Подобно театру, что начинается с вешалки, ракетный носитель начинается с ракетного двигателя.
Именно из стоимости двигателей складывается финальная стоимость ракеты, именно они определяют будет ли тот или иной носитель коммерчески успешным или станет лишь дорогой обузой подобно Delta-IV и Ангара-А5.
Как мы знаем, ракетные движки бывают закрытого и открытого типа. Закрытые имеют наибольшие показатели удельного импульса, большую тяговооруженность, но при этом значительно дороже и сложнее своих собратьев открытого типа.
Кстати, схема называется закрытой, поскольку во время его работы часть топлива уходит на поддержание работы газогенератора, чтобы потом вернуться в камеру сгорания, где процесс повторяется до момента исчерпания топлива.
При открытой схеме, рабочее тело турбины не замыкается на камере сгорания, а выводится во внешнюю среду. КПД такого двигателя по определению меньше, чем у его закрытого собрата, но он намного дешевле и легче.
Как раз к двигателям открытого типа относятся сверхнадежные РД-107 советского «Союза» и герой нашей сегодняшней статьи- ракетный двигатель Merlin от SpaceX.
Но почему же мы называем этот двигатель лучшим, если схожая по классу ракета Falcon-9 с 9 двигателями Merlin имеет сравнимую тяговооруженность (783тс/431т массы носителя) против отечественного Зенита (720 тс/470т носителя)?
Да потому, друзья, что каждый двигатель Merlin стоит ~ $1 млн, всего их в первой ступени 9, тогда как один РД-171 используемый в «Зените» стоит в районе $20 млн., а РД-191, используемый в новейшей Ангаре стоит ~$10 млн, а всего в ракете их 5 штук!
О какой конкуренции может идти речь, при разнице в стоимости главной детали ракеты более чем в 5 раз!
Охарактеризовать Merlin можно так- это автомат Калашникова среди ракетных двигателей. Не самый точный, не самый технологичный, но самый простой и надежный.
Кроме того, движок от SpaceX не только прост и надежен, он еще и используется в первой ступени Falcon-9 по нескольку раз. Нынешний рекорд составляет 6 циклов «запуск-посадка».
Именно потому, есть двигатели с лучшим удельным импульсом, есть двигали с большей тяговооруженность, мощностью, но по самому главному соотношению цена/масса забрасываемого в космос груза никто не может сравниться с простым и надежным Мерлином.
Сегодня на смену Мерлину приходит двигатель закрытого цикла, работящий на метане- Raptor.
Вполне возможно, что именно этот аппарат воплотит нашу мечту о Марсе.
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉