодействовать.
В этом плане мне очень нравится парусный спорт. Несколько лет назад я увлекся этим видом спорта и просто влюбился в него. Сегодня я могу уверенно сказать, что я яхтсмен. Мы для своих клиентов, кстати, каждый год организуем бизнес-регаты. Это не просто гулянка, алкоголь, красивые яхты, паруса. Нет. Это соревнования настоящих яхт: профессиональные шкиперы, команды, командная работа, обучение тому, как управлять яхтой, как работать в команде. Это тренинги по лидерству в течение 7 дней. И, конечно, это очень сильно меняет участников.
Многие наши клиенты, которые уже побывали в этом приключении, удивлялись тому, насколько важны эти должности на яхте. Когда ты выходишь в море, ценности перезагружаются полностью и у начинающих лидеров, и у опытных, потому что когда руководители разных компаний собираются на одной лодке, они понимают, что все зависят от других. Иногда на лодке может не хватать одного человека, и из-за этого шкипер не может быстро сделать маневр. И ты начинаешь понимать, что важен каждый член экипажа. Каждый выполняет свою функцию, а ты болеешь за него, чтобы он выполнил ее очень хорошо. Если ты успел идеально выполнить свою, ты можешь помочь другому, подхватить. Совершенно другое осознание команды. Вот так же должно быть в бизнесе.
Какая же должность самая важная в компании? Все важны, все несут свои функции. И нам как лидерам нужно это донести до своих команд, чтобы была правильная коммуникация, правильное взаимодействие. Только тогда мы сможем прийти к нашим большим целям.
Подпишитесь, чтобы не пропустить еще больше ценных данных и советов
Евгений Котов, основатель Practicum Business School
#Яхтинг
#Командообразование
#BusinessRegatta
#НавыкиЛидера
#PROлидерство